Метод определения индекса интегрального влияния нематериальных активов, синергетических, психологических, поведенческих и прочих факторов на величину стоимости и цены купли-продажи предприятий

Обозначим индекс интегрального влияния не инвентаризируемых нематериальных активов, имиджевых, репутационных, синергетических,  идеологических, политических, психологических, поведенческих и некоторых других контролируемых и неконтролируемых факторов на величину стоимости, а также на цену купли-продажи предприятий буквами Ивф.

Все перечисленные активы и факторы в той или иной степени являются потенциальными драйверами рассматриваемых показателей стоимости и цены предприятий. Однако, для отдельных предприятий эти активы и факторы могут срабатывать или не срабатывать как в одну, так и в другую сторону. Принципиальная особенность всех этих активов и факторов-драйверов состоит в том, что определить влияние каждого из них в отдельности на стоимость и цену предприятий по объективным, не зависящим от оценщика или консультанта по вопросам их оценки, причинам не представляется возможным. Как известно, стоимость предприятий - величина расчётная, а формулы для определения величины каждого из упомянутых драйверов разработать не удаётся и скорее всего никогда не удастся.

Интегральная величина индекса Ивф определению поддаётся, но, к сожалению, не напрямую.

Под возможностью определения величины Ивф напрямую автор этой статьи имеет в виду оценку этого индекса по нижеследующему соотношению:

                Ивф =  Чдф/Чдп,                           (1)

где Чдф и Чдп - соответственно значения фактического и потенциального (нормального, нормативного) годового чистого дохода рассматриваемого предприятия, тыс. денежных единиц (д.е.)/год.

При этом подразумевается, что при определении величины Чдп используется экономически и социально обоснованное значение нормы прибыли для данного предприятия, на которую существенное влияние оказывает величина зафиксированного индекса инфляции денежных средств. Например, если в безинфляционной или низкоинфляционной экономике норма прибыли для какого-то конкретного предприятия равна 15%, то при инфляции 8% эта норма должна быть не ниже 23%.

В формуле (1), вместо показателей Чдф и Чдп, могут быть использованы соответствующие показатели годовой прибыли предприятия до вычета налогов, сборов и процентов или соответствующие показатели чистой прибыли.

Практически непреодолимая проблема заключается в отсутствии приемлемого метода установления норм годовой полной и чистой прибыли конкретного предприятия.

Именно поэтому напрямую рассматриваемая задача корректно  не решается. Невольно приходится обращаться к косвенным методам её решения.

Один из таких методов первым приходит в голову. Для определения величины Ивф может быть использовано следующее отношение:

                   Ивф = Ста/Сна,                            (2)

где Ста и Сна -  соответственно значения текущей рыночной (фактической на рассматриваемый момент календарного времени) и нормальной (научно обоснованной) стоимости одной обыкновенной акции рассматриваемого конкретного предприятия, д.е.

Указанная формула удобна потому, что её элементы можно однозначно определить. Числитель Ста является биржевой оценкой текущего курса обыкновенной акции рассматриваемого предприятия, а величину знаменателя Сна устанавливают по соотношению:

                        Сна = Стп/Коа,                            (3)

где Стп - текущая расчётная стоимость рассматриваемого предприятия, тыс. д.е.;

Коа - общее количество выпущенных обыкновенных акций этого предприятия, штук.

Более подробную информацию о том, как определять величину Сна, и что такое реалистичная стоимость предприятия см. в [ 1, 2 ]. Во многих предыдущих статьях автора реалистичная стоимость предприятий называлась справедливой. Нечёткость, многозначность понятия и термина (словосочетания) «справедливая стоимость» заставила отказаться от его использования при рассмотрении вопросов оценки стоимости предприятий, не имеющих развитых рынков их купли-продажи.

Не трудно заметить, что Ивф определяется в единицах и долях единицы. Величина индекса Ивф может быть больше, равной или меньше единицы. Соответственно уровень влияния Ивф на стоимость и цену предприятия может характеризоваться положительной, нулевой или отрицательной величиной.

Значения соотношения (2), превышающие единицу, свидетельствуют о том, что указанные выше активы и факторы, учитываемые индексом Ивф, в той или иной степени, так или иначе, увеличивают номинальную стоимость и цену купли-продажи предприятия.

В случаях, когда значения Ивф больше единицы, реалистичную стоимость оцениваемого предприятия (Срп) определяют по соотношению:

                Срп =  Стп х Ивф.                              (4)

Тогда прирост расчётной стоимости предприятия (Псп), за счёт влияния на неё перечисленных выше активов и факторов, составит:

           Псп = Стп х (Ивф - 1) = Стп х (Ста/Сна - 1).                           (5)

Например, если величина Ивф  = 1,30, то значение Псп будет равным О,30Стп, т.е. реалистичная стоимость такого предприятия будет на 30% выше его расчётной стоимости.

Здесь же уместно небанальное утверждение о том, что в ситуациях, когда Ивф выше единицы, значения рыночной капитализации и реалистичной стоимости оцениваемых предприятий совпадают, т.е. равны друг другу.
                    
При значениях Ивф, равных единице или тех, которые ниже единицы, перечисленные выше факторы в сумме не оказывают влияния на величину стоимости и цены купли-продажи предприятия. В то же время, не может быть исключена возможность того, что отдельные активы и факторы в реальной жизни работают на увеличение стоимостных и ценовых показателей предприятия, а действие остальных факторов более интенсивно снижает величину этих показателей.

В случаях, когда значения Ивф меньше единицы или равны единице, существующая система стратегического и тактического управления экономической и социальной деятельностью такого предприятия явно требует модернизации, перенастройки, кадрового обновления, укрепления его управленческой команды.

Нельзя не признать, что предлагаемый метод определения величины индекса Ивф не является идеальным, безукоризненным, не подлежащим критике.

Буду искренне рад, если кто-то предложит более корректный метод решения рассматриваемой задачи.

Естественно, хотелось бы услышать принципиальную, конструктивную критику недостатков предлагаемого метода, замечания по существу, содержанию и форме представления приведенного выше материала.

Литература


1. Ревуцкий Л.Д. Ключевые показатели стоимости и качества обыкновенных акций      предприятий. - М.: // «Вопросы оценки», № 3, 2010. С. 33 - 37.

2. Ревуцкий Л.Д. О рыночной, реалистичной и кадастровой стоимости производственно-сервисной недвижимости (в порядке обсуждения).
Электронный адрес в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/765567.html

Ключевые слова: предприятие, стоимость, цена, факторы влияния, индекс влияния, обыкновенная акция, курс акции, нормальная стоимость акции, соотношения показателей.

Аннотация

Материал посвящён предлагаемому методу оценки интегрального влияния количественно не определяемых не инвентаризируемых нематериальных активов и нечётких синергетических, имиджевых, репутационных, идеологических, политических, психологических, поведенческих и других факторов на величину стоимости, а также на цену купли-продажи оцениваемых предприятий.

Утверждается, что при значениях индекса Ивф, превышающих единицу, величины показателей рыночной капитализации и реалистичной стоимости предприятий совпадают, т.е. равны друг другу.

Предназначается для тех читателей, которые интересуются вопросами оценки стоимости не инвентаризируемых в существующих системах бухгалтерского учёта и отчётности нематериальных активов предприятий и влияния других известных факторов  на  величину их реалистичной стоимости.

03 ноября 2014 г.

Леопольд Давидович
e-mail: rev_ld@mail.ru