Автор: Артем Дикушин, финансовый директор Нескучных Финансов

Обычно собственников бизнеса интересуют два взаимосвязанных показателя: выручка и прибыль. Выручка показывает, сколько компания заработала, а прибыль — сколько осталось после вычета расходов.

Скорее всего, если выручка будет больше, то и прибыль станет больше. Наоборот тоже работает: если выручка упадет, то это же случится и с прибылью. И все было бы очень просто, если бы между показателями была прямая зависимость. Но нет: выручка может просесть совсем чуть-чуть, и это приведет к большим убыткам.

В этой статье будем разбираться с операционным рычагом: он как раз говорит о том, какова зависимость между выручкой и прибылью в вашем бизнесе.

Формула операционного рычага

Операционный рычаг = Маржинальная прибыль / Операционная прибыль

Маржинальная прибыль — это выручка минус переменные расходы. Переменными расходами называются те, которые напрямую зависят от выручки, их еще иногда называют себестоимостью. По сути, маржа говорит о том, какую часть выручки «съедают» расходы на производство вашего продукта.

Операционная прибыль — это выручка минус все ваши операционные расходы. То есть, все расходы, кроме налогов, амортизации и процентов по кредитам. Операционная прибыль (ее еще называют EBITDA) говорит о том, сколько зарабатывает бизнес непосредственно в рамках своей основной деятельности.

Упрощенный отчет о прибылях и убытках. Для расчета операционного рычага нам из него нужны маржинальная и операционная прибыли

Делим маржинальную прибыль (2,47 млн) на операционную прибыль (1,787 млн) и получаем операционный рычаг — 1,38. Это значит, что если выручка увеличится на 1%, то операционная прибыль вырастет на 1,38%. И наоборот: если выручка уменьшится на 1%, то прибыль снизится на 1,38%.

От чего зависит операционный рычаг

Операционный рычаг зависит от соотношения постоянных и переменных расходов. О переменных расходах мы уже говорили — это те, которые напрямую зависят от выручки. Постоянные — это, наоборот, те, которые от выручки не зависят. Можно хоть вообще ничего не продать, а они все равно будут: оклады, аренда, офисные расходы и так далее.

Если постоянные расходы > переменные расходы, то операционный рычаг будет большим. В кризисные времена компания будет менее стабильной, но и при росте масштаба операционная прибыль будет расти проще. Это как мотоцикл: быстрый, маневренный — но чуть его толкнешь, так водитель уже летит шлемом вперед.

Если постоянные расходы < переменные расходы, то операционный рычаг будет маленьким. Это значит, что в кризисные времена падение выручки не сильно ударит по компании, так как большая часть ее расходов (переменных) тоже снизятся. По этой же логике масштабироваться будет сложнее, ведь чем больше выручка, тем больше уходит на себестоимость.

Продолжая нашу автоаналогию, такая компания — как пикап. По сравнению с мотоциклом он едет еле-еле. Зато попробуй его сдвинь — сам кого хочет сдвинет.

Как применять операционный рычаг в бизнесе

Вот мы посчитали операционный рычаг, а что с ним делать дальше? Давайте разберемся на примере компании «Лондон Париж Голуби Вверх Блики Крыш», которая занимается экскурсиями по Европе.

Выручка

5 000 000 ₽

Экскурсоводов в штате

20

Зарплата 1 экскурсовода (оклад)

125 000 ₽

Постоянные расходы

2 500 000 ₽

Переменные расходы

0 ₽

Операционная прибыль

2 500 000 ₽

Операционный рычаг

2

У компании был грандиозный план: увеличить выручку в два раза в следующем месяце. ФОТ должен был остаться прежним, так как сотрудников хватало для такого количества экскурсий. Собственник просчитал свой операционный рычаг и рассчитывал, что вслед за ростом выручки в два раза увеличится и прибыль.

Но забыл про обратный эффект — пришел коронавирус, экскурсии стали не нужны. 

В итоге, вместо стремительного роста по прибыли, «Лондон Париж Голуби Вверх Блики Крыш» получила ежемесячный убыток 2,5 млн. А вот если бы владелец не поставил все на зеро, и сделал бы привязку менеджеров хотя бы 25% от выручки за экскурсию + оставшаяся часть оклад, то убыток удалось бы сократить в два раза. 

Если вы посчитали свой рычаг и он оказался большим, задумайтесь: не слишком ли это рискованно? Уверены ли вы, что выручка именно увеличится, а не упадет?

Как работать с оперрычагом, если вы собираетесь масштабироваться

Операционный рычаг — незаменимый показатель для тех компаний, которые собираются наращивать обороты. Поэтому в конце статьи расскажу, как с ним работать, если вы собираетесь масштабироваться.

1. Рассчитайте предельную выручку. Например, собственник знает, что один экскурсовод не успевает проводить больше десяти экскурсий стоимостью 50 000 ₽. Значит, предельная выручка на сотрудника в месяц 500 000 ₽, а на штат — 10 млн ₽.     

2. Рассчитайте операционный рычаг. Сопоставьте предполагаемую выручку с полученным рычагом и посмотрите, сколько будет приносить новая бизнес-единица. 

Например, мы знаем, что наш магазин сейчас производит выручку 5 млн рублей и прибыль 300 000 рублей, а операционный рычаг равен 1,5. Что будет, если открыть еще один такой магазин, но в более проходимой точке? Тогда, допустим, он будет делать выручку 10 млн рублей, в два раза больше. Следовательно, операционная прибыль второй точки будет больше на 150%. 

Резюмируем: 

  • при 5 млн рублей выручки — прибыль 300 000 ₽

  • при 10 млн рублей выручки — прибыль может быть 750 000 ₽

И как раз тут и идет размышление, а как лучше поднять прибыль: путем открытия новой точки? Или лучше ничего не открывать и вбухать деньги в рекламу? 

3. Выберите стратегию масштабирования: либо открытие новой бизнес единицы, либо улучшение уже существующей. Например, перед собственником стоит вопрос, что лучше сделать в краткосрочной перспективе: открыть новый магазин или увеличить выручку в старом.

Наши вводные ↓

Стоимость открытия нового магазина с такими же показателями

10 000 000 ₽

Предельная выручка магазина

40 000 000 ₽

Операционный рычаг

1,5

Выручка уже открытого магазина

20 000 000 ₽

Прибыль уже открытого магазина

3 000 000 ₽

Итак, мы можем потратить 10 млн на новый магазин, но можем также вложить 5 млн рублей в рекламу и увеличить за счет этого выручку в два раза. 

Мы знаем благодаря операционному рычагу, что при росте выручки на 100% прибыль увеличится на 150% и составит 7,5 млн рублей. Это куда выгоднее, чем вложить 10 млн в новую точку и получать плюсом 3 млн рублей.  

Итог — однозначно за рекламу.