Георгий Панин, независимый аналитик

Ситуация в экономике развивается сегодня по кризисному сценарию, что не может не отражаться и на рынке аудиторских услуг. Геополитические события последнего времени сильно влияют на всех участников, но только не на зарубежных аудиторов.

По данным Министерства финансов, по состоянию на 2015 год иностранные аудиторские компании, относящиеся к так называемой "большой четверке", занимали львиную долю рынка России – свыше 40 процентов. И эта доля только растет. Существующий порядок организации аудиторской деятельности идеально подходит для сохранения фактической монополии "большой четверки" на аудиторском рынке. Но не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Национальная безопасность – не пустой звук

PwC, Deloitte, EY и KPMG за время работы в России накопили большой объем информации об экономическом положении российских системообразующих компаниях, их сильных и слабых сторонах. Учитывая текущий режим западных санкций в отношении России, не стоит удивляться тому, что рано или поздно правительству соответствующих стран такая информация может понадобится. Ещё хуже – если их спецслужбы уже этим воспользовались. Или утечка данных произошла по другим причинам. Опираясь на мировую практику, этого исключить нельзя.

Так, в 2010 году в США разразился скандал в связи с утечкой из PwC персональных данных более чем 77 тысяч госслужащих штата Аляска, в том числе губернатора. Еще один ставший публичным случай такой утечки датирован осенью 2013 года. Тогда выяснилось, что один из сотрудников KPMG за вознаграждение раскрывал инсайдерскую информацию компаний Herbalife и Skechers своему знакомому. А ведь представить, что такое может случиться у нас в стране вполне реально. Можно ли как-то уйти от подобных рисков как минимум на законодательном уровне? Конечно. И такие попытки были.

Еще два года назад законопроект, запрещающий проведение иностранными аудиторами проверок компаний с долей государства более 25 процентов, вносили депутаты ЛДПР. Предлагалось привлекать к аудиту таких предприятий фирмы, в уставном капитале которых отсутствуют иностранные юридические или физические лица. В мае того же года депутат из «Единой России» предложил лишать аудиторские компании, работающие в России, и представляющие страны, которые ввели санкции в отношении нашей страны, права на обслуживание компаний с государственным участием, Центробанка и органов власти. Но пока, скажем прямо, такие попытки не увенчались успехом.

Между тем, из тех же опасений возможной утечки стратегически важной информации возникла негласная рекомендация госкомпаниям приостановить работу с международными аудиторами. Пока в данном направлении российскими компаниями предпринято не так много. Однако первые шаги сделаны.

Аудит с российскими корнями

Тенденция такова, что не только госкомпании и предприятия оборонно-промышленного комплекса, но и частные компании стратегических отраслей - добычи полезных ископаемых, энергетики, металлургии – запланировали или уже переходят к крупным российским аудиторам. В прошлом году Газпром впервые за 20 лет сменил своего давнего аудитора PwC на российского ФБК. А в этом сезоне их сотрудничество продолжилось. Участники рынка отмечают, что и другие системообразующие предприятия будут отказываться от услуг «большой четверки» в пользу крупных российских аудиторов – того же ФБК, БДО, Росэкспертизы и других компаний. И не исключено, что этой весной произойдут неожиданные изменения.

В целом за прошедшие 25 лет в России появилось немало опытных и высококвалифицированных специалистов в области аудита и консалтинга, растет конкуренция и, соответственно, клиенты могут выбирать из большего количества предложений. Помимо этого, ряд госкомпаний сейчас не имеют доступа к внешним рынкам заимствований и в ближайшее время, видимо, не получат, поэтому и в дорогостоящем аудите пока не нуждаются. Не говоря уже об оптимизации соответствующих затрат, которая идет полным ходом на многих предприятиях.

В качестве одного из наглядных примеров монополии «большой четверки» стоит обратить внимание на крупные металлургические компании, в частности предприятия цветной металлургии. Скажем, таких отечественных гигантов, как Русал, ВСМПО-АВИСМА и Норильский никель обслуживает KPMG. А ведь представить себе, что в сложное для страны экономическое время при режиме санкций наши «гиганты» обслуживаются у иностранного аудитора, немыслимо. Прежде всего, с точки зрения стратегических интересов страны.

Аудиторы идут на Восток

В последние годы ряд крупных российских компаний начали освоение дальневосточных рынков сбыта, в первую очередь китайского. И не удивительно. Вопреки сокращению торгового оборота между нашими странами более чем на четверть - до 64,2 млрд дол., импорт российской продукции в Китай снизился «всего» на 19,1% — до 31,4 млрд дол. А в целом приток иностранных инвестиций в страну увеличивается, несмотря на замедление темпов роста китайской экономики. По итогам прошлого года Китай привлек 126,3 млрд дол. прямых иностранных инвестиций, что выше уровней 2014 года на 6,4%

В этом свете, оценивая перспективы представителей цветной металлургии, того же Норильского никеля, одним из ключевых рынков для которого является Китай, то в отличие от России, в Поднебесной аудиторский рынок не так сильно охвачен копаниями «большой четверки».

Так, в ТОП-5 уже на 3 месте идет местная компания Ruihua, а сразу за ней - БДО. Стоит сказать, что в Китае инвесторам и другим пользователи финансовой отчетности не принципиально, если аудитором окажется выходец не из «большой четверки», а крупная локальная фирма. Более того, факт аудита китайской «системообразующей» компании местной авторитетной фирмой будет позитивно воспринят со стороны инвесторов и широкой общественности.

Поэтому российским стратегическим предприятиям стоит внимательно задуматься о рисках продолжения сотрудничества с зарубежными аудиторами и взять на вооружение положительный пример с китайских партнеров, доверяя в первую очередь крупным и надежным местным фирмам.