Дмитрий Васильев,
журнал "Расчет" № 7/2008

Если попытки создания собственного дела закончились успехом, еще не время почивать на лаврах — бизнес требует вдумчивого и грамотного управления, в том числе и связанными с ним финансовыми потоками. Ведь так много искушений, когда все в твоих руках! Чем обернутся для компании попытки собственника выводить капиталы для личных нужд, и опасна ли такая практика для главного бухгалтера фирмы?

Властелин бизнеса

Учредитель создает предприятия в первую очередь для извлечения прибыли. Конечно, иногда это делается в целях благотворительной деятельности, но такие случаи скорее исключение. Основные ресурсы и резервы, обеспечивающие создание и функционирование отлаженного бизнес-механизма, таковы:

а) Создание единоличного исполнительного органа и контроль за его деятельностью. Учредитель вправе сам стать генеральным директором, а вправе поставить на это место не менее достойную кандидатуру. Кроме того, решение о выборе аудитора принимает именно учредитель, а его одобрение необходимо при проведении компанией крупных сделок. Таким образом учредитель через свои полномочия контролирует деятельность фирмы на любом этапе ее функционирования.

б) Привлечение дополнительного финансирования. Кто как не учредитель в состоянии обеспечить дополнительное финансирование своего детища. Это разумно и, к тому же, помогает снизить налоговую нагрузку, связанную с безвозмездной помощью. Учредитель вправе и увеличить уставный капитал, поскольку эта операция абсолютно «налоговобезвредна» и для организации, и для него самого. Об этом нам говорит Налоговый кодекс.

в) Распределение прибыли. По окончании финансового года учредитель или единственный акционер предприятия, если оно зарегистрировано как ЗАО, может принять решение о распределении прибыли. Впрочем, такие же полномочия у него есть и при утверждении, например, квартальной, полугодовой или девятимесячной отчетности.

Нет смысла строить карьеру в фирме, где собственник путает свой личный кошелек с деньгами компании.

Золотая рыбка

Практика показывает, что бизнесмен, который ограничивается получением дохода в виде дивидендов — единичное явление. Как правило, он берет от родного предприятия столько, сколько диктуют ему его аппетиты, а собственно дивиденды рассматривает как некий бонус, размер которого зависит от того, что он решит купить по окончании финансового года — домик в Шотландии или лесопилку в Гатчине. Мы же рассмотрим, какими путями добываются деньги на «карманные» расходы учредителя.

Во-первых, это может быть аренда очень большой квартиры. Данный способ дополнительного обогащения является очень и очень распространенным. Как правило, жилье в действительности сдается родной организации для проживания ее сотрудников либо под офис. Естественно, эта квартира — не единственная у ее владельца, и сам он в ней не проживает. Хотя, может быть, и проживает, а компания просто платит за «воздух». Сами расходы оформляются документально и производят впечатление экономически оправданных.

Во-вторых, возможен такой способ перераспределения средств, как консультационные услуги. Конечно же, никто не знает бизнес лучше, чем его учредитель. Как правило, у него множество идей, которые могут принести те прибыли, на которые он рассчитывает. Он делится своими мыслями с генеральным директором, и, по его мнению, эти услуги стоят того, чтобы их обязательно оплатили. И чем больше заплатят, тем лучше. Далее заключается договор оказания услуг, и учредитель начинает получать деньги — даже если ни одна идея не посетит его светлую голову. На первый взгляд, все чисто, акт подписан, материалы переданы заказчику, а исполнитель получил причитающееся ему вознаграждение. Налоги — ЕСН и НДФЛ — начислены и уплачены в положенных размерах. Сумма вознаграждения и социальный налог уменьшили налогооблагаемую прибыль организации...

Или вот, например, аренда очень большого автомобиля. Довольно распространенной является практика, когда собственная машина хозяина бизнеса либо приобретается за счет средств компании, либо приобретается им самостоятельно, но берется компанией в аренду. Разумеется, техобслуживание и все расходные материалы также оплачиваются за счет оборотных средств организации: и бензин, и смена резины или масла, и КАСКО с ОСАГО заодно. Да и водитель шефа берется в штат, получает зарплату и страхуется по программе ДМС. А вдруг машина с водителем и вправду нужна организации? Расходы опять-таки экономически оправданы — на первый взгляд.

Популярен и вариант «теплого местечка» в штате. Хорошо работать в компании, директора которой сам же и назначил, и который вряд ли сможет тебя уволить. И кому какое дело, что за обязанности возложены на хозяина, если налоги наряду с фондом оплаты труда уплачены полностью, трудовой договор заключен, и табель учета рабочего времени в организации ведется. Впрочем, когда фирму посещает налоговая инспекция, все выглядит значительно сложнее, но не будем забегать вперед.

Напоследок отметим и прочие блага учредителя — вроде топливных карт для оплаты бензина на АЗС, корпоративных карт или оплаты мобильного телефона, оформленного на юридическое лицо, которым тот пользуется для личных нужд.

Можно перечислить еще множество направлений оттока оборотных средств компании в карман своего учредителя. Так происходит, во-первых, потому что генеральный директор просто боится отказать своему непосредственному руководителю из-за боязни потерять хорошее место работы, во-вторых, вследствие призрачной надежды на то, что об истинных целях такого расходования денежных средств никто не узнает. Посмотрим, так ли это на самом деле.

