Источник: Ассоциация "Национальные системы управления"

Рынок логистики в России переживает трансформацию и изменение отношения промышленных предприятий к процессу организации логистических задач. Изменения в международной торговле и перевозке товаров привели к увеличению стоимости доставки и росту транспортных расходов. Бизнес вынужден за свой счет содержать логистику и тратить оборотные средства на организацию доставки. Вместо инвестирования этих средств в основную деятельность компании: в производство, развитие и разработку новых продуктов.

За последние несколько лет отечественные производственные предприятия столкнулись с резким колебанием спроса на продукцию, что также вызвало потребность в гибкой логистике и возможностях оперативного увеличения объема транспортировки. В свою очередь это оказалось затруднительно для тех, кто работает “по старинке”. Поэтому сегодня одной из приоритетных задач для промышленных предприятий является автоматизация логистики и оптимизация расходов на транспортировку.

В октябре 2023 года Ассоциация "Национальные системы управления" провела опрос 400 российских промышленных предприятий для оценки состояния цифровизации и автоматизации производственного комплекса Российской Федерации. Опрос показал, что 27% предприятий используют отечественное программное обеспечение для решения задач логистики.

Еще 7% пользуются зарубежными решениями, 12% не используют специализированное ПО и управляют логистикой в ручном режиме, а еще 54% пользуются услугами посредников. Причем взаимодействие с ними осуществляют с помощью мессенджеров и электронной почты. В то же время, несмотря на масштабный рынок посреднических логистических услуг, отечественные специализированные программные решения активно развиваются и набирают популярность.

Внутренняя кухня логистики

Согласно опросу, 12% предприятий предпочитают весь транспортно-логистический процесс держать в своих руках. В этих компаниях существуют специальные подразделения, где работают специалисты разного уровня: менеджеры-логисты, работники складов, водители и диспетчеры. Такой вариант оптимален для малого предприятия.

Но набирая определенный объем перевозок, отдел съедает сам себя: расходы увеличиваются и его содержание превосходит экономическую эффективность. Как показывает практика, далее компании обращаются к услугам большого числа посредников. К тем, кто берет на себя часть вопросов, связанных с работой с водителями и поиском автомобилей.

По результатам опроса, 54% предприятий предпочитают отдавать транспортные перевозки на аутсорс, прибегая к услугам логистических посредников. Считается, что эта схема работы способствует снижению издержек и повышает качество логистики. Так как самому предприятию не приходится работать с большим числом компаний-перевозчиков или заниматься поиском грузовых машин.

Но и здесь есть свои подводные камни. Это риск возникновения коррупционной составляющей при выборе посреднических услуг, когда ответственное лицо делает выбор в пользу конкретного поставщика за определенное вознаграждение. Кроме того, непосредственное перемещение автомобилей с продукцией отследить невозможно, поэтому порой имеют место факты пропажи и порчи грузов. Перекладывание ответственности за доставляемый груз на заказчика – еще одна из проблем этой схемы. Посредник не желает отвечать за сохранность продукции, и предприятие сталкивается с ситуациями, когда водитель, нанятый посредником, блокирует доставку груза из-за того, что наниматель не оплатил его услуги в полной мере.

На рынке посреднических логистических услуг за последние несколько лет сложилась негативная тенденция с ущемлением прав перевозчиков, когда посредники занижают им размер вознаграждения, забирая львиную часть дохода себе. Все это в итоге может негативно повлиять на имидж производителя и его доход. И в некоторых случаях принести непоправимый вред деятельности предприятия. Потому что, по сути, посредники не несут ответственности за качество услуг и сохранность груза или же закладывают эти риски в стоимость перевозки, что значительно удорожает логистику.

Что же касается 27% предприятий, которые используют отечественное программное обеспечение, практически все из них пользуются готовым ПО. Основные преимущества готовых решений по сравнению с собственными разработками — это сравнительно низкие затраты на программное обеспечение и оборудование. Тут нужно отметить, что главные задачи готового ПО – это возможность легкого масштабирования в соответствии с ростом бизнеса, гибкие настройки и адаптация под нужды конкретного предприятия.

Однако и здесь не все так гладко. 70% опрошенных ответили, что их логистические системы недостаточно автоматизированы даже в простых вещах. К примеру, заявки на транспортировку грузов перевозчику они вынуждены направлять “по старинке” через мессенджеры или электронную почту. Соответственно, и данные о водителе, автомобиле и перемещении грузов они получают так же. Это не облегчает задачу и создает дополнительные неудобства при высоких объемах перевозок.

Так, 78% компаний не имеют возможности в онлайн-режиме мониторить перемещение автомобилей, что в современном мире является существенной недоработкой. И это тогда, когда любой гражданин может отследить на карте доставку из магазина или местонахождение такси. При этом 68% опрошенных ответили, что используемое программное обеспечение было ими донастроено относительно базовых функций, что привело к дополнительным расходам. В том числе была произведена интеграция с другими системами, такими как системы управления складом, системы мониторинга за перевозчиками и т.д. Все это не позволяет им работать в режиме одной программы, что создает трудности со статистикой и контролем.

Сегодня производственные компании сталкиваются, как со сложностями при эксплуатации уже имеющегося оборудования, так и с опасениями, связанными с внедрением новых технологических решений в существующие бизнес-процессы. В это же время большинство отечественных разработчиков программного обеспечения самостоятельно не проводят глубокого аудита бизнес-процессов предприятий для совершенствования своего продукта. А в некоторых случаях попросту требуют значительные суммы за доработки софта под нужды конкретного предприятия. Поэтому часть компаний не готовы переходить на современное ПО.

Облачные решения в сфере логистики

Сегодня на рынке программного обеспечения существует около 12 основных отечественных программных продуктов по автоматизации логистики, но, как показал опрос, большинство из них не отвечают актуальным требованиям бизнеса, а также не всегда отвечают требованиям в части облачных решений, информационной безопасности и гибкости в настройках.

В настоящий момент у большинства предприятий существует запрос на эффективный цифровой инструмент или экосистему в области логистики, который будет отвечать таким задачам:

  • возможность создания, отслеживания и управления заказами и поставками товаров, документов и денег в одной системе,

  • платформа должна предлагать интеллектуальные алгоритмы, которые помогают оптимизировать маршруты доставки, учитывая различные факторы, такие как расстояние, время, пробки и т.д.,

  • управление складскими операциями, включая учет товаров, инвентаризацию, отслеживание поступления и отгрузку товаров и т.д.,

  • анализ данных и отчетов о различных аспектах транспортно-логистической деятельности, таких как эффективность доставок, использование ресурсов, затраты и т.д.,

  • формирование и подписание первичной документации, а также управление деньгами на единой платформе,

  • наличие мобильного приложения для удобного доступа к платформе и управления транспортно-логистическими операциями,

  • интеграция с другими системами учета и управления, такими как системы учета заказов, системы управления складом, системы учета расходов и т.д.,

  • наличие службы поддержки для решения возникающих проблем,

  • возможность, в рамках единой платформы, оформить сервисы и услуги для повышения эффективности бизнеса: страхование, финансирование, проверка контрагентов, лизинг.

Обзор рынка

Результаты опроса показывают, что сейчас на рынке наиболее популярными платформами среди производственных предприятий России являются Яндекс.Магистрали, Transporeon, SAP TM, 1c TMS, ATrucks. В приведенной ниже таблице размещен сравнительный анализ их предложений.

Можно выделить ключевые отличия, влияющие на привлекательность той или иной платформы. Это наличие настройки условий контрактов и заключения генеральных и разовых договоров. Это возможность управления и контроля оплаты, в том числе проведение взаимозачетов. Существенную роль играет наличие настроек статусной модели перевозки под запрос организации, причем силами самого пользователя.

Также важно присутствие сквозного учета на любом этапе и построение юнит-экономики вплоть до одного места, а также двухсторонняя интеграция с системами предприятия по приему данных о перевозке и возврате, информации о договоре, перевозке, оплате и т.д.

Ниже представлена сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

Название

Описание

Основные функции

Плюсы

Минусы

ATrucks

Программное обеспечение для логистов. Основной функционал программы - торги со своим пулом перевозчиков.

