Вячеслав Таймазов
журнал "Расчет" № 9/2008

Столкнувшись однажды с рейдерами, предприниматель уже не сможет забыть этой встречи. За такими историями стоят десятки, а то и сотни разрушенных компаний и сломанных судеб. Кто такие рейдеры и кому они нужны — наболевший вопрос для российской бизнес-элиты.

В 90-х годах прошлого века самым прибыльным видом бизнеса в России был рэкет — экономическая, политическая и социальная нестабильность позволяли любителям легкой наживы быстро обогащаться за счет предпринимателей. Казалось бы, времена рэкета канули в Лету, но у современного бизнеса появилась новая беда — рейдеры.

Само слово «рейдер» в переводе с английского означает «налетчик». В далеком прошлом так именовали пиратов, а сейчас рейдерами называют тех, кто осуществляет незаконный захват оперативного управления или собственности фирмы с помощью специально инициированного бизнес-конфликта.

Рейдерское движение зародилось в США в начале XX века. Результатом его развития, как это ни парадоксально, стало «оздоровление» экономики страны во время очередного финансового кризиса. Тогда на территории Америки действовало множество фирм-однодневок. Пользу государственному бюджету эти компании приносили минимальную, но само их существование мешало развитию более серьезно настроенных игроков.

И вот тут на сцену вышли рейдеры, в роли которых выступили владельцы крупных предприятий, и при негласной поддержке правительства США занялись поглощением своих менее удачливых собратьев. В итоге слабые фирмы ушли с рынка, а сильные за их счет набрали большие обороты и стали этим рынком управлять.

Но все это происходило в начале прошлого столетия. Сменились времена, изменились и нравы. Сегодня в Америке, по утверждению экспертов, рейдерства, как такового, не существует — все недружественные поглощения проходят в цивилизованных рамках. В России же рейдерское движение продолжает существовать по законам вестерна. Или рэкета?

Простая схема

Российские рейдеры стали достойными продолжателями дела своих заокеанских предшественников, скопировав «под кальку» уже отработанную ими схему действий. Сначала они приступают к сбору информации о финансовой состоятельности заинтересовавшего их объекта. Затем ими осуществляется всесторонний анализ состояния дел в компании, ведется разведка в сфере платежеспособности фирмы, возможностей защиты информационных каналов. И если ситуация в компании нестабильна, рейдеры переходят в наступление.

Обычно у них имеется «компаньон» в чиновничьих кругах, который выступает в качестве выразителя финансовых претензий к фирме. Именно благодаря его стараниям дело доходит до суда. Судебные тяжбы, как правило, отрицательно сказываются на авторитете компании. И в этот момент рейдеры начинают скупать акции ослабевшего предприятия. А конечный итог деятельности рейдеров — раскромсать ослабленную компанию на куски или же насильно присоединить к другой, более крупной.

Обычная история

Рейдеры — личности беспринципные. На пути к своей цели они не брезгуют ничем. И ярким тому примером может послужить произошедший недавно в Самарской области случай.

Рабочее утро одного из химических заводов начиналось в обычном режиме, когда в здание компании неожиданно ворвалась группа вооруженных людей в масках. Ни о каком сопротивлении со стороны рабочих и речи быть не могло — люди были в шоке. Многие решили, что предприятие подверглось атаке террористов, но в действительности акцию проводил местный ОМОН.

Сотрудники завода и опомниться не успели, как силовики опечатали кабинеты руководства и изъяли все финансовые документы. Правомочность своих действий они объясняли банальным подозрением на ведение руководством предприятия преступной деятельности.

Позже представители правоохранительных структур предъявили дирекции обвинение в уклонении от уплаты налогов. Речь шла о 150 миллионах долларов.

Руководство компании квалифицирует эти претензии как вымогательство, а большая часть рабочих уверена, что конечной целью данной акции является захват фирмы, к которому приложили руку как конкуренты, так и чиновники. До сих пор не ясно, как сложится судьба завода в будущем.

К сожалению, данный случай вовсе не уникален. Как отмечает Александр Чернышев, старший юрист корпоративной практики АБ «Вегас-Лекс», большинство так называемых «захватов» совершаются либо при содействии ФНС, милиции и судов, либо при их полном безразличии, «...что не может не наводить на определенные мысли об их заинтересованности», — констатирует эксперт.

Закон безмолвствует

Российские законы, к сожалению, не содержат никаких положений, позволяющих дать исчерпывающую правовую оценку данной проблеме. Значит и методов защиты от рейдерских атак быть не существует?

– Это утверждение не совсем верно, — считает Александр Чернышев. — Понятия «рейдер» нет не только в нашем, но и в зарубежных законодательствах. На самом деле их действия вполне укладывается в нормы российского Уголовного кодекса: мошенничество, кража, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями, взятка — все эти составы уголовных преступлений свойственны любому неправомерному захвату чужой собственности. Поэтому говорить о том, что законодательство РФ не защищает от рейдерства, нельзя — скорее, речь идет о том, что не защищают предпринимателей те, кто обязан это делать, а именно правоохранительные органы.

Хотя, как утверждает наш эксперт, не только несовершенство законов повинно в существовании рейдеров.

– По моему твердому убеждению, в большинстве происходящих «захватов» очень часто виноваты сами пострадавшие. Технология рейдерства, как правило, опирается либо на откровенно уголовные методы, такие как подделка документов, подкуп и взятки, либо же основана на использовании «слабых мест» в методах руководства организацией. Ведь сегодня отнюдь не редкостью является ситуация, когда в компаниях отсутствуют необходимые документы (реестр акционеров, например), многие операции ведутся «вчерную», да и функционирование некоторых предприятий зачастую не соответствует нормам действующего законодательства. Так что большинство предпринимателей сами способны обезопасить себя — надо лишь своевременно избавляться от слабых мест.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, ежегодно примерно 8000 российских компаний становятся жертвами рейдерских атак.

Ну чем не Зимбабве?!

Впрочем, рейдерские атаки опасны не только для одного конкретного предприятия, но и для страны в целом — препятствуют ее экономическому развитию. Сегодня Россия выходит на мировой рынок капитала, в свете чего проблема рейдерства приобретает особую актуальность — согласно исследованиям мировых информационных агентств, в рейтинге инвестиционной привлекательности наша страна стабильно занимает непомерно низкие позиции. Где-то по соседству с африканскими странами. И хотя чиновники утверждают, что эти данные не отражают действительности, однако факт остается фактом — иностранные компании не спешат делать долгосрочные инвестиции в российскую экономику. Происходит это еще и потому, что, как считает Александр Чернышев, рейдерство напрямую связано с другой, не менее острой проблемой России — коррумпированностью властных структур. И если в ближайшее время ситуация не начнет меняться, для страны это может обернуться серьезными проблемами.

– А бороться с этим необходимо так же, как и с беспорядком на дорогах, преступностью и коррупцией, то есть не увеличением штрафов и введением новых законов, а правильным применением уже имеющейся законодательной базы и эффективной работой правоохранительных органов. Последствия всего этого будут такие же, как если не будет решена проблема коррупции — деградация государства до уровня стран «третьего мира».