Автор: М. Волкова

Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2015

Каковы цели внутреннего финансового аудита? Как он планируется? Каковы основания для продления аудиторской проверки? Какой документ должен быть оформлен по результатам ее проведения?

С 23.11.2014 вступил в силу Приказ МЧС РФ от 22.08.2014 № 444 «О документах по осуществлению внутреннего финансового аудита и сроках проведения аудиторских проверок в системе МЧС России» (далее – Приказ № 444). В статье рассмотрим подробно порядок проведения внутреннего финансового аудита в системе МЧС.

Вначале отметим, что в основу Приказа № 444 легли положения законодательства, а именно Постановления Правительства РФ № 193 [1]. Главой III данного постановления установлен порядок осуществления внутреннего финансового аудита.

Каковы цели внутреннего финансового аудита?

Целями аудита являются:

  • оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
  • подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

Кто вправе проводить такой контроль?

Данный контроль осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Какими правами наделены лица, осуществляющие аудит?

В ходе проверки они имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
  • посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
  • привлекать независимых экспертов.

Кроме того, согласно п. 32 Постановления Правительства РФ № 193 лица, проводящие аудит, вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, направляемых в Минфин в целях составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Какие обязанности возложены на лиц, осуществляющих аудит?

Указанные лица обязаны:

  • соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
  • знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

Как планируется внутренний финансовый аудит?

В соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ № 193 плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. В приложении 1 к Приказу № 444 сказано, что план внутреннего финансового аудита составляется на очередной финансовый год и ведется соответствующим подразделением (должностным лицом) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС, наделенным соответствующими полномочиями. Такой план утверждается до начала очередного финансового года.

Что необходимо учитывать при составлении плана аудиторских проверок?

Согласно п. 40 Постановления Правительства РФ № 193 необходимо учитывать следующее:

  • значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств федерального бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
  • факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
  • наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
  • степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
  • возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
  • наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

Кроме вышеперечисленных факторов лица, осуществляющие аудит, обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

  • осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
  • проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

Данный анализ проводится на основе запрашиваемых документов. Согласно п. 6 приложения 1 к Приказу № 444 такой запрос направляется объекту аудита не менее чем за три рабочих дня до начала аудиторской проверки. Запрашиваемые документы должны быть представлены в подлиннике или копиях, заверенных объектом аудита, в сроки, указанные в запросе. Если же в запросе не установлен срок, то документы должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса.

Каковы сроки проведения аудиторской проверки?

В пункте 15 Постановления Правительства РФ № 193 сказано, что предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета. Для учреждений в системе МЧС эти сроки определены в приложении 2 к Приказу № 444, предельный срок не должен превышать 40 календарных дней.

Какие основания для приостановления аудиторской проверки?

Пунктом 3 приложения 2 к Приказу № 444 установлено, что основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:

  • отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита – на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
  • непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки – на период устранения перечисленных обстоятельств.

Обращаем ваше внимание, что аудиторская проверка приостанавливается должностным лицом, утвердившим план, на основании мотивированного обращения руководителя подразделения (должностного лица) центрального аппарата, территориального органа, организации и учреждения МЧС, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. О приостановлении должностное лицо, осуществляющее аудит, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения должно письменно известить объект аудита об этом с указанием причин.

На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается (п. 4 приложения 2 к Приказу № 444).

Далее после получения информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки, аудитор в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки письменно извещает об этом объект аудита (п. 7 приложения 2 к Приказу № 444).

Каковы основания для продления аудиторской проверки?

В пункте 9 приложения 2 к Приказу № 444 сказано, что основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

  • проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
  • получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства РФ и требующей дополнительного изучения;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы.

При этом нужно отметить, что срок проведения аудиторской проверки может продлеваться должностным лицом, назначившим ее проведение, но не более чем на 20 календарных дней на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы (п. 8 приложения 2 к Приказу № 444).

Какие исследования проводятся в ходе аудиторской проверки?

