Состояние рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2009 году

Доклад Минфина РФ "О состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2009 году.

Содержание

1. Введение

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности

2.1. Законодательство об аудиторской деятельности

2.2. Нормативно-методическое обеспечение

3. Субъекты аудиторской деятельности

3.1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

3.2. Аудиторы

4. Состояние рынка аудиторских услуг

4.1. Объем оказанных аудиторских услуг

4.2. Концентрация аудиторской деятельности

4.3. Клиенты аудиторских организаций

4.4. Малые, средние и крупные аудиторские организации

4.5. Типичные аудиторские организации

5. Профессиональная аттестация аудиторов

5.1. Система профессиональной аттестации аудиторов

5.2. Обучение аудиторов

5.3. Повышение квалификации аудиторов

5.4. Программы повышения квалификации аудиторов

6. Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов

6.1. Система контроля качества работы

6.2. Показатели контрольной деятельности

6.3. Контроль качества работы аудиторов

6.4. Недостатки, выявленные системой контроля качества работы

7. Развитие саморегулирования

7.1. Создание саморегулируемых организаций аудиторов

7.2. Показатели деятельности

7.3. Совет по аудиторской деятельности

7.4. Взаимодействие Минфина России с аудиторским сообществом

8. Международное сотрудничество

9. Заключение

10. Принятые сокращения

 1. Введение

Настоящий Доклад подготовлен во исполнение статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем представлены результаты анализа состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2009 г.

Доклад подготовлен на основе представляемых в Минфин России отчетов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и других профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, а также данных государственных реестров в сфере аудиторской деятельности, которые ведет Минфин России. При составлении Доклада использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы, лицензионного контроля, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и ведения аудиторской деятельности, материалы обсуждений на заседаниях Совета по аудиторской деятельности.

Наверх

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности

Продолжалась работа по совершенствованию правового обеспечения аудиторской деятельности. Данная работа велась как в отношении законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, так и в отношении нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

2.1. Законодательство об аудиторской деятельности

С 1 января 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Основная идея этого закона – развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием. Закон обеспечивает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов саморегулируемым организациям аудиторов. Среди таких функций, в частности, – предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам.

С целью обеспечения общественного надзора за развитием аудиторской профессии предусмотрено преобразование Совета по аудиторской деятельности. Согласно новой редакции федерального закона меняются подходы к определению численного и персонального Совета, порядка его формирования, сферы деятельности и регламента работы. Общественный надзор обеспечивается, в частности, тем, что к полномочиям Совета отнесены рассмотрение и рекомендация стандартов аудиторской деятельности, одобрение кодекса профессиональной этики, надзор за функционированием системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Продолжалось обсуждение проекта изменений в ряд федеральных законов, предусматривающих более тесное сотрудничество аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской отчетности кредитных организаций, с надзорными органами (Центральным банком Российской Федерации, Росстрахнадзором, ФСФР России).

Наверх

2.2. Нормативно-методическое обеспечение

Главным направлением нормативно-правового регулирования в сфере аудиторской деятельности в 2009 г. стала разработка необходимых подзаконных актов Правительства Российской Федерации и Минфина России с целью обеспечения реализации положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Для этого Правительством Российской Федерации уточнены полномочия Минфина России в сфере аудиторской деятельности, внесены изменения в Положение о лицензировании аудиторской деятельности.

Минфином России утверждены Положение о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов (приказ от 30 апреля 2009 г. № 41н); Положение о ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (приказ от 30 октября 2009 г. № 111н); Положение о совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности (приказ от 29 декабря 2009 г. № 146н).

Продолжалась работа над ФСАД. Утверждены три новых стандарта, посвященных порядку подготовки и оформления аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанные стандарты полностью соответствуют международным стандартам аудита.

Проводилась работа по обобщению практики применения ФСАД. По результатам этой работы опубликованы рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2009 г.

Советом по аудиторской деятельности одобрен ряд документов методического характера. Они способствуют пониманию и применению ФСАД, совершенствованию порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядка непрерывного повышения квалификации аудиторов.

Наверх

3. Субъекты аудиторской деятельности

3.1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

Субъектами аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности являются аудиторские организации (юридические лица) и индивидуальные аудиторы. Аудиторская деятельность включает проведение аудита бухгалтерской отчетности и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых установлен ФСАД. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, а индивидуальные аудиторы не вправе также проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, перечень которых определен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и иными федеральными законами.

В 2009 г. аудиторскую деятельность имели право вести лишь субъекты, которым предоставлена лицензия на осуществление аудиторской деятельности1. Минфин России как лицензирующий орган в соответствующем государственном реестре учитывал выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Их количество показывает, сколько аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов имели право вести аудиторскую деятельность:

Таблица 1

 

На

1.01.06

На

1.01.07

На

1.01.08

На

1.01.09

На

31.12.09

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности – всего, тыс.

7,7

8,2

7 ,3

6,9

7,5

в том числе:

         

аудиторские организации

6,6

7,1

6,4

6,2

6,7

индивидуальные аудиторы

1,1

1,1

0,9

0,7

0,8

В 2009 г. в Минфин России поступило 533 заявления о предоставлении лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Лицензии предоставлены 473 соискателям (89 %). 41 соискателю (11 %) отказано в предоставлении лицензии.

Распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам в 2009 г. характеризовалось следующими данными:

Таблица 2

Федеральный округ

Аудиторские организации

Индивидуальные аудиторы

кол-во лицензий, тыс.

в % от общего кол-ва

кол-во лицензий, тыс.

в % от общего кол-ва

Российская Федерация

6,7

100

0,8

100

в том числе:

       

Центральный

3,2

47,7

0,3

37,5

Северо-Западный

0,8

11,9

0,1

12,5

Южный

0,5

7,5

0,1

12,5

Приволжский

0,9

13,4

0,1

12,5

Уральский

0,5

7,5

0,05

6,3

Сибирский

0,6

9,0

0,1

12,5

Дальневосточный

0,2

3,0

0,05

6,2

Подавляющее большинство аудиторских организаций занимается аудиторской деятельностью пять и более лет. Данная «возрастная» структура аудиторских организаций сохраняется на протяжении достаточно длительного времени:

Таблица 3

Количество лет ведения аудиторской деятельности

Удельный вес аудиторских организаций в общем количестве, %

2005

2006

2007

2008

2009

Менее года

2,1

3,3

3,2

3,5

2,8

1-2 года

8,3

11,5

10,0

10,4

11,4

3-4 года

22,3

17,7

12,9

10,5

9,8

5 и более лет

67,3

67,4

73,9

75,6

76,0

Как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право вести такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождалось фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4,5-5,0 тыс. субъектов. Данная оценка подтверждается, среди прочего, количеством аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов в первой половине 2010 г.; по состоянию на 1 июля 2010 г. в указанные реестры включены сведения о 4923 аудиторских организациях.

