Романова Светлана Игоревна,
Старший партнер группы компаний «Нексиа Пачоли»
Кандидат экономических наук

Международные аудиторско-консалтинговые сети все чаще рассматриваются клиентами как полноправная альтернатива «большой четверке». В кризис переход клиентов к сетям смог приостановить только жесткий демпинг со стороны крупнейших аудиторов.

Новый расклад.

Впоследние несколько десятков лет мировой рынок аудита и консалтинга был четко сегментирован. Доминирующую позицию занимали крупнейшие аудиторские фирмы по объемам выручки, которые вплоть до 1989 года составляли так называемую «большую восьмерку». В 1989-м году в результате слияния фирм Deloitte, Haskins and Sells и Touche Ross была образована компания Deloitte & Touche, а с объединением Ernst & Whinney и Arthur Young в том же году появилась фирма Ernst & Young, то есть «большая восьмерка» трансформировалась уже в «шестерку». Спустя 9 лет, после слияния Price Waterhouse и Coopers & Lybrand, объединенная структура PricewaterhouseCoopers сократила название крупнейших фирм до «большой пятерки». В 2002 году «пятерка» стала «большой четверкой» после ухода с рынка компании Arthur Andersen.

Все время, пока длилась консолидация, ближайшими конкурентами «большой четверки» были примерно 20 международных аудиторско-консалтинговых сетей. Совокупные объемы выручки сетевых компаний гораздо скромнее, однако структура международных сетей повторяла структуру компаний «четверки». Как и они, сети имели свои представительства на всех мировых региональных рынках. Но в отличие от «четверки», сети включали в свой состав уже действующих на локальных рынках игроков.

Помимо конкуренции с фирмами «большой четверки», сетям приходилось удерживать собственные позиции, по отношению к крупнейшим локальным компаниям и ассоциациям. Конкуренция между этими игроками была жесткой, поскольку существенной разницы в построении бизнеса между сетями и ассоциациями на тот момент не было. Лишь со временем преимущества сетевых игроков перед ассоциациями сделались более очевидными. Сети стали проводить мониторинг независимости и ввели страхование солидарной ответственности перед клиентами, вызывая все больше доверия у последних.

Сформировавшийся таким образом рынок двигался по заданной траектории вплоть до начала финансового кризиса 2007-2008 года. С этого момента аудит и консалтинг стали испытывать те же самые потрясения, которые проходили все сектора экономики. Объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг сократился, конкуренция между игроками резко усилилась, и жесткий демпинг на рынке стал явлением вполне обыденным. Но если в других секторах в этот момент выигрывали крупнейшие игроки, на рынке аудита и консалтинга происходили иные изменения.

Крупнейшие мировые игроки начали терять свою долю рынка, открывая новые перспективы для конкурентов – международных аудиторско-консалтинговых сетей. Пока крупнейшие игроки «четверки» реализовывали свою традиционную стратегию развития, международные сети последовательно консолидировались. В 2007 году свои позиции на крупнейшем рынке капитала (американском) резко усилила международная аудиторско-консалтинговая сеть Nexia International. В результате слияния Nexia International с аудиторско-консалтинговой фирмой SC International образовалась единая структура - Nexia International. Совокупный доход объединенной сети, составил на тот момент более $2,2 млрд., что позволило ей войти в состав первой десятки мирового рейтинга аудиторов.

Немногим ранее другая международная аудиторская сеть - Moores Rowland International (MRI) объявила об объединении с британским подразделением международного аудитора Mazars. Одновременно с этим в Германии шла консолидация Mazars и немецкой аудиторской фирмы - RSM Hemmelrath. В результате возник альянс с единым брэндом – Praxity. По итогам 2008 года брэнд Praxity занял 8 строчку Public Accounting Report с совокупной прибылью в $3,2 млрд.

К середине июля 2007 года о завершении объединения своих ирландских подразделений сообщили сети Grant Thornton International и RSM Robson Rhodes. Незадолго до этого консолидацию завершили и британские подразделения этих международных сетей. Тем не менее до глобального альянса дело так и не дошло. Grant Thornton International и RSM International по сей день остаются прямыми конкурентами, занимая в мировом списке лидеров рынка аудита и консалтинга 6-е и 7-е место соответственно, по совокупному доходу фирм-членов организаций.