важно

Если учредитель звонит по служебному телефону в Англию или Испанию, а у вашей организации нет, не было и быть не могло контактов с контрагентами в этих странах, то претензии налоговиков будут вполне обоснованы. Перечень оправдательных документов, необходимых для обоснования «мобильных» расходов, приведен в письме Минфина России от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15.

Рискуют все!

Итак, что же получается в итоге? Расходы, казалось бы, документально оформлены. Хватает ли этого для их признания таковыми? Однозначно — нет. Обратимся к Налоговому кодексу. Основой сомнений является пункт 1 статьи 252, согласно которому расходы, прежде всего, должны быть обоснованы, и именно это условие следует считать первичным, а вовсе не идеально оформленную документацию. Поэтому разберем подробнее наиболее красноречивые статьи расходов из предыдущего перечня.

Итак, аренда. Арендовать квартиру под какие-либо произвольные нужды непросто. Как правило, схема заключения договора такова. Собственник имущества регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя — благодаря этому налоговая экономия определяется как разница между 6% УСН против 13% НДФЛ. Затем в своих кодах статистики он заявляет одним из видов деятельности сдачу квартиры в аренду. Далее заключается договор и исправно платится арендная плата. Задумайтесь — насколько насущны эти услуги для организации, особенно если они притворны? Помните, что именно эта сделка будет особенно тщательно проверяться налоговиками, поскольку ваша организация и арендодатель — лица абсолютно взаимозависимые. А значит, готовьтесь обосновать и необходимость арендуемого метража, и расположение помещения, и, самое главное, — отследите уровень рыночных цен на арендуемую недвижимость в том же районе.

Или возьмем консультации. Мало просто подписать акт об оказанных консультационных услугах и проверить, чтобы у оказавшего эти услуги контрагента-хозяина они присутствовали в кодах статистики. Мало даже предоставить отчет о них на 10-12 страничках, выдернутый откуда-нибудь из Интернета. Ведь сам хозяин или директор точно писать ничего не будет. Поверьте, консультационные услуги давно уже стали коньком для проверяющих. А уж если лица взаимозависимы, то не проверить отчет — значит не уважать свою работу. К тому же на плагиат или совпадение текстов уже проверяют даже курсовые в институте. Отсюда вывод — скачать материал из Интернета стоит долларов десять, и платить за это пять-шесть тысяч евро ежемесячно — необоснованно и не соответствует уровню рыночных цен в 500 раз, а не на 20 или 40 процентов.

Продолжим наши игры. Машина — это, конечно, притча во языцех. Насколько нужен для извлечения прибыли от текущей деятельности джип «Хаммер» или лимузин «Лексус»? В этом случае легко взять автомобиль в аренду в соответствии с рыночными расценками — ведь цель этих расходов совсем другая. Вот и обоснуйте: зачем компании нужна такая машина с ее большим расходом горючего, дорогущим техническим обслуживанием, и почему бы просто не взять, к примеру, вазовскую «пятерку»? Не помогут тут и надлежащим образом заполненные путевые листы, поскольку ежедневный пробег машины и сверхрегулярная мойка вызовут дополнительные вопросы — вопросы, вопросы, вопросы...

А теперь остается только спросить собственника бизнеса — нужны ли ему и его компании длительные тяжбы и судебные издержки, неизбежные в такой ситуации?

С небес на землю

Так существуют ли способы, которые помогут главному бухгалтеру умерить запросы владельца предприятия? Ответ — да, и вот некоторые из них.

Например, попросите учредителя выдать вам письменное распоряжение на совершение с ним какой-либо сомнительной для вас и генерального директора сделки.

Покажите собственнику аудиторское заключение. Задача аудиторов — высказать свое мнение о достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности компании. И уж, конечно, им доступна информация о том, кто хозяин проверяемой организации. Разумеется, о взаимозависимости они напишут. В одном заключении по результатам проверки некоей крупной компании содержалась рекомендация исключить из расходов более трех с половиной миллионов рублей! Настолько белыми нитками шито было уменьшение налога на прибыль. Поверьте, первая вспышка гнева, сопровождаемая требованиями немедленно сменить аудиторов общества, рано или поздно пройдет, и учредитель задумается о судьбе человека по фамилии Ходорковский.

Дорожите репутацией и свободой. Не всегда удается убедить хозяина компании в его неправоте. В этом случае каждый выбирает свой путь: либо рисковать и продолжать карьеру у сомнительного собственника, надеясь на то, что налоговая так и не придет, либо подыскивать нового босса. Правда, многие бухгалтеры наверняка вспомнят о п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно этому пункту, если между руководителем организации и главным бухгалтером возникли разногласия по поводу осуществления отдельных хозяйственных операций, то документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления коммерческой деятельности. Хорошо, допустим, директор вам такое распоряжение дал, и вы перечислили деньги по сомнительным основаниям. Однако прошел месяц, и время сдавать налоговую отчетность неумолимо приближается. Стоит ли запрашивать разрешение уменьшить на эту сумму налог на прибыль? Полагаю, тем самым Вы наверняка окончательно расстроите отношения со своим непосредственным начальником. А ведь и бухгалтер, и руководитель сидят в одной лодке, и на середину реки они уже заплыли. И, значит, спастись они могут тоже только вместе.