Доля индивидуальных аудиторов в количестве субъектов, фактически ведущих аудиторскую деятельность, незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.

Наверх

3.2. Аудиторы

Субъектами аудиторской деятельности как профессиональной деятельности являются аудиторы. Аудитор занимается данной профессиональной деятельностью в качестве работника аудиторской организации (на основе трудового договора) либо индивидуального аудитора. Квалификационные аттестаты аудитора выдаются Минфином России лицам, отвечающим установленным квалификационным требованиям, и успешно сдавшим квалификационный экзамен. До 1 ноября 2009 г. квалификационные аттестаты аудитора выдавались по следующим видам аудита: общий аудит; банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж. С 1 ноября 2009 г. аттестаты выдаются по общему и банковскому аудиту; аттестат по общему аудиту охватывает также аудит страховщиков и аудит бирж.

В 2009 г. было выдано 1487 квалификационных аттестата аудитора, что почти на 8 % больше, чем в 2008 г. Из общего количества выданных аттестатов 92 % - по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за год на 3,7 %. В 2009 г. годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора превысил аналогичный показатель 2008 г. на 0,2 %, однако, как и в 2008 г., оказался значительно ниже годового прироста, наблюдавшегося в 2005-2006 гг.

Общее количество квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России за все время проведения аттестации, и распределение их по видам аудита приведено в следующей таблице:

Таблица 4

 

На

1.04.06

На

1.01.07

На

1.01.08

На

1.01.09

На

1.01.10

Квалификационные аттестаты аудитора – всего, тыс.

35,0

36,7

37,5

38,8

40,2

в том числе:

         

общий аудит

32,8

34,3

35,0

36,1

37,5

банковский аудит

0,9

1,0

1,1

1,2

1,2

аудит бирж

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

аудит страховщиков

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

Распределение аудиторов по федеральным округам характеризуется следующими данными:

Таблица 5

Федеральный округ

Доля в общем количестве квалификационных аттестатов аудитора, %

2008

2009

Российская Федерация

100

100

в том числе:

   

Центральный

47,2*

47,0*

Северо-Западный

11,6

11,7

Южный

7,7

7,7

Приволжский

15,0

15,2

Уральский

7,0

7,0

Сибирский

8,2

8,2

Дальневосточный

3,3

3,2

* Из них Москва – 29 %.

Из общего количества держателей квалификационных аттестатов аудитора около 80 % - женщины. Меньшая доля женщин среди держателей квалификационного аттестата аудитора по аудиту страховщиков и аудиту бирж (по 66,7 %).

Среди держателей квалификационных аттестатов аудитора 33 % - лица в возрасте от 35 до 45 лет, 29 % - от 25 до 35 лет, 25 % - от 45 до 55 лет, 12 % - старше 55 лет, 1 % - до 25 лет. Указанная пропорция с небольшими вариациями имеет место в отношении всех видов аудита и сохраняется на протяжении ряда лет.

В целом по России аудиторы составляют почти половину всех сотрудников аудиторских организаций. Несколько ниже этот показатель в Москве (41 %) и выше в других регионах (54,4 %).

Данные о количестве выданных квалификационных аттестатов аудитора показывают количество аудиторов, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью. Количество аудиторов, фактически ведущих данную профессиональную деятельность, отличается от имеющих право заниматься ею. Экспертная оценка показывает, что в 2009 г. были фактически заняты аудиторской деятельностью порядка 25-28 тыс. аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).

Наверх

4. Состояние рынка аудиторских услуг

4.1. Объем оказанных аудиторских услуг

В 2009 г. наблюдавшаяся на протяжении последних лет высокая динамика развития аудиторского сектора прервалась:

Таблица 6

 

За 200 5 г.

За

200 6 г .

За

2007 г .

За

2008 г .

За

2009 г .

Объем оказанных аудиторских услуг – всего, млрд. руб.

28,9

34,4

41,7

50,1

49,6

Прирост по сравнению с прошлым годом, %

х

19,2

21,3

20,1

-1,0

В 2009 г. объем оказанных аудиторских услуг уменьшился по сравнению с 2008 г. на 1,0 % и составил 49,6 млрд.руб. На объеме оказанных в 2009 г. аудиторских услуг сказалась сложная экономическая ситуация второй половины 2008 г. и 2009 г. По мнению экспертов, основными негативными факторами стали: сокращение притока новых клиентов; сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов; снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; платежеспособность клиентов.

В 2009 г. в Москве объем оказанных аудиторских услуг уменьшился на 2,3 %. В то же время в Санкт-Петербурге и других регионах наблюдался рост объема услуг (соответственно 12,3 % и 0,4 %).

В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 46,5 % всего объема оказанных аудиторских услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 56,9 % и 55,0 %). В других регионах основным видом услуг по-прежнему является проведение аудита (почти 60 %). Такая же неравномерность имеет место в отношении федеральных округов. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля услуг по проведению аудита превышает 60 %. В Центральном (без Москвы) и Южном федеральных округах она составляет порядка 57 %, в Уральском - 55 %, в Северо-Западном – 47 %.

В услугах по проведению аудита услуги по общему аудиту составили 91,8 %, банковскому аудиту – 6,0 %, аудиту бирж – 1,0 %, аудиту страховщиков – 1,2 %. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы), доля услуг по общему аудиту колеблется между 94 и 98 %. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.

Порядка 20 % объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в 2,5 раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.

В следующей таблице приведены данные о распределении аудиторских организаций, фактически оказывающих аудиторские услуги, по объему таких услуг:

Таблица 7

Объем аудиторских услуг, оказанных аудиторской организацией,
млн руб

Удельный вес в общем количестве аудиторских организаций, %

Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, %

Менее 1,5

38,6

12,6

1,5 – 3,0

21,3

16,9

3,0 – 9,0

26,6

33,0

9,0 – 70,0

12,3

26,9

70,0 - 1500

1,1

8,5

Более 1500

0,1

2,1

В 2009 г. количество аудиторских организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн руб., не изменилось по сравнению с 2008 г. Наблюдался рост количества аудиторских организаций, оказавших услуги в объеме 70-1500 млн руб. (+10,9 %), в объеме 3-9 млн руб. (+2,3 %), в объеме 1,5-3 млн руб. (+4,2%), в объеме менее 1,5 млн руб. (+5,5 %). Вместе с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме 9-70 млн руб., сократилось на 1,5 % по сравнению с 2008 г.

