Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Ссылка на оригинал статьи

Частичной мобилизации подлежат не только люди, но и транспортные средства, принадлежащие бизнесу.

Для хозяйственника ресурсы, используемые в достижении результатов, представляют ценность. Утрата персонала – это плохо, мобилизация собственника – критична, но изъятие основных средств – это риск остановки деятельности.

Какие шаги может предпринять собственник бизнеса для нивелирования рисков, связанных с собственной мобилизацией, мы уже разбирали.

А что по поводу техники?

У кого могут изъять?

Военно-транспортная обязанность распространяется и на организации любых правовых форм и граждан. Очередность лиц, у которых будет изыматься имущество, не установлена.

Порядок постановки транспорта на военный учет регулируется соответствующим положением закона, утвержденным Указом Президента (Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности").

Изъять могут технику, находящуюся в собственности, аренде, оперативном управлении и на других законных основаниях у субъекта.

Что могут изъять?

Мобилизации подлежат транспортные средства категорий: М1,2,3. Из категории М1 мобилизации подлежат только транспортные средства подкатегории G (транспортное средство имеет повышенную проходимость).

То есть транспорт с 4 и более  колесами до 8 пассажирских мест повышенной проходимости и более 8 мест любой грузоподъёмности и любой проходимости.

Также подлежат изъятию транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, в том числе от 3,5 тонн (категория N), в том числе повышенной проходимости. Прицепы и полуприцепы к таким транспортным средствам (Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (с изменениями и дополнениями).

Кроме этого, подлежит мобилизации строительная, подъёмно-транспортная и дорожная техника, а также тракторы с мощностью двигателя от 50 л.с. на колесной базе и от 100 л.с. на гусеничной базе.

Чем регулируется изъятие?

Всё, что связано с мероприятиями по мобилизационной подготовке, устанавливается отдельными распоряжениями Правительства РФ и приказами Министерства обороны страны.

В настоящий момент нормативных документов, в отношении изъятия транспортных средств, нет, ранее в современной истории РФ они также не издавались.

Мы в оперативном режиме отслеживаем обновление нормативной базы. Логичным выглядит формирование распоряжений, формирующих объёмы техники, подлежащей изъятию и порядок компенсации.

Сейчас можно опираться только на ГК РФ и, действующий до сих пор, закон о реквизиции (Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г. "О реквизиции и конфискации имущества").

Как компенсируется изъятие?

Как и в отношении процедуры изъятия имущества, в отношении компенсации следует ждать выхода актуальных нормативных актов.

Исходя из текущего состояния правовой базы, собственник может рассчитывать на возмещение по стоимости имущества (пп. 7 п. 2 ст. 7 Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении"). 

В совокупном толковании положений ГК РФ (ст. 242 ГК РФ) и действующего по сей день закона о реквизиции (Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г. "О реквизиции и конфискации имущества") можно сделать вывод о том, что оплачивать изъятое имущество должны в срок не позднее чем через 1 месяц после изъятия.

Несправедливая оценка может быть оспорена в суде. 

За возмещением нужно обращаться в орган исполнительной власти, производивший изъятие. В рассматриваемой ситуации – это военкоматы, территориальные органы Министерства Обороны (п.3 Положение о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609).

Начисление транспортного налога прекращается с первого числа месяца, в котором имущество было изъято (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

Ответственность за неисполнение военно-транспортной обязанности

Ответственность действительно предусмотрена. На сегодняшний день – это штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей для юридических лиц; от 500 до 1000 рублей для должностных лиц и от 300 до 500 рублей для граждан (ст. 19.25 КоАП РФ).

Следует обратить внимание на то, что статья 19.25 предусматривает 2 состава правонарушения:

  • не предоставление сведений о транспортных средствах и специальной технике;

  • не предоставление непосредственно транспортных средств и специальной техники.

Силовое изъятие имущества не предусмотрено действующим законодательством. Но и обязанность субъекта не прекращается в момент привлечения его к ответственности.

Если техника изъята – это форс-мажор?