Единственным игроком, который всегда был обособленным игроком в этом списке, была международная аудиторская сеть BDO International. Она хотя и не занималась созданием стратегических альянсов, свои позиции на рынке аудита от этого не теряла. Политикой BDO была агрессивная экспансия на мировые региональные рынки. За счет привлечения в свою сеть крупных локальных компаний, BDO смог уверенно закрепиться среди своих сетевых конкурентов.

Консолидация международных сетей шла параллельно сразу нескольким мировым тенденциям. 2006 год стал рекордным по объемам капитала, привлеченного компаниями в результате IPO и достигшего $246 млрд. Этот результат превысил показатель предыдущего года почти на $80 млрд, подсчитали тогда аналитики Ernst&Young. Количество размещений в 2006 году достигло максимального с 2000 года уровня сделок - 1729, большинство из которых осуществлялось на американском рынке. Среди фондовых бирж разных стран разворачивалась настоящая борьба за эти финансовые потоки. Вместе с тем шел процесс ужесточения правил игры со стороны мировых регуляторов.

Приведение корпоративной отчетности перед инвесторами в соответствие с новыми требованиями регуляторов потенциально несло аудиторам колоссальный доход. Даже если судить об этом по величине затрат американских фирм после вступления в силу закона Сарбейнса-Оксли в 2002 году в США (ужесточил правила финансовой отчетности компаний). Тогда расходы на аудит американских фирм с выручкой в $1–$4 млрд оценивались в $1,8 млн только лишь для выполнения одного из разделов закона Сарбейнса-Оксли в первый год его действия. В свою очередь затраты компаний, чья выручка превышала $5 млрд оценивалась при тех же условиях в $4,7 млн, согласно исследованию Международной ассоциацией финансовых директоров (FEO).

Смена состава.

Удачная конъюнктура на фондовых рынках требовала от транснациональных компаний оперативности. Для выхода компаний на IPO надо было привести всю отчетность в соответствие международным стандартам. А в управлении глобальными проектами не было равных компаниям «большой четверки». Именно на такой основе базировалось представление клиентов о работе крупнейших фирм.

В тоже время рост портфеля заказов со стороны крупных клиентов наблюдался и у международных сетей. У сетевых игроков, располагавших наиболее крупными представительствами на локальных рынках, рос спрос на сопровождение трансграничных сделок. Так, на рынке Великобритании тройку лидеров представительств сетевых игроков составляли Grant Thornton International, BDO International и Nexia International. Эти же игроки, но немного в другой последовательности - BDO, Nexia и Grant Thornton - были лидерами аудиторско-консалтингового рынка Германии. Но такой расклад был неоднозначным. Представительства крупнейших международных сетей существенно разнились по величине присутствия на рынках других европейских стран.

К примеру, в одном и том же году в Италии и Франции лидировало представительство сети Praxity, которая занимала лишь 10 строчку рейтинга Великобритании. А крупнейший игрок на рынке Германии – BDO - занимал лишь 10 место на рынке Франции. Похожая ситуация складывалась и на российском рынке.

Такая серьезная разница в величине компаний играла против международных сетей. Клиенты, ориентировавшиеся на размеры бизнеса аудиторов, могли отдать предпочтение фирмам «большой четверки» несмотря на то, что представительство крупнейшей фирмы на локальном рынке могло быть меньше, чем представительство сети. Это значило только одно: сети проигрывают конкуренцию за счет своих слабых брэндов по сравнению с брэндами фирм «четверки». Именно брэнды помогают «большой четверке» успешно продавать свои продукты, создавая единое понимание у клиентов политики фирмы по отношению к ним.

Несмотря на то что объективных оценок стоимости брэндов аудиторских фирм «большой четверки» не существовало, некоторые исследования хорошо демонстрировали, что вне зависимости от занимаемой доли того или иного регионального рынка, к фирмам «большой четверки» заочно относятся, как к рыночной доминанте. В частности, проведенное исследование Минфина в 2006 году показало: на долю фирм «большой четверки» по итогам 2006 года приходилось лишь 31% рынка аудита в России, в то время как широко распространенные экспертные оценки утверждали, что на долю «четверки» приходится не менее 70% российского рынка. То есть брэнды уже работали на «большую четверку», а вовсе не наоборот.