Наверх

4.2. Концентрация аудиторской деятельности

По-прежнему, российский рынок аудиторских услуг характеризуется высокой концентрацией.

Из общего количества аудиторских организаций, фактически ведущих деятельность, 36,4 % расположены в Москве, 8,7 % - в Санкт-Петербурге и 54,9 % - в других регионах страны. Если рассматривать долю аудиторских организаций, расположенных в Москве, с учетом вхождения отдельных региональных аудиторских организаций в группы (сети), то указанный показатель окажется более высоким. Так, расчет доли аудиторских организаций, расположенных в Москве, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» ( http :/ www . raexpert . ru ), ориентирующегося при исследовании рынка аудиторских услуг на показатели аудиторско-консалтинговых групп, дает показатель более 60 %.

В 2009 г. на долю аудиторских организаций, расположенных в Москве, пришлось 74 % объема оказанных аудиторских услуг. Этот показатель более чем в 11 раз превышает аналогичный показатель по Санкт-Петербургу и почти в 4 раза – по другим регионам вместе взятым. При этом похожая картина наблюдалась как в отношении услуг по проведению аудита, так и в отношении прочих услуг. Данное соотношение сохраняется на протяжении последних лет.

В 2009 г. доля 50 крупнейших по величине доходов аудиторских организаций (более 80 млн.руб.) в совокупном объеме оказанных аудиторских услуг составила 58,0 % ( 2008 г. - 58,9 %). На долю этих организаций пришлась половина объема услуг по проведению аудита. Вместе с тем клиентами этих аудиторских организаций были лишь 9,9 % общего количества клиентов, отчетность которых проаудирована ( 2008 г. - 10,0 %). В этих аудиторских организациях заняты только 8,1 % аудиторов ( 2008 г. – 7,8 %). Место на рынке указанных организаций характеризуется следующими данными:

Таблица 8

 

4 аудиторские организации с наибольшим доходом

Остальные 46 аудиторских организаций

Доля в объеме оказанных аудиторских услуг, %

34,9

23,1

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

27,0

23,0

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

1,2

8,7

Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, %

1,9

6,2

В указанной группе крупнейших аудиторских организаций выделяются четыре организации, доходы каждой из которых в 2009 г. превысили 3,3 млрд.руб. Эти аудиторские организации входят в состав международных сетей «Deloitte», «Ernst & Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers». Аудиторская организация, ближайшая к ним в рассматриваемой группе, оказала в 2009 г. меньше аудиторских услуг более чем в 2 раза:

Рисунок 1

Наверх

  4.3. Клиенты аудиторских организаций

В 2009 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 92683 клиентов. Количество таких клиентов в 2009 г. уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 344 или на 0,4 %.

Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, 24 % - клиенты с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн.руб., 46 % - с выручкой от 20 до 200 млн.руб., 25 % - с выручкой от 200 млн. до 2 млрд.руб., 5 % - с выручкой более 2 млрд.руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (29 %), строительстве (13 %), обрабатывающем производстве (12 %), транспорте и сельском хозяйстве (по 4 %).

На Москву приходится 35 % клиентов, на Санкт-Петербург – почти 9 % и на другие регионы – 56 %:

Таблица 9

 

Москва

Санкт-Петербург

Другие регионы

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

35,1

8,9

55,9

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

68,6

6,3

25,1

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

36,7

8,9

55,4

Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, %

40,8

9,2

50,0

Подавляющее большинство клиентов обратилось в 2009 г. в аудиторские организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводился в:

1) открытых акционерных обществах;

2) кредитных организациях, бюро кредитных историй;

3) страховых организациях, обществах взаимного страхования;

4) товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах;

5) государственных и муниципальных унитарных предприятиях, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за один год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 20 млн руб. (если иные минимальные значения не установлены законом субъекта Российской Федерации для муниципальных унитарных предприятий);

6) других организациях, финансовые показатели деятельности которых превышают минимальные значения, указанные в предыдущем пункте;

7) случаях, предусмотренных федеральными законами (государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц, др.):

Таблица 10

Основание проведения обязательного аудита

Удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, %

Обязательный аудит – всего

100

в том числе:

 

открытые акционерные общества

21,2

кредитные организации

1,6

страховые организации и общества взаимного страхования

0,8

биржи и инвестиционные фонды

1,8

унитарные предприятия

5,4

организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений

54,8

другие случаи, предусмотренные законами

14,4

Среди выданных в 2009 г. аудиторских заключений существенную долю занимают заключения с выражением безоговорочно–положительного мнения (55,8 % общего количества выданных заключений). На втором месте – заключения с выражением мнения с оговоркой (43,0 %). Меньше всего выдано аудиторских заключений с выражением отрицательного мнения (0,8 %) и аудиторских заключений с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (0,4 %). Доля аудиторских заключений с выражением сомнения в возможности клиента продолжать деятельность и с указанием на значительную неопределенность в деятельности клиента составила 2,2 %.

Наверх

4.4. Малые, средние и крупные аудиторские организации

Из общего количества аудиторских организаций, которые в 2009 г. фактически вели аудиторскую деятельность, 86 % относятся к малым (с численностью работающих не более 15 человек), 13 % - к средним (с численностью работающих от 16 до 50 человек) и 1 % - к крупным (с численностью работающих более 50 человек). При этом среди крупных аудиторских организаций выделяются 4 организации, численность работающих в которых превышает 1000 человек.

В следующей таблице сравниваются некоторые показатели деятельности малых, средних и крупных организаций:

Таблица 11

 

Малые

Средние

Крупные

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

85,4

13,2

1,4

Доля в общем объеме оказанных аудиторских услуг, %

23,8

19 ,2

57,0

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

29,2

2 1 ,5

49,3

Удельный вес услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных аудиторских услуг, %

57,0

52 ,0

4 0,0

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

62,1

26,0

11,9

В 2009 г. подавляющее количество аудиторских заключений выдано малыми аудиторскими организациями – 62,5 % от общего количества выданных заключений. Средние аудиторские организации выдали 25,6 % аудиторских заключений, крупные – 11,9 %.

