Источник: АНО "Единая аттестационная комиссия"

С началом введения масштабных санкций против российских компаний и с уходом из России компаний Большой четверки на отечественном рынке аудиторских услуг произошли глобальные перемены. Последние события заставляют заново проанализировать наличие ресурсов в сфере аудита и вектор ее развития. Какова сейчас ситуация с кадрами, насколько отрасль привлекательна для молодых специалистов, как действующий квалификационный экзамен на аттестат аудитора отвечает современным запросам к специалистам-аудиторам и какова его роль в подготовке настоящих профессионалов к работе аудитора?

Эти актуальные вопросы Единая аттестационная комиссия задала тем, кто в 2022 году успешно завершил сдачу квалификационного экзамена на аттестат аудитора и сейчас вступает в ряды квалифицированных аудиторов. Все респонденты в процессе сдачи экзамена уже работали в аудиторских компаниях и знают о работе аудитора не понаслышке. Указание имен и места работы дано с учетом пожеланий авторов ответов.

По вопросу «ощущается ли сейчас, на ваш взгляд, нехватка аттестованных специалистов в области аудита» мнения респондентов разделились:

Наталья Семенова, Кроу Аудэкс: Как работник аудиторской организации могу смело заявить, что в «сезон» крайне сильно не хватает специалистов с пониманием всего процесса аудита, информационных технологий и с опытом организации рабочего процесса.

Владимир Лутченков, АО ДРТ: С точки зрения фирмы, в которой я работаю, получение аттестата уже стало неотъемлемой частью профессионального развития моих коллег, и мы уже сейчас имеем достаточное количество квалифицированных аудиторов в штате, которое позволяет нам оказывать услуги на высоком уровне.

Дмитрий Паушкин, аудиторская компания: Дефицита специалистов нет.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: Нехватку аттестованных специалистов в области аудита я не замечаю.

Татьяна Чеботарева, аудиторская компания: Нехватка специалистов ощущается достаточно сильно.

Дамир Абдуллин, АО ДРТ: Трудно дать ответ, так как я не обладаю всей картиной рынка аудиторских услуг в России. Могу лишь отметить, что получение квалификационного аттестата аудитора ― это дополнительный барьер, который вынуждает некоторых специалистов продолжить карьеру в другой сфере.

Анна, аудиторская компания: На мой взгляд, аттестованных специалистов действительно не так много. Новый формат экзамена довольно сложный и требует времени на подготовку и сдачу. Практически невозможно набрать необходимое количество баллов, не затрачивая время на подготовку (в отличие от предыдущего формата, когда можно было вытянуть вопрос, который хорошо знаком). Но это справедливо.

Хотя вопрос о нехватке квалифицированных аудиторов и привлекательности работы в этой сфере остается спорным, аудит по-прежнему является востребованной отраслью. Однако большинство респондентов уверены, что в будущем аудит ждут существенные перемены. Изменения также коснутся непосредственно работы специалиста-аудитора.

Наталья Семенова, Кроу Аудэкс: В будущем сферу ждет монополизация рынка, раздел рынка между крупными организациями, «устаревание профессии» (молодежь идет меньше и меньше в аудит).

Владимир Лутченков, АО ДРТ: Думаю, что основная перспектива аудиторской профессии в будущем будет заключаться в дальнейшем усложнении процесса аудита и необходимости адаптации этого процесса к усложнению бизнеса клиентов, развитию информационных технологии, анализу больших данных, а также усилению требований регуляторов.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: На мой взгляд, в ближайшем будущем ожидаются изменения, связанные с автоматизацией и цифровизацией профессии аудитора. Думаю, что будет увеличиваться степень автоматизации аудиторских проверок и будет расширяться практика применения цифровых технологий. Это, в свою очередь, приведет к необходимости трансформации части действующих МСА и разработке новых МСА, регламентирующих аудит, проводимый в условиях проведения проверки не только аудитором-человеком, но и «аудитором-программой/роботом».

Дамир Абдуллин, АО ДРТ: Полагаю, что развитие аудита будет продиктовано развитием учетной сферы. В последнее время организации, которые занимаются разработкой международных учетных стандартов, все больше погружаются в тему устойчивого развития. Предпочтение отдается развитию стандартов, которые могут отразить учет нефинансовых показателей организаций, в частности ESG-индикаторов. Примером служит создание ISSB. В России повестка будет становиться все более актуальной по мере развития различных экологических проектов и увеличения финансирования сферы устойчивого развития («зеленые кредиты»). Эти направления непременно потребуют присутствия специалистов по аудиту, которые хорошо ориентируются не только в финансовых показателях, но и в ESG-индикаторах.