Итак, согласно п. 46 Постановления Правительства РФ № 193 в ходе аудиторской проверки проводится исследование:

  • осуществления внутреннего финансового контроля;
  • законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
  • ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
  • применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
  • вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
  • наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
  • формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
  • бюджетной отчетности.

Каким образом проводятся исследования в ходе аудиторской проверки?

Данные исследования проводятся путем:

  • инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
  • наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
  • запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
  • подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
  • пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
  • аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Какой документ должен быть оформлен по результатам проведения аудиторской проверки?

Согласно п. 51 Постановления Правительства РФ № 193 результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки. Отметим, что форма этого акта и порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором (администратором) средств федерального бюджета (п. 52 Постановления Правительства РФ № 193). Для учреждений в системе МЧС форма акта утверждена приложением 3 к Приказу № 444.

Что должно быть указано в акте?

Вначале отметим, что данный акт составляется руководителем аудиторской группы на основании справок, составленных участниками аудиторской группы.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения и недостатки, то они обязательно должны быть в акте, а именно необходимо указать:

  • нормы законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, требования которых нарушены;
  • виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • суммы возмещенного ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки;
  • конкретные должностные лица, допустившие нарушения;
  • принятые в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и их результаты.

При этом в акт не должны быть включены различного рода предположения и сведения, не подтвержденные документами.

На основании каких документов составляется акт проверки?

Согласно п. 49 Постановления Правительства РФ № 193 в ходе аудиторской проверки заполняется рабочая документация. Данная документация содержит:

  • документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
  • сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
  • сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
  • перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
  • письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
  • копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
  • копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

На основании рабочих документов и составляется акт аудиторской проверки.

Порядок направления и сроки рассмотрения акта в системе МЧС установлены приложением 4 к Приказу № 444. В этом приложении сказано, что акт направляется объекту аудита по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа. Если проверяющие и объект аудита находятся в одном населенном пункте, то акт аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита либо представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта.

Рассмотрение объектом аудита акта осуществляется в срок не более двух рабочих дней со дня его поступления. Далее объект аудита имеет право представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение трех рабочих дней со дня его поступления. В случае поступления от объекта аудита письменных возражений руководитель аудиторской группы в течение семи рабочих дней со дня их поступления готовит заключение на представленные возражения, которое направляется объекту аудита. Все письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.

Что такое годовая (квартальная) отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита?

В соответствии с п. 56 Постановления Правительства РФ № 193 данная отчетность содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета.

При этом порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета (п. 57 Постановления Правительства РФ № 193). Отметим, что для учреждений системы МЧС порядок предоставления такой отчетности определен приложением 5 к Приказу № 444. В приложении сказано, что данная отчетность составляется нарастающим итогом с начала текущего года на основе обобщения и анализа результатов внутреннего финансового аудита и представляется с сопроводительным письмом на бумажных носителях или в виде электронного документа. При этом:

  • главными управлениями МЧС по субъектам РФ она составляется на основании собственных данных и с учетом данных отчетности, представленной находящимися в их подчинении распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и представляется в региональные центры МЧС;
  • региональными центрами МЧС, главными управлениями МЧС по Республике Крым, по г. Москве, по г. Севастополю она составляется на основании собственных данных и с учетом данных отчетности, представленной находящимися в их подчинении распорядителями и получателями средств федерального бюджета, и представляется в структурное подразделение центрального аппарата МЧС, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
  • учреждениями и организациями МЧС центрального подчинения она составляется на основании собственных данных и с учетом данных отчетности, представленной организациями и учреждениями МЧС, в отношении которых они являются распорядителями средств федерального бюджета (если таковые имеются), и представляется в структурное подразделение центрального аппарата МЧС, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
  • структурным подразделением центрального аппарата МЧС, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, формируется сводная отчетность и представляется на рассмотрение Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

* * *

В заключение отметим, что проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.


[1] Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89».