У конкурентов же «большой четверки» - международных сетей – с брэндингом были объективные сложности. Невзирая на то, что компания представляла на каком-либо локальном рынке единую сеть, часто она работала под своим историческим названием. Как оказалось впоследствии, брэнд фирм «большой четверки» также уязвим.

Так, в последние годы репутация фирм «большой четверки» стала подвергаться сомнению и инвесторов, и рыночных регуляторов. Этому были вполне объективные причины, которые сказались на всем аудиторском профессиональном сообществе. Например, самым первым серьезным ударом для рынка оказался скандал с американским газодобывающим гигантом Enron в 2001 году в США. Аудитора – Arthur Andersen, входившего в состав фирм, бывших тогда еще «большой пятеркой», обвинили в фальсификации отчетности Enron, результатом чего стало банкротство последнего и логичное превращение крупнейших аудиторов из «пятерки» в «четверку». Именно после этого в США в 2002 году был принят закон Сарбейнса-Оксли, явно направленный на демонополизацию рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2006 году после еще одного скандального банкротства - итальянского Parmalat, к необходимости схожих мер пришли и в Евросоюзе. Еврокомиссия приняла так называемую Восьмую директиву ЕС, фактически вводящую на европейском рынке нормы, аналогичные нормам закона Сарбейнса-Оксли.

В тот же период было изменено и корпоративное законодательство Великобритании и Японии. Причем у Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США (SEC) вырос настолько большой «зуб» на крупнейшие фирмы аудиторского рынка, что представители SEC несколько лет летали через океаны, разъясняя коллегам-регуляторам из других стран необходимость изменения законодательства. И почти добились своего: из крупных рынков в настоящее время лишь в Индии и Китае не приняты новые нормы. И не исключено, что это лишь вопрос времени.

Разразившийся кризис показал, что авторитет международных рейтинговых агентств и крупнейших аудиторских фирм не является безоговорочным. Если аудиторы утверждают, что у клиента все хорошо, а затем его акции падают на 90% (Lehman Brothers), то у инвесторов возникает, мягко говоря, недоумение. Сетевые компании, чьи брэнды не были именем нарицательным, таким, как «большая четверка», лишний раз оказались в выигрышной ситуации. И дождались более удачного момента для увеличения своей капитализации.

Пионеры здесь есть - с 1 января 2010 года представительства аудиторско-консалтинговой сети BDO International перешли на работу под единым международным брэндом BDO. Вероятно, что в перспективе международные сети последуют этой стратегии. Это особенно важно на фоне того, что клиенты все больше доверяют аудиторским заключениям международных сетей. Тем более что речь идет о клиентах крупнейших рынков капитала.

Так, по итогам 2008 года представитель международной сети Grant Thornton International - компания Grant Thornton LLP, действующая на территории США, заняла первую строчку самого уважаемого ежегодного рейтинга аудиторских компаний «Public Accounting Report». За все время существования этого рейтинга компания, не принадлежащая к «большой четверке» аудиторских фирм, заняла лидирующую позицию впервые. Это стало возможным благодаря тому, что компания подписала контракты с 24 фирмами, отказавшимися от услуг фирм «большой четверки». Кроме этого, аудитор заключил пять новых контрактов с компаниями, чья годовая выручка превышала на тот момент $1 млрд.

Приток клиентов, которые ранее пользовались услугами «большой четверки», отметили все крупнейшие международные аудиторские сети. А в одночасье рухнувший спрос в части выхода компаний на IPO по мере развития кризиса стал компенсироваться повышенным спросом на другие услуги, такие в частности, как due diligence и управление рисками. Для клиентов стало крайне значимым качество этих услуг и репутация аудитора, чем сейчас могут похвастаться и международные аудиторско-консалтинговые сети. Однако взаимодействие и гибкая ценовая политика монополистов из «большой четверки» позволяет им по-прежнему успешно конкурировать с сетевыми и прочими компаниями аудиторско-консалтингового направления.

Подводя итоги, можно отметить, что, скорее всего в перспективе существенного перераспределения рынка между «большой четверкой» и сетевыми компаниями не произойдет. Возможно усиление позиций отдельных сетей, но в основном паритет будет сохранен.