Анна, аудиторская компания: Цифровизация аудита, по моему мнению, это будущее. До внедрения цифровизации, работа аудитора была сильно ограничена, было сложно или практически невозможно выполнять глубокий анализ массивов данных для выявления рисков, построения трендов, корреляций и так далее. С помощью методов, которые стали доступны благодаря цифровизации, профессия аудитора вышла на новый уровень, и это далеко не предел.

Татьяна Чеботарева, аудиторская компания: Думаю, аудиторские фирмы продолжат развиваться, возможно, где-то придётся перестраивать бизнес, некоторые подходы. Сейчас аудиторские клиенты столкнулись с большим количеством проблем и вопросов, которые раньше никогда не возникали. Аудиторским фирмам нужно успевать реагировать и предугадывать запросы клиентов. Кроме того, по-прежнему остаются требования обязательного аудита. Вероятно, многие клиенты уйдут, но и многие возможности откроются.

Тем, кто выбрал для себя профессию аудитора, необходимо получить квалификационный аттестат. Для каждого из респондентов потребность получения аттестата была продиктована желанием сделать новый шаг по карьерной лестнице. Именно поэтому каждый из них провел усиленную подготовку к экзамену для достижения лучших результатов:

Наталья Семенова, Кроу Аудэкс: Я использовала материалы, размещенные на сайте ЕАК, и нормативно-правовые источники. Большую роль сыграли практические опыт и знания. Дважды приобретала вебинары ЕАК. На подготовку к модулям 2-го этапа я тратила около 2-ух недель. К третьему этапу готовилась аналогично 2 недели.

Владимир Лутченков, АО ДРТ: Мой работодатель имеет выстроенную систему подготовки к квалификационным экзаменам, обеспечивая сотрудников всем необходимым, в том числе методическими и обучающими материалами, проводит обучение. Я также посещал семинары ЕАК. Я имею большой практический опыт работы аудитором и поэтому некоторые предметы мне были хорошо знакомы и было необходимо только освежить теорию. В среднем подготовка к сессии занимала одну-две недели.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: К сдаче экзаменов готовилась на курсах и самостоятельно. К экзаменам 1-го этапа не готовилась, т.к. решила сходить на них без подготовки, чтобы оценить сложность тестовых вопросов. Но смогла сдать все тесты с первого раза без подготовки. К 5-ти модулям 2-го этапа готовилась на курсах и самостоятельно. При подготовке использовала учебные материалы, предоставленные на кусах; материалы, рекомендованные ЕАК; вебинары ЕАК. Разбирала все «анализы типичных ошибок и рекомендации претендентам», которые размещает ЕАК на своем сайте и также прорабатывала эти ошибки с помощью нормативных документов. К экзаменам 2-го этапа готовилась по 3 месяца. За один раз сдавала по 3 экзамена. К экзамену 3-го этапа готовилась месяц.

Дамир Абдуллин, АО ДРТ: Я начинал сдавать экзамен еще по старой схеме. Тогда я готовился по обучающим материалам внешнего провайдера и внутренним материалам моего работодателя. Как и многие другие, я был переведен на новый формат экзамена. Этот перевод позволил не сдавать тесты первого модуля ― по ним был автоматический зачет. К модулю второго этапа я готовился с помощью материалов работодателя. К модулю третьего этапа подготовка была самостоятельной. Кроме того, я посещал семинары от ЕАК и прослушал специальную лекцию от работодателя.

Анна, аудиторская компания: К экзаменам я готовилась самостоятельно, используя перечень вопросов и источников, опубликованных на сайте ЕАК. Для сдачи первого модуля было достаточно практических знаний, полученных в процессе работы. Подготовка к экзаменам второго модуля заняла наиболее длительное время, потребовалось немало усилий, поскольку в вопросах экзамена было значительное количество заданий со специфичными ситуациями, с которыми я редко встречалась на практике. В среднем, подготовка к каждому экзамену второго модуля заняла 2-3 недели. Подготовка к третьему этапу заключалась в изучении примеров заданий, опубликованных на сайте ЕАК, а также повторения отдельных тем. На подготовку понадобилось примерно 2 недели.

Татьяна Чеботарева, аудиторская компания: Самостоятельная подготовка, вебинары ЕАК, курсы «СТЕК». В качестве материалов использовала учебники СТЕК и список рекомендуемой литературы, нормативных актов с сайта ЕАК. Времени на подготовку уходило где-то 2 недели на каждый модуль 2-го этапа, на 3-й этап около 3 дней.

