Департамент регулирования
государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности
Минфина РФ

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2010 г.

Настоящий Отчет составлен на основе представляемых ежегодно в Минфин России отчетов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов. При подготовке Отчета использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2010 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

- проходить внешний контроль качества работы;

- участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. По состоянию на 31 декабря 2010 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов были включены сведения о следующих профессиональных аудиторских объединениях: некоммерческом партнерстве «Аудиторская палата России» (АПР), некоммерческом партнерстве «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР), некоммерческом партнерстве «Московская аудиторская палата» (МоАП), некоммерческом партнерстве «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (Гильдия аудиторов), некоммерческом партнерстве «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), некоммерческом партнерстве «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществляют указанные саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. С 6 июля 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 136-ФЗ таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

- Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

- стандартов аудиторской деятельности,

- правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

- одекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов.

Показатели контрольной деятельности за 2010 г.

В 2010 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведены 1288 проверок. Данными проверками были охвачены свыше 20 % всех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В 2010 г. проведены 15 внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных ауд. орг. - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве ауд. орг. - членов, %

2009 г .

2010 г .

2009 г .

2010 г .

АПР

234

335

38

26

ИПАР

34

73

6

6

МоАП

136

313

22

25

Гильдия аудиторов

х

292

х

23

РКА

84

192

14

15

ААС

х

68

х

5

По сравнению с 2009 г. количество проведенных в 2010 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось более чем в 2 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2010 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 12 % проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми, 1 % - проведены вне плана и на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2010 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 1226 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также 661 проверка исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции. Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2010 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведено 6262 проверки качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по саморегулируемым организациям аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов, %

АПР

1652

26

ИПАР

713

11

МоАП

1492

24

Гильдия аудиторов

1562

25

РКА

601

10

ААС

242

4

По сравнению с 2009 г. количество проведенных в 2010 г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 4,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов.

Расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества за 2010 г. составили 27,3 млн. руб. или 15,7 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2009 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились в 3,5 раза, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов – на 5 процентных пунктов. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех саморегулируемых организациях аудиторов.

Величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов за 2010 г. составила 106,6 млн. руб. По сравнению с 2009 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов увеличилась на 35,4 %. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов в 2010 г. не производились.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 820 контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе 14 штатных контролеров в АПР, МоАП и ААС. В 2010 г. 3253 аудитора прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы.

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество штатных и внештатных контролеров качества

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества

Количество ауд.орг. и инд.ауд., приходящихся на одного контролера качества

АПР

340

5,9

3,2

ИПАР

17

46,3

17,9

МоАП

117

15,4

7,2

Гильдия аудиторов

138

2,1

4,9

РКА

70

11,4

9,8

ААС

138

2,3

3,4

По результатам проведенных в 2010 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций саморегулируемыми организациями аудиторов выданы 1117 сертификатов качества (87,7 % от общего количества проверенных аудиторских организаций). Меры дисциплинарного воздействия приняты по результатам 17 проверок. В 2010 г. саморегулируемые организации аудиторов приняли меры дисциплинарного воздействия к 269 аудиторам и 113 аудиторским организациям.

Меры дисциплинарного воздействия, принятые саморегулируемыми организациями аудиторов в 2010 г. в отношении аудиторов и аудиторских организаций, характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

АПР

0

1

0

0

0

1

0

12

11

17

ИПАР

158

9

0

6

0

0

0

0

0

0

МоАП

0

1

98

0

0

0

0

36

0

12

Гильдия аудиторов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

РКА

0

0

0

2

0

0

1

1

0

0

ААС

0

1

0

9

0

0

0

5

1

0

По результатам проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» было выявлено 242 нарушения, в том числе 82 - в части организации внутреннего контроля, 80 – в части идентификации клиентов, 80 – в части фиксирования, хранения и предоставления в уполномоченный орган информации об операциях.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов выявлены проведенными в 2010 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

- проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- составление аудиторского заключения;

- независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов.

Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2);

2) отсутствие заявлений и разъяснений аудируемого лица в аудиторских файлах (ФПСАД № 2, ФПСАД № 13);

3) отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 2, ФПСАД № 16);

4) недостаточность принимаемых мер по осуществлению внутреннего контроля качества проведения аудита, а также недостаточность свидетельств проведения конкретных процедур внутреннего контроля качества проведения аудита (ФПСАД № 7);

5) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения характера (качества) существенных искажений на этапе планирования (ФПСАД № 3, ФПСАД № 4);

6) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФПСАД № 14);

7) недостаточность или отсутствие аудиторских процедур в целях выявления случаев коррупции (ФПСАД № 14).

Составление аудиторского заключения

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федерального стандарта аудиторской деятельности № 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» и других федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные недостатки в составлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица:

1) отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

2) аудиторские заключения не были модифицированы, при наличии в рабочих документах по аудиторскому заданию выявленных в ходе аудита нарушений, превышающих выбранный уровень существенности;

3) неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения;

4) неисполнение требований к оформлению бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, прилагаемой к аудиторскому заключению;

5) выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в неустановленной форме;

6) указание несущественных обстоятельств, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов в России в части независимости аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов, а также соблюдения норм профессиональной этики выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;

3) отсутствие документального подтверждения независимости;

4) отсутствие факта или недостаточность свидетельств принятых мер предотвращения угрозы вовлеченности персонала в аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного времени;

5) несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2010 г. Минфином России и саморегулируемыми организациями аудиторов предпринимались меры по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы в 2010 г. свидетельствует о наличии ряда проблем в данной области. Это относится, в частности, к:

1) необходимости повышения квалификации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества, в том числе по вопросам противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) необходимости расширения в саморегулируемых организациях аудиторов подразделений, занимающихся внешним контролем качества работы аудиторских организаций и аудиторов и привлечению в них наиболее квалифицированных специалистов, в том числе на постоянной основе;

3) применению мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок качества;

4) необходимости неформального рассмотрения поступающих жалоб на действия (бездействие) аудиторской организации, аудитора, в том числе путем проведения внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов и применения мер дисциплинарного воздействия в случае подтверждения указанных фактов.

Приложение к отчету  

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2010 г.

В 2010 г. Минфином России и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Во исполнение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н утвержден федеральный стандарт аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном сайте Минфина России в Интернете размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2009 г.» (www.minfin.ru).

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 г., изданных Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России и размещенных на официальном сайте Минфина России в Интернете, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2009 г.».