Источник: Нескучные Финансы

Сокращение расходов компании похоже на работу хирурга ― оптимизировать затраты нужно аккуратно, чтобы не повредить какой-либо жизненно важный механизм в работе компании. Как оптимизировать так, чтобы потом не сожалеть об этом, расскажем в этом материале.

Что такое операционные затраты

В финансовом учете ― это расходы компании на поддержание ее обычной деятельности. Что к ним относится?

Общепроизводственные расходы ― то, на что нужно потратиться для производства услуги или товара, например, зарплата сотрудников производства, аренда техники или платный доступ к программам, которые нужны для оказания услуг.

Коммерческие расходы ― это то, на что привлекают клиентов, то есть рекламный бюджет, организация маркетинговых акций, зарплата маркетолога, ведение социальных сетей.

Административные траты не нужны для производства услуг, но необходимы для поддержания жизни компании. Это может быть обслуживание банковского счета, аутсорсинг бухгалтерии, содержание офиса.

Что не относится к операционным расходам? Покупка сырья, материалов и товаров для перепродажи, а также налоги, выплаты по кредитам и амортизация.

Как отследить операционные расходы и понять, что их пора сокращать

Отследить операционные расходы можно в отчете о прибылях и убытках ― ОПиУ. В нем они объединены по статьям, например, обслуживание магазина включает в себя услуги клининговой компании, покупку канцтоваров и кассовой ленты, декорирование витрин, сервис кондиционера и закупку питьевой воды и легкого перекуса для персонала.

Вы можете скачать наш шаблон отчета о прибылях и убытках и заполнить его для своей компании.

Чтобы понять, пора бить тревогу или нет, нужно посмотреть на маржинальную и операционную прибыль.

Маржинальная прибыль ― это выручка минус переменные расходы. Переменные — это те, которые напрямую зависят от выручки. Например, проценты менеджерам продаж: они изменяются прямо пропорционально выручке. Растет выручка — растут проценты, снижается выручка — снижаются проценты.

А чтобы получить операционную прибыль, из выручки вычитают переменные, общепроизводственные и косвенные расходы. Операционная прибыль показывает, зарабатывает ли компания по своей основной деятельности.

Если маржинальная прибыль в пределах нормы, то есть рентабельность по ней примерно такая же, как и раньше, а вот операционная прибыль ниже нормы, стремится к нулю или вообще отрицательная ― это признак того, что нужна оптимизация операционных расходов.

Чтобы понять, где именно нужно сокращать операционные расходы, нужно проанализировать в динамике, какие статьи затрат выросли по сравнению с другими периодами или в общей доле затрат.

Например, после анализа мы понимаем, что тратили на содержание магазина в прошлом месяце 30 тысяч, а в этом 50. Или видим, что раньше на рекламу приходилось 30% всех операционных расходов, а сейчас ― 50. Это повод разобраться в причинах увеличения расходов и принять решения, которые смогут эти расходы оптимизировать.

Как сокращать операционные расходы

Оптимизация расходов в компании, как работа хирурга: нужно аккуратно подрезать затраты, чтобы не повредить что-то важное для бизнеса. Вот какие правила мы составили.

Сокращайте без ущерба для качества. Конечный потребитель не должен почувствовать на себе оптимизацию расходов.

Оценивайте взаимосвязь расходов внутри компании. Компания ― единый организм. Подумайте, если сейчас вы сократите расходы в одном отделе, не увеличит ли это затраты в другом?

Вовлекайте руководителей. В процесс оптимизации расходов можно вовлечь руководителей подразделений и ключевых сотрудников. Они включены в насущные проблемы своего отдела, поэтому могут дать ценные советы по сокращению затрат. Например, маркетолог может поискать варианты, как сделать заявку дешевле и сократить рекламный бюджет или давать больше заявок.

Сокращение расходов ― это всегда поиск новых решений или альтернатив. Давайте посмотрим на примерах, как можно сократить расходы.

  • Сдельная оплата труда или неполный рабочий день у не ключевых сотрудников.

  • Перевод постоянных расходов в переменные, например, компания, полностью перешла на удаленку, а для необходимых встреч с клиентами арендует коворкинг с почасовой оплатой.

  • Скидка или индивидуальные условия, например, можно договориться о скидке при заключении долгосрочного договора аренды.

  • Бартер; представим, что дизайн-бюро организовало интерьер фотостудии в обмен на фотосъемку своих объектов и рекламу. Все в плюсе, услуга есть, а живые деньги сэкономили.

Если расходы грамотно оптимизировать, то прибыль увеличится. Резать расходы нужно вдумчиво и аккуратно. Не знаете, на чем сэкономить? Проанализируйте ситуацию, поинтересуйтесь у ключевых сотрудников или нашего финансового директора.