Александр Чепурин, ГК Б1: К первому уровню готовился в основном самостоятельно при помощи нормативной базы, которая указана на сайте ЕАК. На 2-м этапе к модулям по налогам и праву использовал учебники от учебно-методического центра, к остальным модулям готовился самостоятельно, но всегда старался посетить все вебинары ЕАК. На подготовку к тестам уходило несколько дней. Второй этап, конечно, был заметно сложнее, на подготовку к сдаче 2-3 модулей за сессию уходило около 2,5 недель подготовки, в ходе которой в будни уделялось 1-2 часа в день на разбор тем экзамена, в выходные дни порядка 4-х часов в день. Третий этап не требовал особой дополнительной подготовки, знаний, оставшихся со второго этапа, и имеющегося опыта работы достаточно для успешной сдачи.

Все опрашиваемые отметили, что пройти квалификационный экзамен без углубленной подготовки нельзя. В ходе экзамена необходимо сдать 5 модулей первого этапа, 6 модулей второго этапа и третий этап, состоящий из одного модуля – квалификационной задачи. Мы попросили респондентов рассказать о своей «тактике» прохождения квалификационного экзамена.

Наталья Семенова, Кроу Аудэкс: Для второго этапа оптимально сдавать по 2-3 модуля за сессию, а 3 уже будет сложно.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: На 1-ом этапе, думаю, оптимально сдавать по 2-3 экзамена. На 2-ом этапе - по 2 модуля (при условии совмещения подготовки к экзаменам с работой).

Анна, аудиторская компания: Поскольку экзамены первого этапа проводятся довольно часто, считаю, что оптимально сдавать по 2 экзамена [модуля]. Для второго этапа также 2.

Дамир Абдуллин, АО ДРТ: Я сдавал по три модуля в сессию в рамках второго этапа, но это была вынужденная мера, которая потребовала от меня значительных усилий. Считаю оптимальным сдавать в одну сессию второго этапа по два экзаменационных модуля с перерывом в один день между ними там, где это возможно.

Александр Чепурин, ГК Б1: Наиболее комфортной считаю сдачу 2-х модулей за одну сессию. Если сдавать больше, то из-за рабочего графика может оказаться сложным выделить достаточное количество времени на подготовку, если сдавать меньше, то процесс сдачи растянется и к 3-му этапу многое забудется.

Каждый человек, кто хоть раз в жизни сдавал экзамен, согласится, что морально проще подойти к этому вопросу, зная, чего ожидать. Вот что советуют специалисты, уже прошедшие все этапы экзамена.

Наталья Семенова, Кроу Аудэкс: Необходимо четко структурировать знания по областям, «не расплываться» во все возможные ситуации на свете. Не нужно заучивать наизусть требования НПА, нужно больше понимать, где они урегулированы и как их быстро найти (ориентироваться в структуре НПА). К третьему этапу необходима хорошая база знаний по бухгалтерскому учету.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: Я бы посоветовала: подходить к подготовке системно, очень внимательно изучить примеры ЕАК, несколько раз «прорешать» их самостоятельно. При подготовке к 3-му этапу сделать шаблон ответа (по примеру ЕАК) и решать задачи по аудиту, расписывая каждую задачу по подготовленному шаблону: от начала (фин. анализ, анализа рисков) и до составления аудиторского заключения. Отвечая на экзаменационные вопросы, не «накидывать» всё подряд для объема, а писать так, чтобы даже при беглом просмотре ответа были понятны выводы и обоснование выводов.

Дамир Абдуллин, АО ДРТ: Кроме очевидных вещей (нужно готовиться заранее, планировать время на экзамене и др.) я рекомендую обязательно потренироваться сдавать экзамен на пробных билетах в реальной экзаменационной среде. Также я бы советовал заранее перейти на использование классической клавиатуры и мыши, если обычно в работе вы пользуетесь ноутбуком.

С точки зрения содержания вопросов могу отметить, что с переходом на новую схему экзамена практической пользы стало гораздо больше.

Александр Чепурин, ГК Б1: Главное системно подойти к подготовке, стараться каждый день разбирать хотя бы 1-2 темы. Также советую не пропускать сессии и не растягивать сдачу экзамена, чтобы к сдаче заключительного этапа знания ещё не забылись.

Надежда Филиппова, Эдвайзгрупп Аудит: Квалификационный экзамен (в целом) могу оценить с положительной стороны. Да, сдать его непросто. Как мне показалось, экзамен рассчитан на достаточно развитые практические компетенции аудитора, но при этом подготовка к нему требует проработки большого объема нормативной документации. Подготовка к экзамену и его сдача, в целом, невероятно расширяют профессиональные знания, я бы сказала, развивают «профессиональную грамотность».

Действительно, сдать квалификационный экзамен непросто. И для многих он стал барьером на пути в профессию аудитора. Но при этом практика показала, что преодолеть этот барьер реально, а квалификационный экзамен объективно допускает к званию аттестованного аудитора только высококвалифицированных специалистов.