Наверх

4.5. Типичные аудиторские организации

Показатели типичных аудиторских организаций* дают общее представление о масштабах, результатах и эффективности деятельности аудиторских организаций в различных регионах страны:

Таблица 12

 

Типичная аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом

Типичная аудиторская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом)

Типичная аудиторская организация в других регионах (включая Санкт-Петербург)

Количество лет ведения аудиторской деятельности

17

8,1

8,7

Количество сотрудников, человек

1110,5

13

10

Количество аудиторов, человек

156,0

6,4

5,4

Количество клиентов, единиц

290,0

18,6

19,7

Объем оказанных аудиторских услуг – всего, млн руб.

4284,8

11,5

4,2

Объем оказанных услуг по проведению аудита в расчете на одного клиента, тыс.руб.

3107,6

212,4

110,7

Объем оказанных аудиторских услуг в расчете на одного сотрудника, тыс.руб.

3242,3

572,2

334,8

Объем оказанных услуг по проведению аудита в расчете на одного аудитора, тыс.руб.

9050,5

513,1

365,3

* Показатели типичной аудиторской организации среди 4 аудиторских организаций с наибольшим доходом представлены медианой, а других типичных аудиторских организаций – средним арифметическим.

Как видно из таблицы 12, объем аудиторских услуг, оказанных типичной аудиторской организацией из числа 4 крупнейших по величине доходов, превышает данный показатель типичной аудиторской организации в Москве (без 4 крупнейших организаций) почти в 400 раз (4284,8 против 11,5 млн руб.). Разрыв между объемами аудиторских услуг, оказанными типичными аудиторскими организациями в Москве (без 4 крупнейших организаций) и других регионах (включая Санкт-Петербург), составляет почти 3 раза (11,5 против 4,2 млн руб.). В 2009 г. этот разрыв в первом случае увеличился по сравнению с 2008 г., а во втором случае – остался на прежнем уровне.

Наверх

5. Профессиональная аттестация аудиторов

5.1. Система профессиональной аттестации аудиторов

В 2009 г. проверка квалификации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, осуществлялась в форме квалификационного экзамена. После сдачи квалификационного экзамена и получения квалификационного аттестата аудитора каждый аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином России.

Обучение и повышение квалификации аудиторов проводились в УМЦ, включенных в соответствующий государственный реестр. По состоянию на 1 января 2009 г. в государственный реестр учебно-методических центров был включен 51 УМЦ; в течение года в реестр вошли еще два УМЦ.

В 2009 г. обучение и повышение квалификации аудиторов имели право проводить 52 УМЦ, с которыми Минфин России заключил соответствующие договоры. Фактически вели обучение претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора 45 УМЦ ( 2008 г. – 42), а проводили курсы повышения квалификации аудиторов 49 УМЦ ( 2008 г. – 49).

В следующей таблице приведены некоторые показатели деятельности УМЦ:

Таблица 13

 

2009 г .

2008 г .

Количество претендентов, прошедших обучение, в расчете на один УМЦ, человек

93

107

Количество курсов повышения квалификации аудиторов в расчете на один УМЦ, единиц

28

26

Количество аудиторов, прошедших повышение квалификации, в расчете на один УМЦ, человек

623

635

Минфин России осуществляет контроль работы УМЦ. В 2009 г. проводились проверки соблюдения порядка проведения квалификационных экзаменов и курсов повышения квалификации аудиторов, а также целевого использования УМЦ средств, выделенных им на указанные мероприятия.

Наверх

5.2. Обучение аудиторов

В 2009 г. прошли обучение 4207 претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора. Из общего количества претендентов 97 % обучались общему аудиту, и только 3 % - трем остальным видам аудита: 2,1 % - банковскому аудиту, 0,6 % - аудиту бирж, 0,3 % - аудиту страховщиков. Соотношение количества аттестованных (сдавших квалификационный экзамен) и обучавшихся характеризуется следующими данными:

Таблица 14

 

Обучалось

Аттестовано

Отношение аттестованных к обучавшимся, %

Всего

4207

1487

35

в том числе:

     

общий аудит

4079

1411

35

банковский аудит

89

51

57

аудит бирж

27

14

52

аудит страховщиков

12

11

92

По сравнению с 2008 г. количество обучавшихся в 2009 г. уменьшилось более чем на 6 % с 4487 до 4207 человек. Количество аттестованных за год увеличилось почти на 12 % с 1333 до 1487 человек.

В 2009 г. наибольшее количество претендентов обучалось в следующих УМЦ: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (298), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (240 претендентов), Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (227), Центр профессиональной подготовки «СТЕК» (220), Санкт-Петербургский государственный университет (215), Институт переподготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов (200).

По банковскому аудиту, аудиту страховщиков и аудиту бирж обучение проводилось только в трех УМЦ, расположенных в Москве.

В 2009 г. процент успешной сдачи квалификационных экзаменов по всем видам аудита несколько увеличился по сравнению с предыдущими годами (35 % в 2009 г., 30 % в 2008 и 2007 гг., 28 % в 2006 г.). При этом данный показатель по общему аудиту составил 35 %, а по остальным видам аудита - от 52 % до 92 %.

Отношение количества аттестованных к количеству обучавшихся по общему аудиту по федеральным округам колеблется от 29 % до 53 %. В Южном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах этот показатель составил от 29 до 30 %, в Центральном, Уральском и Приволжском – от 35 до 41 %, в Дальневосточном – 53 %.

По результатам квалификационных экзаменов, проведенных в 2009 г., в Апелляционную комиссию Совета по аудиторской деятельности было подано 364 апелляции, в том числе по результатам тестирования - 88 апелляций, по результатам письменных работ - 276 апелляций. Были удовлетворены 85 апелляций. По сравнению с 2008 г. количество поданных апелляций уменьшилось на 21 %, а количество удовлетворенных апелляций увеличилось на 37 %. Как и в предыдущие годы, большинство апелляций было подано необоснованно.

Наверх

5.3. Повышение квалификации аудиторов

Общее количество прошедших повышение квалификации аудиторов в 2009 г. составило 30546 человек, в том числе: в области общего аудита – 28721 (94,0 %), в области банковского аудита – 799 (2,6 %), в области аудита бирж – 607 (2,0 %), в области аудита страховщиков – 419 (1,4 %).

В среднем по стране на один УМЦ приходилось 792 аудитора. В десяти УМЦ прошли повышение квалификации более 1000 аудиторов. Среди них - Центр профессиональной подготовки «СТЕК» (3355 аудиторов), Государственный университет – Высшая школа экономики (2640), УМЦ РКА (1773), Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова (1496), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (1265), Российский университет Дружбы народов (1218), Московская финансово-промышленная академия (1129), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (1095), Санкт-Петербургский государственный университет (1092), Институт компьютерных технологий (1053).

