Автор: Александр Ильин, директор по аудиту группы компаний «Мариллион»

Многие относятся к аудиту как к обязательному требованию Закона, а проще говоря, как к обязательной процедуре, от которой нельзя отказаться. Однако это не совсем так. Даже в случае обязательного аудита компания может получить в несколько раз больше пользы, чем может показаться на первый взгляд.

Качественно проведенный аудит повышает доверие инвесторов и контрагентов, помогает выявить финансовые недочеты внутри компании и разработать решения внутренних проблем в случае их обнаружения.

Важно уже на этапе отбора аудиторской компании подготовиться к проверке и грамотно выбрать аудитора.

  1. Выберите аудитора заранее. Проведенный заранее тендер позволит вам определить приемлемую для вас цену и выбрать компанию, подходящую именно вам.

  2. Проведите установочную встречу с аудиторскими компаниями, подавшими заявку на тендер, до принятия окончательного решения. На установочной сессии вы сможете оценить аудиторскую компанию, рассказать о своих ожиданиях от аудита, а также задать интересующие вас вопросы.

  3. Обязательно обратите внимание на опыт аудитора, ведь у каждого специалиста своя специфика и подход к проведению аудита. Через понимание процессов и за счет накопленного опыта аудитор выполнит свою работу более качественно и сфокусированно, что позволит исключить раздутие процесса проверки и в итоге - избежать лишних трат. Ведь в этом случае аудитор будет проверять только самые рискованные области, а не смотреть все подряд. Результат проверки будет экономичным, актуальным и релевантным.

  4. Уточните, есть ли у аудитора экспертиза в той сфере, где работает ваша компания. Обратите внимание, что у каждой отрасли своя специфика и процессы аудита тоже разные.

  5. Проверьте репутацию аудитора: входит ли аудиторская компания в рейтинг RAEX, и есть ли она в списке СРО (Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество).

  6. Соберите рекомендации от дружественных компаний по тем аудиторам, с которыми они сотрудничали. В данном случае хорошо работает сарафанное радио. Помните, что тендер может получить более низкую цену, но он не обеспечит качество выбранной вами компании.

  7. Согласуйте графики промежуточной и финальной проверок. А также обсудите все идеологически сложные моменты, которые могли возникнуть при работе с предыдущим аудитором на раннем этапе.

  8. Заранее ознакомьтесь с подходом аудитора к рассылке запросов на подтверждение остатков денежных средств в банках, остатков в расчетах по дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы понимать примерное количество таких запросов, и когда они должны быть отправлены.

  9. Проверьте места хранения всех документов, которые потребуются для аудита, заранее, чтобы во время проверки вы смогли оперативно их предоставить

  10. Назначьте сотрудника вашей компании, ответственного за аудит и взаимодействие с аудиторской компанией. Обычно это главный бухгалтер или финансовый контролер. Важно, чтобы это было отдельно выделенное лицо, которое выступает со стороны заказчика и отвечает за организацию процесса.

  11. Определите, какие сотрудники потребуются в период проведения проверки. Заранее согласуйте их отпуска или командировки, чтобы быть в курсе их занятости или отсутствия на рабочем месте. Важно, что это могут быть не только бухгалтеры, но и сотрудники, отвечающие за продажи, IT или даже генеральный директор. Это позволит исключить срыв сроков аудита или повышение его стоимости из-за простаивания процесса. Аудитор не знает внутреннюю структуру компании клиента и зоны ответственности тех или иных сотрудников, но аудитор знает, что ему может понадобиться, и что он будет спрашивать. Все эти вопросы лучше решить на установочной встрече.