Если техника и транспортные средства задействованы в производственном цикле, а запасной техники у организации нет, то гражданско-правовые последствия неизбежны.

Может ли исполнение военно-транспортной обязанности стать основанием для исключения договорной ответственности?

Сторона по договору может освобождаться от ответственности, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось следствием непреодолимой силы, такие права закреплены положениями ГК РФ. (ст. 401 ГК РФ)

Судебная практика (Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7) закрепляет следующие признаки форс-мажорных обстоятельств:

  • чрезвычайность и непредвиденность обстоятельства;

  • исключительность характера обстоятельства;

  • ни один участник аналогичной деятельности не мог бы избежать наступления последствий;

  • неотвратимость наступления обстоятельства;

  • одновременность неотвратимости чрезвычайности и непреодолимости обстоятельства.

На первый взгляд все признаки в изъятии имущества присутствуют. Но есть и негативные маркеры.

Например, некоторые лизинговые договоры, предусматривают прямую обязанность по осуществлению военно-транспортной обязанности лизингополучателем. А значит для лизингополучателя мобилизация не будет форс-мажором. Нашему утверждению вторят Положения Торгово-Промышленной палаты (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14), стороны не могут ссылаться в качестве форс-мажора на те обстоятельства, которые прямо исключили договором из таковых.

Положительный момент: военные действия признаются судами в качестве непреодолимых (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 мая 2012 г. № ВАС-3352/12; п. 5 Обзора практики Верховного Суда Чувашской Республики и Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов (утвержден постановлением Президиума Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской Республики от 16 августа 2019 г.). Не война, а действия военного характера, поэтому полагаем СВО проходит по этому критерию.

Резюме - что делать если…?

Если пришло требование о предоставлении сведений о состоянии находящейся в распоряжении техники, следует понимать, что следующим этапом может стать требование о предоставлении такой техники.

Отказ в удовлетворении требований повлечет за собой административный штраф. Состав правонарушения формируется не по количеству техники, а по количеству полученных требований (одно требование - одно правонарушение).

На текущий момент, судя по имеющимся в нашем распоряжении требованиям военных комиссаров, мобилизация ограничивается необходимостью перевозки мобилизованных из военкоматов к местам сбора и в учебные части. Воевать вашу технику никто не отправляет.

Тем не менее в целях минимизации рисков наступления негативных последствий в рамках исполнения договорных обязательств, известить контрагентов о наступлении форс-мажорных обстоятельств и вероятности нарушения сроков выполнения работ/оказания услуг/поставки со ссылкой на конкретные обстоятельства и мотивировкой того, как они влияют на исполнение обязательств.

Обратиться в торгово-промышленную палату с заявлением на засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств и выдачей соответствующего сертификата (пп. н и н1 п. 3 ст. 15 Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"). Так как такой сертификат может приниматься судом в качестве доказательства, смягчающего ответственность перед кредиторами.

Четкого ответа на наш запрос, является ли изъятие транспортных средств в рамках военно-транспортной обязанности форс-мажорным обстоятельством, торгово-промышленная палата Свердловской области не дала. Но коллеги сделали акцент на неотвратимости наступивших обстоятельств для признания их форс-мажором. Считаем, что это положительная предпосылка для получения сертификата о наступлении форс-мажора.

За какими изменениями закона следить?

Сегодня размер административной ответственности по сравнению с потенциальными убытками несущественный. Но изменения законов, связанных с проведением СВО, принимаются молниеносно.

Необходимо отслеживать акты, вносящие изменения в КоАП РФ и УК РФ. Чтобы принимать взвешенные решения в отношении имущества, подлежащего изъятию. Изменения в УК РФ, принятые 24.09.2022 не предусматривают уголовной ответственности за непредоставление транспортных средств в военкоматы (Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Следить за актами региональных и главного военного комиссариатов, Министерства Обороны и Правительства РФ, разъясняющими порядок реквизиции транспортных средств и специальной техники, в целях обеспечения частичной мобилизации.