Обеспеченность федеральных округов условиями для повышения квалификации аудиторов характеризовалась следующими данными:

Таблица 15

Федеральный округ

Количество УМЦ в федеральном округе

Количество аудиторов*

(на 1.01.09), тыс.

Количество аудиторов* в расчете на один УМЦ, тыс.

Российская Федерация

49

38,8

0,792

в том числе:

     

Центральный

22

18,3

0,8

Северо-Западный

4

4,5

1,1

Южный

3

3,0

1,0

Приволжский

7

5,8

0, 8

Уральский

5

2,7

0,5

Сибирский

5

3,2

0,6

Дальневосточный

3

1,3

0,4

* Количество квалификационных аттестатов аудитора, выданных аудиторам, проживающим в федеральном округе на момент получения аттестата.

В целом федеральные округа равномерно обеспечены условиями для повышения квалификации аудиторов. Несколько лучшие возможности в Дальневосточном федеральном округе. Относительно менее обеспеченными условиями для повышения квалификации аудиторов являются Северо-Западный и Южный федеральные округа. При этом около 42 % общего количества УМЦ располагаются в Москве.

Повышение квалификации аудиторов по банковскому аудиту, аудиту страховщиков и аудиту бирж проводилось в 16 УМЦ, что составляет треть от включенных в государственный реестр. УМЦ Уральского и Дальневосточного федеральных округов вообще не проводили повышение квалификации аудиторов по данным видам аудита. Повышение квалификации аудиторов по указанным видам аудита в этих федеральных округах проводилось только на выездных курсах, организованных УМЦ из других федеральных округов.

В 2009 г. курсы повышения квалификации аудиторов проводились с января по декабрь. Около 75 % аудиторов повышали квалификацию во 2 и 4 кварталах (соответственно 31 % и 43 %). Об этом же свидетельствует распределение курсов повышения квалификации аудиторов по кварталам:

Таблица 16

 

Удельный вес курсов повышения квалификации, проведенных в квартале, в общем количестве проведенных курсов, %

Проведено курсов повышения квалификации – всего

100

в том числе:

 

1 квартал

12

2 квартал

31

3 квартал

14

4 квартал

43

Иными словами, в прохождении повышения квалификации аудиторов стабильно наблюдается сезонность. Как правило, уровень загруженности аудиторов в феврале-апреле не позволяет им проходить повышение квалификации с отрывом от производства.

Наверх

5.4. Программы повышения квалификации аудиторов

По состоянию на 1 января 2009 г. действовали 33 программы повышения квалификации аудиторов. В 2009 г. были утверждены и начали действовать еще 3 программы, отменены четыре программы.

Наиболее востребованными были следующие программы: «Новое в нормативно-правовом регулировании налогообложения юридических и физических лиц», «Новое в нормативно-правовом регулировании бухгалтерского учета», «Новое в нормативно-правовом регулировании имущественных отношений», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Новое в нормативно-правовом регулировании имущественных отношений», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Популярностью также пользовались программы «Новое в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности» и «Новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности». Курсы по названным программам прослушали около 70 % аудиторов, прошедших в 2009 г. повышение квалификации. По программе «Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности» прошли обучение 172 аудитора, по программе «Соблюдение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - 1961 аудитор (214 в 2008 г.).

Наименее востребованными были программы: «В нутренний аудит», «К омпьютерный аудит», «О ценка и анализ рисков при аудите», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг и операций с ценными бумагами». Повышение квалификации по данным программам прошли 9 % аудиторов.

Такое положение с использованием программ повышения квалификации аудиторов объясняется, как минимум, двумя причинами. Во-первых, нешироким набором программ, предлагаемых УМЦ, в связи с ограниченностью преподавательского состава. Во-вторых, отсутствием достаточного интереса со стороны аудиторов к ряду программ.

Распределение курсов повышения квалификации по продолжительности обучения в 2009 г. характеризовалось следующими данными:

Таблица 17

 

Удельный вес курсов повышения квалификации определенной продолжительности в общем количестве проведенных курсов, %

Проведено курсов повышения квалификации – всего

100

в том числе:

 

продолжительность 40 часов

44

продолжительность 20 часов

7

продолжительность 16 часов

4

продолжительность 10 часов

менее 1

продолжительность 8 часов

45

Как видно, наибольшей популярностью продолжают пользоваться 40-часовые курсы повышения квалификации. Вместе с тем в 2009 г. наблюдался значительно больший интерес аудиторов к 8-часовым курсам; удельный вес их в общем количестве проведенных курсов повышения квалификации из года в год возрастает (12 % в 2007 г., 43 % в 2008 г., 45 % в 2009 г.).

Наверх

6. Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов

6.1. Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита.

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проводятся аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов (в отношении своих членов), а также уполномоченным государственным органом. Организация системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в 2009 г. была установлена Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг, одобренными Советом по аудиторской деятельности. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований: Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и иных законодательных актов по вопросам аудиторской деятельности, ФСАД, других нормативных правовых актов по вопросам аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России.

Наверх

6.2. Показатели контрольной деятельности

В 2009 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 611 проверок. По экспертной оценке данными проверками были охвачены порядка 13 % всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В 2009 г. проведена внешняя проверка качества работы одного индивидуального аудитора.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Таблица 18

Аудиторское объединение/ саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля ауд. орг. - членов объединения/организации, в которых проведены проверки, %

2009 г .

2008 г .

2009 г .

2008 г .

АПР

234

224

17

16

ИПАР

34

42

24

29

МоАП

136

141

21

21

ИПБР

123

141

14

16

РКА

84

113

28

37

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8 %. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех аудиторских объединениях/саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением АПР.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9 % проверенных аудиторских организаций проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.).

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми, 1 % - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в аудиторские объединения/саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2009 г. аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Расходы аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества за 2009 г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83 %, а их доля в общих расходах аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов – на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех аудиторских объединениях/саморегулируемых организациях аудиторов, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролера качества аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов. В 2009 г. 10 штатных контролеров качества имелись в АПР и МоАП. В 2009 г. 604 аудитора прошли обучение по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Результативность деятельности контролеров качества аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Таблица 19

Аудиторское объединение/ саморегулируемая организация аудиторов

Количество штатных и внештатных контролеров качества

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества

Количество ауд.орг. и инд.ауд., приходящихся на одного контролера качества

АПР

397

2,1

3,6

ИПАР

21

15,6

7,1

МоАП

108

3,8

6,3

ИПБР

66

1,9

13,7

РКА

70

4,6

4,3

По результатам проведенных в 2006 - 2009 гг. внешних проверок качества работы аудиторских организаций аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов выданы 2449 сертификатов качества. Иными словами, аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов подтверждено качество работы 70 % аудиторских организаций, являющихся членами этих объединений и организаций.

