ООО "Небо"

Больше половины предпринимателей еще не успели оправиться от первой волны коронавируса, а специалисты уже предрекают новую вспышку. Рассказываем, можно ли подготовиться к подобному исходу и минимизировать ущерб для бизнеса. 

Чему бизнесменов научила первая волна?

Руководитель отдела продаж компании «Аспро» Сергей Галямов считает, что кризисные явления носят цикличный характер, поэтому у каждого предпринимателя должен быть «план Б» и финансовая подушка на случай непредвиденных ситуаций. В сложное время важно не поддаваться паническим настроениям, а вместо этого —  замедлиться и обдумать планы, прикинуть возможные сценарии и просчитать последствия их реализации. Антикризисные меры лучше выбирать с учетом специфики бизнеса, и тогда можно будет пережить вторую волну с наименьшими потерями. Вот что специалисты предлагают сделать сегодня.

1. Выход в онлайн

Если до сих пор не освоили преимущества онлайн-пространства, самое время начать действовать. Дайте потребителям максимум информации: опишите услуги, расскажите и покажите этапы производства товара, перечислите, какие проблемы покупатель сможет решить с помощью вашей продукции. Чем интереснее и подробнее контент, тем лояльнее аудитория. Пробуйте разные форматы: соцсети, email-рассылки, прямые диалоги в стиле «вопрос-ответ»: сейчас особенно важно поддерживать репутацию бренда. 

2. Пересмотрите УТП

Возможно, старое УТП не эффективно в новых реалиях: замените оффер, а при необходимости и сам продукт. Покажите, что товар или услуга могут пригодиться и в период самоизоляции. Так, настольные и образовательные игры можно представить как средство от скуки, а собственные облачные разработки, как инструмент для организации дистанционной работы офиса. 

Сегодня в тренде экономия, поэтому важно продемонстрировать, как с помощью вашего продукта можно сохранять бюджет семьи в это непростое время. Маркетологи считают, что аудитория сейчас находится в подвешенном состоянии, поэтому выиграют те, кто сможем помочь, объяснить, подсказать, а не навязывать свои услуги. Покажите, что ваш продукт полезен и важен – и его будут приобретать даже в разгар коронавируса.

3. Развивайте логистику и онлайн-транзакции

Когда за клиента идет настоящая борьба, на первое место выходят простые коммуникации: онлайн-оплата в 1 клик или бесконтактная доставка. Эксперты уверены: внедрение подобных технологий положительно влияет на рост среднего чека.  

4. Улучшайте сервис и коммуникации

Программа-минимум в эпоху COVID-19: внедрение чат-ботов, не более 5 минут на ответ в социальных сетях, ежедневное общение на всех уровнях воронки продаж. Если не придерживаться этих рекомендаций, клиенты будут уходить к конкурентам, а лояльность аудитории начнет падать. 

Научите сотрудников правильно реагировать на негатив, превращайте даже отрицательные отзывы в бесплатную рекламу, не заставляйте ждать: в исследовании агентства Artox Media Digital Group каждый третий пользователь признался, что надеется на ответ в течение 5 минут, а более 60% респондентов и вовсе готовы отказаться от продукта и даже оставить негативный отзыв, если ожидание затянулось.

5. Уберите неэффективные маркетинговые инструменты

В условиях дефицита прибыли глупо тратить деньги на рекламные каналы и мероприятия с низкой конверсией. Отследите, откуда идет максимальный поток клиентов, узнайте, как они выходят на вашу компанию, и работайте в этом направлении. Попробуйте бесплатные платформы и инструменты: профильные ресурсы (Яндекс.Услуги, YouDo и пр.), различные сервисы (YouTube, Яндекс.Кью и Яндекс.Дзен), Турбо-страницы для лучшего ранжирования сайта. Не пренебрегайте «сарафанным радио»: предложите клиентам скидку, если приведут своих друзей и знакомых, напишут рекомендацию и отзыв на своей страничке.

6. Сократите расходы

В продолжение темы экономии: оглянитесь, ведь не только в маркетинге финансы расходуются не самым эффективным образом. Возможно, пора временно вывести из оборота нерентабельные товары, отказаться от найма новых сотрудников (особенно если в них нет острой необходимости), заморозьте проекты, которые в ближайшем будущем не принесут деньги. При этом все, что приносит прибыль, нужно финансировать на 100%. В digital-эпоху можно экономить даже на аренде офиса и перевести сотрудников на «удаленку».

7. Забота о сотрудниках

Цените тех, кто приносит деньги. Они станут основой выживания в непростых условиях. Проведите беседы с незаменимыми работниками, обсудите планы и сценарии действий, пожертвуйте временем ради укрепления взаимодействия между отделами. Новые трудности лучше встречать сплоченной командой, готовой ко всему.

Будет ли вторая волна?

Многие аналитики уверены, что причин для массовой паники нет. К примеру, профессор Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов считает, что переход на удаленку и массовая вакцинация и вовсе способны предотвратить новый виток заболевания. Врачи сегодня, по мнению ученого, намного лучше подготовлены, поэтому следует ждать взвешенных мер без «перекосов». 

Согласен с ним и директор Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов: он также не опасается жестких мер, считая, что малый и средний бизнес уже достаточно пострадал от коронавируса, поэтому правительство не будет вводить новые ограничения, чтобы не допустить обрушение экономики. 

Советник бизнес-омбудсмена при президенте РФ Антон Свириденко считает, что государству нужно продолжать помогать предпринимателям: продлить срок действия кредитных и налоговых отсрочек, разобраться с массовыми банкротствами, субсидировать простаивающие отрасли. Спасти бизнес в условиях второй волны могут доступные кредиты и налоговые послабления для МСП. Этого же мнения придерживается и вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области Олег Чернов, выступающий за социальные гарантии.

Однако многие эксперты сходятся во мнении, что кризис – это не только сложности, но и новые возможности. Эпидемия пройдет, но определенные привычки и у бизнеса, и у покупателей останутся. В частности, речь о дистанционной работе и онлайн-покупках, новых форматах взаимодействия. Именно на это и нужно делать акцент при планировании стратегии на ближайшее время.