  • Распределение транспортных заказов грузовладельца через ежедневные тендеры/аукционы.

  • Распределение в торгах с полной автоматизацией.

  • Интеграция с ERP-системой грузовладельца.

  • Интеграция с провайдерами электронного документооборота.

  • Удобный интерфейс позволяет получить быстрый доступ к функциям из единого окна.

  • Широкий функционал торгов покрывает большинство сценариев клиентов.

  • Удобная структура работы с документами и электронными подписями.

  • Нет управления договорами.

  • Нет отслеживания и мониторинга процесса перевозки.

  • Нет сквозного процесса управления и контроля движения средств.

1c TMS

IT решение для управления отделом логистики. Реализовано на стеке производителя.

  • Управление заказами.

  • Учёт весогабаритных характеристик, временных окон, географических зон доставки.

  • Мониторинг транспорта.

  • Нативная интеграция с основной системой компании.

  • Комплексное покрытие бизнес-процессов по учету затрат на транспорт.

  • Проверенные процессы.

  • Неудобный интерфейс.

  • Устаревшие технологии.

  • Учет процессов отдела логистики только внутри компании.

  • Нет сквозного процесса управления и контроля движения средств.

SAP TM

Промышленная платформа для автоматизации процессов внутри предприятия от немецкого производителя ПО. SAP внедряет новые технологии в свои решения, при этом все еще является закрытой средой со своим языком программирования и внутренними стандартами. В связи с уходом из РФ использование решений от SAP несет большие риски.

  • Планирование перевозок.

  • Управление экспедиционными заказами.

  • Отслеживание процесса транспортировки.

  • Управление заказами на фрахт.

  • Транспортировка опасных материалов.

  • Создание аналитической отчетности.

  • Расчет тарифов.

  • Промышленное решение, проверенное на больших объемах.

  • Комплексный процесс планирования магистральных рейсов.

  • Учет всех затрат на рейс.

  • Дорого в закупке, внедрении и развитии.

  • Долгое внедрение, большая кастомизация

  • Производитель ушел из РФ.

  • Нет сквозного процесса управления и контроля движения средств.

Transporeon

Платформа для организации логистики предприятия в связке с партнерами. Предоставляет широкий функционал торгов. Еще один представитель зарубежных решений, как и SAP является закрытой системой, с базовым функционалом из коробки и часто требующий значительных инвестиций при внедрении. Transporeon официально не поддерживает своих клиентов в России и может в любой момент отозвать лицензии.

  • Заказ грузоперевозок.

  • Управление временными окнами.

  • Отслеживание груза.

  • Мобильное управление заказами.

  • Отчёты.

  • Промышленное решение, проверенное на больших объемах.

  • Расширенный функционал торгов.

  • Комплексная автоматизация.

  • Дорого в закупке, внедрении и развитии.

  • Долгое внедрение.

  • Санкционные риски.

  • Нет сквозного процесса управления и контроля движения средств.

Яндекс Магистрали

Магистрали от Яндекс — это SaaS-решение для владельцев и руководителей предприятий, которое выводить на новый уровень прозрачность процессов логистики, что позволяет добиваться реальной экономии.

  • Управление движением заказов, документов и денег в единой системе.

  • Закрытые и открытые торги.

  • Мониторинг рейсов.

  • Аналитика, визуализация данных, удобные настраиваемые отчеты.

  • Управление процессом оплат через платформу.

  • Автоматизированный процесс работы с документооборотом

  • Использование решения с применением облачных технологий.

  • Возможность формирования большого количества отчетов в разных срезах.

  • Онлайн взаимодействие с водителями.

  • Универсальная сквозная схема взаиморасчетов на платформе, независимая от участников цепи поставок.

  • Работа и мониторинг перевозок в режиме одного окна

  • Торги с перевозчиками: возможность выбрать оптимальные цены

  • Новый игрок на рынке

  • Программное обеспечение постоянно развивается как все решения от Яндекса - постоянные доработки.

  • Сложное программное обеспечение с точки зрения обучения сотрудников.