По результатам внешнего контроля качества работы в 2009 г. меры дисциплинарного воздействия принимались лишь ИПАР: трем аудиторским организациям были направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Другими аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов меры дисциплинарного воздействия не принимались, что может свидетельствовать о низкой эффективности систем внешнего контроля качества, принятых в этих объединениях/организациях.

В 2009 г. в Минфин России поступило 48 жалоб на работу аудиторских организаций и аудиторов. Порядка 33 % из них – жалобы на нарушение ФСАД, порядка 27 % - нарушение лицензионных требований и условий, порядка 2 % - качество сопутствующих аудиту услуг.

Наверх

6.3. Контроль качества работы аудиторов

Аудиторскими объединениями/саморегулируемыми организациями аудиторов осуществляется внешний контроль качества работы аудиторов. Предметом такого контроля является соблюдение аудиторами требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и иных законодательных актов по вопросам аудиторской деятельности, ФСАД, других нормативных правовых актов по вопросам аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России.

В 2009 г. проведено 1395 проверок качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по аудиторским объединениям/саморегулируемым организациям аудиторов, приведено в следующей таблице:

Таблица 20

Аудиторское объединение/ саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов объединения/организации, %

АПР

592

60

ИПАР

294

34

МоАП

270

26

ИПБР

0

0

РКА

239

13

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех аудиторских объединениях/саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением РКА.

Контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», включает также проверку соблюдения требования в отношении обязательного ежегодного повышения квалификации. По результатам такого контроля в 2009 г. Минфином России были аннулированы 48 квалификационных аттестатов аудитора.

Наверх

6.4. Недостатки, выявленные системой контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проверками, а также экспертами в проведении аудита бухгалтерской отчетности, составлении аудиторского заключения и соблюдении независимости и профессиональной этики. Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов.

С точки зрения соблюдения требований ФСАД в части проведения аудита бухгалтерской отчетности, отмечаются следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие разработанных процедур по разрешению разногласий, выработке и документированию единого мнения (ФПСАД № 7);

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств должного взаимодействия аудиторов при смене аудиторской организации или при смене аудитора в ходе выполнения задания, которым занимался другой аудитор (ФПСАД № 13);

3) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторского файла (ФПСАД № 2);

4) неадекватность оценки уровня существенности (ФПСАД № 4);

5) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);

6) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФПСАД № 14);

7) недостаточность или отсутствие аудиторских процедур в целях выявления случаев коррупции (ФПСАД № 14);

8) недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также недостаточность свидетельств проведения конкретных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита (ФПСАД № 14);

9) отсутствие принципов и процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с уже существующим клиентом (ФПСАД № 34);

10) отсутствие принципов и процедур, обеспечивающих уверенность в том, что кадровый состав аудиторской организации обладает необходимыми знаниями, опытом и соблюдает этические нормы; отсутствие процедур оценки навыков и профессиональной компетенции работников (ФПСАД № 34).

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» и других федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные недостатки в составлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица:

1) отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

2) излишняя детализация сведений о работе, выполненной для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

3) выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица в неустановленной форме;

4) недостаток внимания к вопросам полноты и качества раскрытия информации в бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

5) указание несущественных обстоятельств, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

6) необоснованное включение параграфов, привлекающих внимание пользователей бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

7) неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения;

8) неисполнение требований к оформлению бухгалтерской отчетности аудируемого лица, прилагаемой к аудиторскому заключению.

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», ФСАД и Кодекса этики аудиторов России в части независимости аудиторских организаций и аудиторов, а также соблюдения норм профессиональной этики выявлены те же наиболее существенные недостатки, что и в предыдущие годы. Среди них:

1) отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств принятых мер предотвращения угрозы вовлеченности персонала в аудит бухгалтерской отчетности одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного времени;

3) несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской отчетности;

4) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз в результате оказания прочих услуг аудируемому лицу;

5) оказание помощи аудируемому лицу в составлении бухгалтерской отчетности, в том числе предоставление текста пояснений для включения в отчетность, а также определение значений числовых показателей (на основе учетных данных, предоставленных аудируемым лицом);

6) переход аудитора на постоянную работу в качестве должностного лица аудируемого лица, в отношении бухгалтерской отчетности которого данный аудитор проводил аудит.

Наверх

7. Развитие саморегулирования

2009 г . стал переходным в развитии саморегулирования аудиторской профессии. В течение этого года происходило преобразование аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений в саморегулируемые организации аудиторов, создавались и регистрировались новые саморегулируемые организации аудиторов.

7.1. Создание саморегулируемых организаций аудиторов

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов (далее – регистрация саморегулируемых организаций аудиторов).

В 2009 г. в Минфин России поступили заявления о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов от восьми некоммерческих организаций, в том числе от четырех аудиторских объединений и четырех впервые созданных некоммерческих организаций:

Таблица 21

 

Количество организаций

Количество заявлений

Подано заявлений, всего

8

12

в том числе:

   

аудиторскими объединениями

(Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Российская Коллегия аудиторов, Институт Профессиональных аудиторов)

4

6

впервые созданными некоммерческими организациями

(Аудиторская Ассоциация Содружество, Гильдия аудиторов ИПБР, Волжское Аудиторское Объединение, Международный институт аудиторов)

4

6

Заявления поступали в третьем-четвертом кварталах 2009 г. В процессе рассмотрения документов проводились документарные и выездные проверки. Выездные проверки назначались при рассмотрении документов впервые созданных некоммерческих организаций, а также в случае, когда при документарной проверке выявлялись существенные недостатки в поданных документах, требующие дополнительного изучения информации, необходимой для принятия решения.

В результате рассмотрения документов Минфином России приняты следующие решения:

 

Таблица 22

 

Внесено в реестр

Отказано

Заявление отозвано

на основании впервые поданного заявления

на основании повторно поданного заявления

Аудиторские объединения

2

2

-

-

Впервые созданные некоммерческие организации

1

1

2

1

В 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесены сведения о следующих некоммерческих партнерствах: «Аудиторская палата России», «Институт Профессиональных аудиторов», «Московская аудиторская палата», «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров», «Российская Коллегия аудиторов», «Аудиторская Ассоциация Содружество».

