Автор: Палько Е. А., эксперт журнала
Журнал "Бухгалтер Крыма" № 6/2021
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны (далее – СЭЗ), должно представить в уполномоченный орган управления СЭЗ инвестиционную декларацию по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856.
Это обязательное условие, и хозяйствующий субъект, претендующий на статус участника СЭЗ, должен его выполнить.
Инвестиционная декларация (далее – ИД) является одним из документов, который прилагается заявителем к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ (п. 4 ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ). Ее форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856.
Согласно ч. 3 ст. 13 названного закона ИД должна содержать следующие сведения:
-
цель инвестиционного проекта;
-
виды деятельности с учетом требований, установленных ч. 2 и 3 ст. 12 Федерального закона № 377-ФЗ;
-
технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;
-
количество планируемых для создания рабочих мест, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта, и размер средней заработной платы;
-
общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме не менее 3 млн руб. для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, либо не менее 30 млн руб. для иных лиц;
-
график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта;
-
график получения предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов (в том случае, когда реализация инвестиционного проекта связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение указанных заключений, согласований и (или) разрешений);
-
график создания новых рабочих мест в первые три года реализации инвестиционного проекта;
-
осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Следует учесть, что график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта должен предусматривать осуществление капитальных вложений в размере не менее 30 % общего объема капитальных вложений в первый год реализации инвестиционного проекта (если реализация инвестиционного проекта не связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, для осуществления которых требуется получение предусмотренных нормативными правовыми актами заключений, согласований и (или) разрешений уполномоченных органов) (ч. 3.1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ).
Согласно ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ при рассмотрении представленных заявителем документов орган управления СЭЗ проводит оценку ИД на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в соответствии с критериями и методикой такой оценки[1], которые определяет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Обратите внимание:
На основании ч. 14 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ в случае признания инвестиционного проекта неэффективным соответствующим органом управления СЭЗ по результатам оценки ИД, проведенной в соответствии с ч. 7.1 этой статьи, может быть отказано в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ.
В Письме Минэкономразвития России от 11.06.2020 № Д08и-18488 отмечается, что в соответствии с п. 4 формы ИД заявитель должен подтвердить полноту и достоверность сведений, указанных в ней. Поэтому для целей проведения оценки ИД на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта недостаточно одного утверждения заявителя, в том числе о наличии необходимой инфраструктуры или о возможности реализации инвестиционного проекта за счет собственных средств без привлечения заемных финансовых ресурсов.
По мнению Минэкономразвития, указанная информация в целях проверки ее полноты и достоверности в рамках проведения оценки ИД на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта может подтверждаться документами, прилагаемыми непосредственно к ИД, а не к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ. Чиновники считают, что указание заявителем неполной или недостоверной информации может быть расценено уполномоченным органом управления СЭЗ в соответствии с ч. 14 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ как основание для отказа в заключении договора.
Отметим также, что неверное или неточное заполнение ИД может лишить налогоплательщика льгот по налогам, связанных с участием в СЭЗ.
Так, на основании пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2 и п. 10 ст. 427 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 %, которые применяются такими плательщиками в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в ИД, соответствующей требованиям, установленным данным законом[2].
Количество планируемых для создания рабочих мест и размер средней заработной платы отражаются в ИД (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ).
В Письме Минфина России от 03.12.2020 № 03-15-06/105669 указано, что представление в орган управления СЭЗ ИД с планируемым количеством и квалификацией необходимого персонала для реализации инвестиционного проекта в качестве приложения к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ и последующее заключение такого договора с органом управления СЭЗ, а также принятие в дальнейшем штатного расписания, соответствующего заявке, должны расцениваться как свидетельство об утверждении плательщиком – участником СЭЗ перечня рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, и согласовании данного перечня с органом управления СЭЗ.
По мнению Минфина, организация – участник СЭЗ, заключившая договор об условиях деятельности в СЭЗ, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 427 НК РФ, только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ на рабочих местах, указанных в ИД и предусмотренных штатным расписанием (включая работников, с которыми заключены трудовые договоры о дистанционной работе, и работников, меняющих в течение дня фактическое местонахождение на территории СЭЗ).
Кроме того, в письмах Минфина России от 12.11.2020 № 03-15-06/98604, от 10.11.2020 № 03-15-06/97708 отмечается: исходя из ст. 427 НК РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 204-ФЗ) плательщиками страховых взносов, получившими статус участника СЭЗ начиная с 01.01.2018, пониженные тарифы страховых взносов применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус, но не ранее чем с 01.01.2020, и до окончания срока существования СЭЗ при выполнении условия, которое заключается в следующем. Разница между суммой страховых взносов, исчисленной исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов, и суммой страховых взносов, исчисленной с применением пониженных тарифов страховых взносов, определяемая участником СЭЗ нарастающим итогом с начала применения пониженных тарифов страховых взносов, не должна превышать величину, равную объему осуществленных капитальных вложений за аналогичный период, умноженную на коэффициент, размер которого устанавливается Правительством РФ в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемого участником СЭЗ.
К сведению:
Названные коэффициенты для определенных видов деятельности приведены в Постановлении Правительства РФ от 18.01.2021 № 10.
Иными словами, для применения преференции по страховым взносам участник СЭЗ, получивший такой статус начиная с 01.01.2018, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с месяца осуществления в 2020 году капитальных вложений.
В пункте 1.2 разд. I «Резюме проекта» ИД участник СЭЗ указывает виды деятельности, осуществляемые в рамках реализации инвестиционного проекта с учетом требований, установленных Федеральным законом № 377-ФЗ, с указанием ОКВЭД. В обозначенном пункте ИД отражаются только те виды деятельности, которые будут осуществляться в рамках реализации инвестиционного проекта и соответствовать его цели. Указание иных видов деятельности не допускается.
По мнению Минфина, в случае осуществления участником СЭЗ нескольких видов экономической деятельности такому плательщику в целях определения вышеупомянутого коэффициента из перечисленных в п. 1.2 разд. I «Резюме проекта» ИД видов экономической деятельности следует выбрать один вид, наиболее соответствующий заявленной в ИД цели инвестиционного проекта.
Что касается налога на прибыль, для участников СЭЗ установлены нулевая ставка по этому налогу в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, и пониженная ставка в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет Крыма или Севастополя[3].
Данные ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в ИД (п. 1.7 ст. 284 НК РФ). Доходы от иной деятельности учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ организации от налогообложения освобождаются в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника СЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного на этой территории, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
В разделе III «Технический план инвестиционного проекта» формы ИД указываются сведения об имуществе (объектах недвижимого имущества, производственном, технологическом и ином оборудовании объектах инфраструктуры), предполагаемом к реализации и использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, если инвестиционный договор направлен на модернизацию и реконструкцию основных фондов, техническое перевооружение действующего предприятия, являющегося участником СЭЗ, льгота по налогу на имущество может распространяться на объекты основных средств модернизируемого (реконструированного) предприятия, а также основные средства, необходимые для реализации данного проекта, в том числе на имущество, учитываемое на балансе организации до получения статуса участника СЭЗ, при наличии сведений об этом имуществе в ИД (Письмо ФНС России от 29.10.2018 № БС-4-21/21102).
Обратите внимание:
Из Письма ФНС России от 02.08.2018 № ЕД-4-15/14944@ можно понять, что на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговики для проверки обоснованности применения льгот участником СЭЗ вправе истребовать у налогоплательщика ИД в числе прочих документов (информации).
[1] Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2019 № 241.
[2] См., например, статью Е. С. Казакова «Для льготы по страховым взносам СЭЗ не разделяется между Севастополем и Крымом», № 5, 2021 (стр. 69).
[3] См. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 и ч. 3 ст. 2 Закона г. Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС.