Автор: Чермошенцева Татьяна Владимировна, финансовый директор

В свете последних событий многие компании поняли - пора сокращать расходы, но как это сделать без вреда для бизнеса? Нужно не сокращать, а повышать эффективность — оптимизировать. Давайте посмотрим пошаговый план.

ШАГ 1. Составьте список всех расходов компании с детализацией.

ШАГ 2. Проведите аудит — есть ли у вас расходы от которых легко отказаться (чай, кофе, интернет-сервисы (бухгалтерия платит за них по инерции, но ими давно перестали пользоваться и т. д.)

Все остальные шаги будут направлены на рост отдачи от каждого вложенного рубля. Для этого замеряем текущие результаты/конверсии, ставим цели, начинаем к ним идти, сверяясь с планом.

ШАГ 3. Проведите переговоры с поставщиками товаров и услуг по снижению цены и получению скидок/бонусов от объёмов, улучшению условий (отсрочка, стоимость или скорость доставки). Найдите по ключевым позициям 2 -3 альтернативных поставщика.

Важно! Не экономим на качестве,это может принести существенный вред в будущем.

ШАГ 4. Пересматриваем мотивацию сотрудников. Начинаем платить за результат. Разрабатываем карту ключевых задач и критерии эффективности (KPI).

При разработке KPI важно:

  • они должны состоять из показателей, которые легко считаются, их можно проверить, но сотруднику сложно манипулировать данными;

  • должны быть балансирующие показатели для избежания нанесения вреда компании. Например: рост продаж без оценки по рентабельности маржинального дохода опасен. Подробнее расскажем в следующих статьях.

ШАГ 5. Проводим оптимизацию бизнес-процессов.

Иногда процессы появляются хаотично и все живут по принципу “исторически так сложилось”, но пришла пора меняться. Процессы должны стать быстрее, понятнее и проще. Как это повлияет на расходы? Чем короче цикл сделки, тем быстрее признаётся выручка, тем выше прибыль.

ШАГ 6. Оптимизация маркетингового бюджета. В кризис маркетинговый бюджет сокращать не рекомендуется, так как потеря каждого потенциального клиента становится ощутимее. Настало время тестировать гипотезы, искать новые пути. Просто вкладывать деньги и не контролировать - роскошь. Разбейте всю выручку на каналы привлечения клиентов, проанализируйте конверсии, оцените сколько выручки приносит каждый рубль бюджета, поставьте планы и постоянно держите руку на пульсе.