По результатам рассмотрения и проверки документов было принято пять решений об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В следующей таблице обобщены основания для принятия таких решений:

Таблица 23

Основание отказа

Аудиторские объединения

Впервые созданные некоммерческие организации

Непредставление предусмотренных документов

1

1

Представление документов, содержащих недостоверную информацию

1

3

В процессе подачи, рассмотрения и проверки документов выявился ряд проблем, в том числе нарушения и недостатки. При принятии решений о внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов либо отказе в этом выявленные нарушения и недостатки рассматривались и оценивались с учетом всех конкретных обстоятельств с точки зрения влияния их на возможность исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов предусмотренных Федеральным законом функций, прав и обязанностей, существенности выявленных нарушений и недостатков, возможности исправления их. В ряде случаев некоммерческим организациям направлялись запросы о представлении дополнительной информации либо разъяснений информации. Кроме того, некоторые заявители в процессе рассмотрения и проверки документов Минфином России представляли уточненные документы и сведения. Среди основных нарушений и недостатков:

1) несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

2) непредставление предусмотренных документов;

3) представление документов, несоответствующих установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» требованиям;

4) представление документов, содержащих недостоверную информацию;

5) включение в перечни членов некоммерческой организации лиц, являющихся членами других некоммерческих организаций – саморегулируемых организаций аудиторов;

6) неудовлетворительное состояние реестров членов некоммерческих организаций, объединяющих аудиторские организации, аудиторов;

7) серьезные недостатки в организации формирования компенсационных фондов и хранении денежных средств;

8) предоставление недостоверной информации о статусе некоммерческой организации (случаи, когда некоммерческие организации после подачи заявления о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, но до окончания рассмотрения этих заявлений объявляли себя саморегулируемыми организациями аудиторов);

9) ненадлежащее информирование членов некоммерческих организаций о ходе рассмотрения и проверки документов, а также о принятых решениях.

С целью информирования аудиторской общественности и иных заинтересованных лиц о ходе формирования государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов информация о принятых решениях и ходе рассмотрения заявлений о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов размещалась на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. Пресс-релизы о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов публиковалась в день принятия решения или на следующий день. Пресс-релизы об отказе во внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов и информация о ходе рассмотрения заявлений о внесении сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов публиковались начиная с 15 декабря 2009 г. По результатам регистрации саморегулируемых организаций аудиторов в начале 2010 г. Минфином России был опубликован подробный доклад.

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов был открыт 1 октября 2009 г. и размещен на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. По мере внесения записей в государственный реестр информация на Интернет-сайте обновлялась.

Сведения из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (по состоянию на 28 декабря 2009 г.) были впервые размещены на официальном сайте Минфина России в сети Интернет 31 декабря 2009 г.

Наверх

7.2. Показатели деятельности

По состоянию на 1 января 2009 г. при Минфине России были аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская Коллегия аудиторов (РКА), Институт Профессиональных аудиторов (ИПАР). В 2009 г. аккредитация новых аудиторских объединений не проводилась.

В 2009 г. большинство названных объединений было преобразовано в саморегулируемые организации аудиторов (АПР, ИПАР, МоАП, РКА). На базе ИПБР была создана Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров. Кроме того, была создана новая саморегулируемоая организация аудиторов «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. членами указанных саморегулируемых организаций аудиторов являлись 3648 аудиторских организаций и 18257 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов):

Таблица 24

 

АПР

ИПАР

МоАП

ИПБР

РКА

ААС

ВСЕГО

 

Количество членов – аудиторских организаций

2005

1171

188

390

607

-

х

2356

2006

1392

16 2

442

875

298

х

316 9

2007

1391

168

593

901

307

х

3360

2008

1370

143

659

896

302

х

3370

2009

1046

255

818

598

534

397

3648

1 июля 2010

1160

291

1039

1068

726

639

4923

 

Количество членов – аудиторов, включая индивидуальных аудиторов

2005

162

702

828

2920

1377

х

5989

2006

496

775

960

3813

1583

х

7627

2007

613

854

1046

4981

1809

х

9303

2008

1062

880

1080

3555

1779

х

8356

2009

5024

2403

4042

2643

2409

1736

18257

1 июля 2010

6521

2366

4815

4692

2963

2317

23674

По экспертной оценке, на конец 2009 г. саморегулируемые организации аудиторов объединили порядка 70 процентов аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г. К середине 2010 г. этот показатель составил 90-95 %.

За последние годы наблюдалось определенное укрепление финансовой базы аудиторских объединений, что является необходимым условием исполнения ими своих функций:

Таблица 25

 

АПР

ИПАР

МоАП

ИПБР

РКА

ААС

2005

7,8

6,1

8,4

-

0,8

х

2006

11,7

6,9

11,1

-

2,5

х

2007

17,8

8,0

13,5

-

8,4

х

2008

23,9

7,8

11,3

-

8,7

х

2009

53,4

9,2

18,3

2,6

15,7

3,3

Как и в ранее, в 2009 г. основным источником формирования доходной базы аудиторских объединений оставались членские взносы.

Основная часть этих расходов во всех объединениях, за исключением МоАП, приходилась на содержание аппарата. Объем расходов аудиторских объединений в 2005-2009 гг. характеризуется следующими данными:

Таблица 26

 

АПР

ИПАР

МоАП

ИПБР

РКА

ААС

2005

7,5

6,6

6,8

-

0,6

х

2006

13,7

6,7

9,5

-

2,3

х

2007

16,1

7,9

12,4

-

7,9

х

2008

19,1

7,6

9,9

-

8,7

х

2009

37,8

8,8

12,7

1,2

12,7

1,4

Штаб-квартиры всех аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов расположены в Москве. Однако у большинства аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов имеются региональные подразделения, расположенные по всей территории Российской Федерации. В 2009 г. АПР имело подразделения в 60 регионах Российской Федерации, РКА – в 52, ИПАР – в 10. МоАП и ААС не имели региональных подразделений.

Основными видами деятельности аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов являются:

1) разработка стандартов профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;

2) внешний контроль качества работы членов;

3) повышение профессионального мастерства членов.

Отдельные количественные показатели, характеризующие эту деятельность в 2009 г., приведены в следующей таблице:

Таблица 27

 

АПР

ИПАР

МоАП

ИПБР

РКА

Количество принятых стандартов аудиторской деятельности

-

-

-

-

-

Количество принятых методических материалов по аудиторской деятельности

4

-

1

-

3

Количество проведенных методических (в том числе обучающих) мероприятий

40

42

3

109

12

Количество проведенных проверок (внешний контроль качества)

827

328

406

123

323

Количество проверок, по результатам которых к членам приняты меры дисциплинарного воздействия

-

3

-

-

-

Количество аудиторов, которым подтверждено повышение квалификации

2640

912

2237

*

1148

* Данные отсутствуют.

Данные о деятельности ААС не приведены, т.к. сведения об этой организации внесены в государственный реестр 30 декабря 2009 г.

Наверх

7.3. Совет по аудиторской деятельности

В целях развития и укрепления саморегулирования в сфере аудиторской деятельности продолжал работу Совет по аудиторской деятельности. Этот орган образован при Минфине России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Он обеспечивает учет мнения профессионального сообщества и потребителей аудиторских услуг при принятии государственных решений в данной сфере. Более половины членов Совета представляют профессиональное сообщество.

Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности и проекты нормативных правовых актов. Советом уделяется большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В 2009 г. им рассматривались результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

В 2009 г. Совет определил перечень основных мероприятий по реализации Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и систематически контролировал ход исполнения этих мероприятий.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

Наверх

7.4. Взаимодействие Минфина России с аудиторским сообществом

Минфин России уполномочен Правительством Российской Федерации осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. В этом качестве Министерство продолжало активно взаимодействовать с российским аудиторским сообществом. Важнейшей формой взаимодействия являлось участие аудиторских объединений в обсуждении государственной политики в сфере аудиторской деятельности, постановка вопросов совершенствования правовой базы регулирования ее, участие в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов.

Велась активная информационная и разъяснительная работа в отношении Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Обобщив первый опыт применения этого Федерального закона, в 2009 г. были изданы четыре информационных письма для аудиторских организаций, аудиторов и пользователей аудиторских услуг, в которых обращено внимание на основные новации Федерального закона, изменения в системе регулирования и функционирования рынка аудиторских услуг. Совместно с аудиторскими объединениями в 2009 г. проведено более 80 конференций, семинаров и иных аналогичных мероприятий в разных городах Российской Федерации.

По запросам аудиторских объединений/саморегулируемых организаций аудиторов, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Минфином России давались разъяснения о применении нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности. С целью систематизации таких разъяснений, обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, а также оказания методической помощи аудиторам и аудиторским организациям Минфин России опубликовал Рекомендации по проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2009 год. В них обобщены подходы к разрешению наиболее типичных вопросов, возникающих при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций. При этом особое внимание обращено на особенности проведения аудита в экономической ситуации 2009 г., в частности, новые аудиторские риски.

Как и в предыдущие годы, в 2009 г. особое внимание уделялось анализу состояния аудиторской деятельности в Российской Федерации. С этой целью Минфином России был подготовлен обзор состояния рынка аудиторских услуг в стране. Подготовлены также отчеты о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, о деятельности аудиторских объединений, о состоянии системы обучения и повышения квалификации аудиторов.

Активно продолжал работать в 2009 г. раздел «Аудиторская деятельность» официального Интернет-сайта Минфина России. В нем публиковались для широкого общественного обсуждения все проекты нормативных правовых актов, оперативно размещалась информация о принятых Минфином России решениях о предоставлении или отказе в предоставлении лицензий на осуществление аудиторской деятельности, результатах квалификационных экзаменов аудиторов, аннулированных квалификационных аттестатах аудитора, результатах рассмотрения заявлений некоммерческих организаций о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, информация о заседаниях Совета по аудиторской деятельности. На Интернет-сайте Минфина России размещены многочисленные нормативные, методические, информационные и аналитические материалы по вопросам аудита.

Наверх

8. Международное сотрудничество

В 2009 г. продолжалось международное сотрудничество в сфере аудиторской деятельности. Минфин России осуществляет такое сотрудничество с регулирующими и надзорными органами в области аудиторской деятельности из других стран. Взаимодействие организовано как в рамках ряда международных форумов, так и на двусторонней основе.

В 2009 г. продолжала работу двусторонняя рабочая группа Россия-ЕС по вопросам бухгалтерского учета и аудита. Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на заседаниях этой Рабочей группы, стали вопросы эквивалентности систем регулирования аудиторской деятельности в России и ЕС, организации общественного надзора за аудиторской профессией. Представители системы Минфина России участвовали в работе Международного института регуляторов аудиторской профессии (Вашингтон, США). Продолжены переговоры об участии российских представителей в Форуме независимых регуляторов аудиторской профессии.

Осуществлялись контакты с Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), которая издает получившие поддержку и признание во всем мире международные стандарты аудита и кодекс профессиональной этики профессиональных бухгалтеров. ИПБР и РКА продолжили участие в МФБ в качестве членов федерации. Некоторые другие саморегулируемые организации аудиторов приступили к подготовке к вступлению в члены этой организации.

В октябре 2009 г. прошло заседание Координационного совета по бухгалтерскому учету СНГ, в ходе которого обсуждались представляющие взаимный интерес вопросы регулирования аудиторской деятельности в странах-членах СНГ.

По запросам национальных регулирующих и надзорных органов Минфином России предоставлялась информация о российских аудиторских организациях.

Наверх

9. Заключение

К 2009 г. независимый аудит стал важным институтом рыночной экономики в Российской Федерации. В целом завершилось формирование рынка аудиторских услуг.

С вступлением в силу новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» начато реформирование системы регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная работа сосредоточена на создании системы общественного надзора за аудиторской профессией, усилении внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, развитии саморегулирования в этой сфере, изменении системы аттестации аудиторов, а также ужесточении требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики.

Реализация положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» должна способствовать повышению достоверности и надежности финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов, повышению доверия пользователей к этой информации.

Наверх

10. Принятые сокращения

АПР

Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России»

Аудит бирж

Аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

Аудитор

Физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, а с 1 января 2010 г. также являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

Аудиторская организация

В 2009 г. - коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление аудиторской деятельности; с 1 января 2010 г. – являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов

Аудиторское объединение

Аккредитованное при Минфине России профессиональное аудиторское объединение

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации (аудируемого лица)

Индивидуальный аудитор

Аудитор, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

ИПАР

Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов»

ИПБР

Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»;

с 14 декабря 2009 г. – некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов профессиональных бухгалтеров»

МоАП

Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата России»

Объем оказанных аудиторских услуг

Выручка (нетто) от оказания услуг

РКА

Некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов»

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности при Минфине России

УМЦ

Учебно-методический центр по обучению и повышению квалификации аудиторов, включенный в государственный реестр учебно-методических центров

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

ФСАД

Федеральный стандарт аудиторской деятельности, в том числе федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации

Наверх


1 С 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращено; аудиторскую деятельность имеют право вести субъекты, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.