Автор: Л. Д. Ревуцкий, к.т.н.,с.н.с. (доцент по специальности),
Член-корреспондент РАЕН
Внештатный эксперт информационного агентства «ИВИС»
г. Москва

Понятию стоимости товаров многие века, а, возможно, и тысячелетия. Однако, сколь-нибудь устоявшегося, общепринятого, чёткого определения этого понятия не появилось. В многочисленных исторических и современных публикациях на эту тему их авторы, как правило, излагают собственную точку зрения на то, что такое стоимость. Следует заметить, что высказываемые мнения по этому вопросу, отличаются удивительным разнообразием: кто-то (и таких много) считает, что стоимость товара – это его наиболее вероятная (?) цена; другие думают, что стоимость представляет собой характеристику отношений, которые возникают между участниками торговых сделок. Третьи полагают, что стоимость - не что иное, как расчётный денежный эквивалент товара, и т.д. и т.п.

Все предметы, объективно существующие в природе, делятся на товары и не товары. Товары представляют собой предметы и объекты окружающего людей мира, которые продаются и покупаются. То, что нельзя продать или купить, товарами не являются. Некоторые потенциальные товары на самом деле не являются товарами, так как они бесценны (не имеют цены), поэтому продать и купить их нельзя. Вспомним Мону Лизу Леонардо да Винчи или скульптуру Давида Микеланджело Буонаротти.

Каждый товар имеет свою стоимость и цену. В настоящее время в среде профессиональных оценщиков уже сложилось довольно твёрдое убеждение в том, что стоимость товара – показатель расчётный, а его цена – договорный (контрактный) показатель, величина которого является достигаемым в результате рыночного торга компромиссом между экономическими, а иногда и социальными интересами продавца и покупателя этого товара, а также государства и общества.

Устанавливаемая владельцем твёрдая цена товара, если с ней соглашается покупатель, по существу также ничем не отличается от договорной цены.

Есть все основания предполагать наличие тесной связи между показателями экономической ценности, стоимости и цены товара: первые два из них – расчётные, третий – договорный, компромиссный.

В этом месте специально подчеркну: расчётные ценностные и стоимостные характеристики товаров, ни при каких обстоятельствах, не могут быть рыночными, поэтому показатели их экономической ценности и стоимости не являются рыночными. Рыночными бывают только договорные цены товаров и капитализация котирующихся на фондовых биржах ценных бумаг предприятий. Поэтому, в частности, словосочетание «рыночная стоимость» товаров (например, недвижимости, машин и оборудования, предприятий, кредитных, инвестиционных и страховых организаций) не имеет права на существование и должно навсегда исчезнуть из словарного фонда русского языка, как не имеющее объективного смысла и ошибочное. Точно так же, недопустима наблюдаемая с некоторых пор в русском языке подмена слов «предприятие», «компания», «фирма», «завод», «фабрика» одним неуместным, абсолютно бессмысленным и ошибочным словом «бизнес» в случаях оценки их стоимости и цены.

Применительно, например, к предприятиям основные различия между показателями их экономической ценности, стоимости и цены, а также между методами определения величины этих показателей, указаны в публикации [ 1 ].

Ниже изложены окончательно сложившиеся представления автора этой статьи по вопросу о том, что такое стоимость и цена товара, и как эти показатели соотносятся друг с другом.

Общеизвестно множество видов цен товаров. Основные виды цен из числа существующих:

  • фабрично-заводские;

  • оптовые;

  • розничные;

  • нормальные (нормативные, нормированные);

  • плановые или индикативные;

  • фактические;

  • твёрдые;

  • договорные (контрактные, компромиссные);

  • рыночные;

  • не рыночные;

  • аукционные (тендерные) и предаукционные;

  • директивные;

  • произвольно устанавливаемые (назначаемые) владельцем товара;

  • ликвидационные;

  • утилизационные.

По каждому из подавляющего большинства указанных видов цен товаров следует различать, как правило, норму и факт цены, а в отдельных случаях, когда это целесообразно (в частности, по предприятиям), её норму, план и факт.

Норма цены товара является расчётным показателем, расчётной величиной. Факт и план цены товара – показатели не расчётные: факт – обычно торгуется (уторговывается) участниками торговой сделки, а план – назначается сверху или изнутри объекта оценки.

Изложенное выше позволяет прийти к принципиально важному выводу о том, что такое стоимость товара:

СТОИМОСТЬ ТОВАРА – ЭТО РАСЧЁТНАЯ НОРМА ЕГО ДОСТОВЕРНОЙ ЦЕНЫ В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ ЕЁ ОЦЕНКИ

Цепочка образования цены товара в конечном итоге выглядит следующим образом:

Годовая экономическая ценность товара → стоимость товара → цена товара

Взаимосвязь между годовой экономической ценностью и стоимостью товара на примере предприятия показана в статье [ 2 ].

Практически по подавляющему множеству видов цен товаров можно определить стоимости этих товаров.

Цены товаров, как и их стоимости, по методам определения бывают позатратными, -- поимущественными (для доходонеприносящих товаров), а также подоходными и позатратными одновременно – для доходоприносяших товаров (в частности, для предприятий).

Предложенный автором этой статьи в качестве примера метод расчёта подоходной стоимости товара в форме предприятия, как нормы его цены, представлен в работе [ 3 ].

Сугубо в экономических и социальных интересах владельцев особенно крупных и крупнейших доходоприносящих товаров, а также государства и общества всегда нужно стремиться к тому, чтобы разница между ценой и стоимостью товара в торговых сделках по его купле-продаже была минимальной либо к полному отсутствию такой разницы.

Есть основания утверждать, что показатели расчётных норм обменной экономической ценности товара, денежного эквивалента товара, рыночной капитализации ценных бумаг для доходоприносящих товаров в виде акционированных предприятий, а также расчётной нормы достоверной цены товара, по моему всесторонне обдуманному, не спонтанному мнению, являющейся его стоимостью, по величине должны быть равными друг другу.

Думаю, что широкая дискуссия участников оценочного сообщества в стране по поводу рассмотренного в материале вопроса была бы чрезвычайно полезной для совершенствования теории и практики оценочной деятельности в России. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову оспаривать справедливость жемчужины народной мудрости: «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

P.S. Не могу удержаться от просьбы к читателям этой статьи, не согласным с предлагаемым мной определением понятия «стоимость» товара, объяснить причины своего несогласия.

Библиографические ссылки

1. Ревуцкий Л.Д. