Интервью: как я сдавала экзамен на аудитора

Полина Виксне: «Я как будто вернулась в студенческие времена»

Партнер международной компании Mazars поделилась опытом сдачи квалификационного экзамена и назвала его плюсы.

- Полина, когда Вы сдавали экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора?

- Сдавала экзамен несколько лет назад. Тогда я уже имела опыт в профессии более 10 лет и обладала международным сертификатом ACCA, который позволял мне подписывать аудиторские заключения. Но в тот момент в России менялось правовое поле, и потребовалась именно локальная лицензия.

- В чем сложность российского квалификационного экзамена?

- Я как будто вернулась в студенческие времена. Необходимо было овладеть достаточно большим массивом теоретической информации и уметь воспроизвести ее в том объеме и разрезе, которые требует формат экзамена: то есть в тестовой форме и в виде письменных ответов на вопросы. При этом экзамен на сдачу квалификационного аттестата не предполагал формата case-study – для сдачи экзамена требовалось продемонстрировать именно знание теории, а не умение применять ее. Кроме того, не со всеми вопросами, которые включены в экзамен, аудитор сталкивается в ежедневной работе. Это, на мой взгляд, и делает экзамен непростым для уже работающих в профессии. Пришлось адаптироваться к этому и, образно говоря, снова сесть за студенческую скамью.

- Готовились серьезно?

- Да, у меня была задача сдать на аттестат, и сделать это с первого раза. Поэтому вариант – просто полистать книги и пойти попробовать сдать – был не для меня. Во-первых, у меня не так много свободного времени. И если уж тратить его на подготовку, то результат нужен гарантированный - успешная сдача экзамена.

Во-вторых, тогда я уже руководила одним из департаментов российского офиса Mazars и просто не имела права подать плохой пример - пробовала, но не сдала - своим сотрудникам. На тот момент было распространено мнение, что экзамен на получение российской лицензии это что-то ужасное и сдают его лишь по счастливой случайности. И даже если ты не сдал, то это нормально. Как руководитель и лидер, я считала нужным на своем примере продемонстрировать ошибочность таких суждений. Мне хотелось показать, что если выстроить подготовку нужным образом и приложить достаточное количество усилий, то экзамен абсолютно сдаваем. А если сдать не получается, то, значит, существуют какие-то проблемы на стороне абитуриента - либо недостаточно упорная подготовка, либо неверный подход к изучению материала.

- Как Вы выстроили свою подготовку к экзамену?

- Мне пришлось на время внести некоторые изменения как в личную, так и в профессиональную жизнь. В личном плане все довольно просто - предупреждаешь свое окружение: «Ребят, я полгода буду кое-чем заниматься, и вы меня, пожалуйста, не трогайте». На работе - договорилась с руководством и коллегами и временно реорганизовала свой график следующим образом:

- Какие советы можете дать коллегам, которым предстоит получать аттестат аудитора?

- Настоятельно рекомендую сдавать экзамен как можно раньше. Молодым специалистам проще адаптировать график работы, чтобы выстроить правильную подготовку к экзамену, да и семейных обязанностей, обычно, меньше. Конечно, при этом должна быть осознанная внутренняя мотивация (понимание, что аудит — это та профессия, в которой ты хочешь развиваться; понимание, зачем тебе нужен аттестат). Позже с течением времени жизнь будет меняться: на работе появятся новые задачи, периоды низкой загрузки и паузы между проектами будут исчезать; в личной жизни также обычно появляется определенный распорядок. Все это сужает возможности для маневра и делает планирование любого нового дополнительного проекта (такого как сдача экзамена на аттестат) более сложным. Но не невозможным, конечно!

- Скажите честно: на экзамене пользовались шпаргалкой?

- Если под шпаргалкой имеется в виду маленькая записка, в которую можно подглядеть, то нет, не пользовалась. В университете я всегда завидовала студентам, которые использовали эту опцию и не попадались, но сама всегда сдавала честно. При подготовке к квалификационному экзамену я конспектировала материал – это помогает переработать, «пропустить» информацию через себя, и при этом в голове остается четкая структура прочитанного. Именно она и помогает запоминать и воспроизводить информацию. На конспекты у меня ушло пять тетрадок формата A4. И всем своим коллегам я советовала потом не просто читать книгу, а конспектировать информацию в структурированном виде.

- На Ваш взгляд, есть ли еще какие-то бонусы от квалификационного экзамена, помимо получения аттестата?

- Да, экзамен дает определенный “boost” – подкачку теоретической базы, которая даже не всегда напрямую связана с твоей ежедневной деятельностью. Это расширяет кругозор, и свои обычные рабочие обязанности начинаешь выполнять иначе, как будто смотришь под другим углом. Например, уже по-другому себя ощущаешь в диалоге с клиентом, финансистом, бухгалтером или юристом. Ты становишься более «прокаченным», переходишь на другой уровень. И это чувствуется.

Беседовал Сергей Чернаков