Дмитрий Васильев
Журнал "Расчет" № 10/2008

Бухгалтер приходит на предприятие не только для того, чтобы формировать бухгалтерскую отчетность. Он должен понимать, как и за счет чего живет родное предприятие, уметь выявить проблемы и тенденции развития, а, кроме того, ему необходимо своевременно информировать генерального директора о возможных трудностях.

А стоит ли радоваться?

Не каждый руководитель понимает, какие проблемы возникают на его предприятии. В этом случае необходимо проанализировать процессы, непосредственно связанные с производством и реализацией. Нужно отследить темпы роста и прироста выручки по направлениям деятельности предприятия, выявить доминирующие тенденции и объяснить отклонения от обычных значений.

В качестве примера приведем компанию, которая занимается оптовой торговлей импортной посудой и прочими ТНП. Помимо этого, она пытается вести и другие виды деятельности, дабы диверсифицировать риски падения спроса. На предприятии есть отдел продаж, отдел маркетинга, специалист по рекламе, небольшая кадровая служба, подбирающая кандидатов как для себя, так и для сторонних организаций. Денег вроде бы пока хватает, фирма стабильна, но руководитель хочет понять, живет или все-таки выживает вверенный ему бизнес? Попробуем выяснить, стоит ли радоваться такой стабильности или все-таки радость эта напрасна, и пора принимать кардинальные меры?

Кто виноват

Шаг 1. Производим горизонтальный анализ изменения прироста выручки. Для этого необходимо взять период продолжительностью 4-5 лет.

Шаг 2. Анализ значений Таблицы 1.

Таблица 1. Абсолютный рост доходов. Горизонтальный анализ
Наименование направления деятельности 2007 год
Валовая выручка
(руб.)
2006 год
Валовая выручка
(руб.)
2005 год
Валовая выручка
(руб.)
2004 год
Валовая выручка
(руб.)
Посуда импортная в гипермаркеты 52 207 618
+6%
49 299 092
+68%
29 345 919
+51%
19 449 124
Посуда импортная в регионы 7 068 411
-15%
8 307 993
-5%
8 726 057
+32%
5 971 344
Посуда отечественная в гипермаркеты 20 541 333 6 117 320 183 900 6 808 200
Реклама на сайте компании 167 230
-35%
256 020
-32%
378 578
-5%
396 556
Посреднические услуги 225 700 53 940 240 600 Доходов не было
Кадровое агентство 234 112
+230%
Доходов не было 71 029 Доходов не было
Итого 80 210 382
+25%
64 034 365
+64%
38 946 083
+19%
32 625 224

Строка «Посуда импортная в гипермаркеты»
Положительные тенденции состоят в том, что по этому направлению деятельности рост годового дохода стабилен и значителен.

Строка «Посуда импортная в регионы»
Положительных тенденций здесь нет. Доходы падают, и это при том, что цены на ТНП растут.

Строка «Посуда отечественная в гипермаркеты»
Положительные тенденции этого направления выражены высокой долей в общей величине прибыли.

Шаг 3. Распределение доходов в общей доле поступлений по годам. Теперь необходимо провести анализ изменений в общей структуре доходов в соответствии с направлением деятельности, то есть выполнить так называемый «вертикальный анализ».

Шаг 4. Анализ таблицы 2.

Таблица 2. Вертикальный анализ
Наименование направления деятельности 2007 год
Валовая выручка
(руб.)
2006 год
Валовая выручка
(руб.)
2005 год
Валовая выручка
(руб.)
2004 год
Валовая выручка
(руб.)
Посуда импортная в гипермаркеты 52 207 618
65%
49 299 092
77%
29 345 919
75,3%
19 449 124
60%
Посуда импортная в регионы 7 068 411
8,6%
8 307 993
13%
8 726 057
22,4%
5 971 344
18%
Посуда отечественная в гипермаркеты 20 541 333
25,6%
6 117 320
9,5%
183 900
0,5%
6 808 200
20,8%
Реклама на сайте компании 167 230
0,2%
256 020
0,4%
378 578
1%
396 556
1,2%
Посреднические услуги 225 700
0,3%
53 940
0,1%
240 600
0,6%
Доходов не было
Кадровое агентство 234 112
0,3%
Доходов не было 71 029
0,2%
Доходов не было
Итого 80 210 382
100%
64 034 365
100%
38 946 083
100%
32 625 224
100%

Главным выводом из таблицы для директора должно стать следующее: выручка предприятия все больше зависит от того, сколько товара будет заказывать гипермаркет. В нашем примере на долю этого монстра розничной торговли приходится в 2007 году уже более 90%-ов доходов предприятия. И в то же время сильно упал уровень продаж в регионы, где тоже появились гипермаркеты. Симптом тревожный, и это на фоне того, что выручка-то общая растет! Более того: в отличие, например, от 2005 года риски не диверсифицируются совсем! И самое главное, что без бухгалтера директору понять это было бы непросто. Но это еще не все — продолжим анализ доходов.

Чтобы занять прочное положение на рынке, компания должна стремиться к расширению портфеля предлагаемых услуг.

Шаг 5.
Теперь посмотрим, как менялась доля доходов в структуре поступлений от основного направления деятельности — продажи импортного товара в гипермаркеты.

Шаг 6. Анализ значений Таблицы 3.

Таблица 3. Вертикальный анализ товарных групп импортной посуды, реализуемой в гипермаркеты
Наименование товарной группы Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипер-
маркеты в 2007 году
Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипер-
маркеты в 2006 году
Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипер-
маркеты в 2005 году
Валовая выручка по статье «Посуда импортная» в гипер-
маркеты в 2004 году
Тефлоновая посуда категории «В» 45 193 140
86,2%
41 076 367
83,3%
20 357 788
77,7%
16 692 464
76.7%
Пластиковая детская посуда (Китай) 3 642 537
6,9%
4 208 015
8,5%
2 543 109
9,7%
1 969 520
9.0%
Тефлоновая посуда категории «А» 1 392 700
2,7%
2 327 490
4,7%
1 816 940
6,9%
887 140
4%
Формы для пасхальных куличей 222 570
0,4%
Доходов не было Доходов не было Доходов не было
Элитная посуда 1 979 241
3,8%
1 687 220
3,5%
1 465 863
5,6%
2 233 070
10.3%
Итого 52 430 188
100%
49 299 092
100%
26 183 700
100%
21 782 194
100%

О чем же говорит нам вышеприведенная таблица? А говорит она о том, что в структуре торговли через гипермаркет преобладает тефлон категории «В». Это, как правило, посуда с тонким тефлоновым покрытием, которую хорошо берут в крупных торговых центрах из-за того, что она продается по цене, на 50% меньшей, чем у известных брендов. И доля ее с годами только растет. А значит, с падением спроса на нее выручка фирмы от продаж импорта в гипермаркеты упадет почти на 90%! Руководителю необходимо пояснить, что риски не диверсифицированы даже применительно к «дойной корове» предприятия.

Шаг 7. Что еще можно проанализировать? Да практически все основные статьи деятельности компании. Во-первых, это накладные расходы, которые растут вследствие многих и многих причин — от халатности персонала до всепожирающей инфляции. Во-вторых, это управленческие расходы, которые не должны расти выше уровня той самой инфляции. В-третьих, четвертых и пятых, бухгалтер, обладая самой оперативной информацией, может и должен уметь правильно и своевременно ее интерпретировать.

Какие общие выводы можно сделать из приведенных таблиц, и что же важного должен понять руководитель о своем бизнесе? Их два. Первый — предприятие крепко сидит на «гипермаркетовой» игле, и при смене сбытовой концепции этих «монстров» предприятию просто некуда будет сбывать свою продукцию. Второй факт, который придется учитывать директору, заключается в том, что есть риск, который он, в отличие от предыдущего, контролировать никак не сможет. Это импорт. Ведь кроме зарубежной продукции предприятие почти ничем с этими гипермаркетами не торгует. То есть при любых неблагоприятных изменениях правил таможенного оформления или при увеличении ввозных пошлин — да по любой другой причине, которая даже на незначительный промежуток времени осложнит поступление товаров от иностранных поставщиков — фирма пострадает, выплачивая неустойки при недопоставке товаров согласно заявкам. Риски велики, и руководителю действительно есть о чем задуматься.

Что делать?

Современный бухгалтер располагает столь подробной и детализированной информацией, что она является фактором заведомо более важным, нежели просто данные для составления отчетности. Последняя в наше время не слишком-то актуальна, тем более что бухгалтерский или налоговый отчет при необходимости всегда можно исправить или уточнить. Сегодня ценно другое — бухгалтер способен стать именно помощником руководителя, и он должен безо всякого стеснения предлагать свою помощь, которая будет своевременной и нужной предприятию.