А. Конев, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»

В настоящее время главной задачей руководства компаний становится оптимизация бизнес-процессов и связанных с ними затрат. Сэкономить на всем, на чем только можно – вот основной постулат кризисного периода. Не являются исключениями в этом смысле и жизненно важные для функционирования фирм IT-подразделения.

Для того чтобы повысить эффективность работы системных администраторов и программистов, не всегда обязательно идти у них на поводу и по первому же требованию «айтишников» закупать все более совершенное, а значит дорогостоящее оборудование. Очень часто достаточно бывает навести порядок внутри самого подразделения, то есть оптимизировать рутинный рабочий процесс. Сделать это можно, используя, например, методологию ITIL (IT Infrastructure Library). Она, как следует из названия, представляет собой библиотеку, в которой дан весь набор процессов, необходимых для поддержания постоянно высокого уровня производительности IT-сервисов. Как правило, следствием этого становится повышение степени удовлетворенности пользователей работой компьютерщиков. Таким образом, финансовый директор, настоявший на внедрении данной методологии, убивает сразу двух зайцев – экономит, не теряя при этом в качестве предоставляемых организации IT-услуг.

Без шика

Предположим, предприниматель или финансовый директор взял на вооружение описанный нами метод. Можно ничего больше не делать в плане оптимизации затрат на «департамент высоких технологий»? Не тут-то было. Скрытые резервы для экономии всегда можно отыскать. К примеру, многие компании в период экономической стабильности заключали соглашения об уровне сервиса – SLA (Service Level Agreement) с поставщиками IT-услуг, руководствуясь принципом «чтоб все было». Привыкшие к такой постановке задач специализированные фирмы предоставляли клиенту полный сервис-пакет, гарантируя в том числе бесперебойную и круглосуточную работу всех систем. Разумеется, стоило такое удовольствие весьма недешево. Теперь, когда пришли тяжелые времена, всем приходится считать у себя в кармане каждую копеечку, а значит пора снизить уровень запросов. Как указывают эксперты журнала «Консультант», нет никакой необходимости в 24-часовом функционировании бухгалтерских программных комплексов. Для работы в обычных обстоятельствах достаточно использовать их в течение 12 часов при 5-дневной трудовой неделе. В результате стоимость технической поддержки этих колоссов серьезно уменьшится.

Неглубокая заморозка

Еще один хороший способ сэкономить на высоких технологиях – приостановить до лучших времен внедрение различных информационных систем. Но данный совет смогут использовать далеко не все компании. Прежде чем решиться на этот шаг, необходимо тщательно проанализировать, не приведет ли консервация проекта к прогрессирующему отставанию предприятия от конкурентов. Если такой сценарий развития событий вполне осуществим, лучше на внедрение нового программного комплекса денег не жалеть. Если же фирма, устанавливая новое оборудование, захотела таким путем повысить собственную капитализацию, то лучше от реализации этой идеи временно отказаться.

Отметим, что в некоторых случаях остановить внедрение высокотехнологичного проекта просто невозможно. Существует так называемая «точка невозврата», пройдя которую лучше и дешевле завершить начатое и не замораживать процесс. О том, прошли вы эту точку или нет, следует проконсультироваться у поставщика программных и информационных услуг.

Наконец, последний возможный сюжет – это рассмотрение советом директоров или иным руководящим органом фирмы целесообразности использования какой-либо инфосистемы. На данном этапе у начальства есть возможность досконально проанализировать ситуацию, оценить соотношение доходов и расходов, ожидаемых от внедрения программного продукта. Кроме того, можно поразмышлять, достаточно ли у работающих в штате «айтишников» квалификации для использования нового IT-продукта, каковы перспективы развития самой организации, насколько выгодны финансовые условия сделки с партнером-внедренцем и так далее. Взвесив все «за» и «против», компания способна принять оптимальное решение.

Неоднозначный аутсорсинг

Несколько слов необходимо сказать об аутсорсинге. Бытует мнение, что передать функции по обслуживанию IT-нужд компании на сторону экономически выгоднее, чем держать в штате группу системных администраторов и программистов. Не всегда это утверждение оказывается верным. Очень многое зависит от квалификации «внешних» исполнителей. В том случае если она окажется недостаточной, вся деятельность компании может застопориться, а это означает, что фирма понесет огромные убытки. Разумеется, аналогичная проблема может возникнуть и с штатными IT-специалистами, однако, как показывает практика, решить вопрос с их заменой можно куда проще и оперативнее, чем с партнерами по аутсорсингу.

Помимо того, довольно трудно отладить алгоритм взаимодействия сотрудников предприятия с «внешними» специалистами. На это обычно приходится тратить много времени, а значит, драгоценных часов, которые можно было бы потратить на работу в условиях кризиса, останется меньше.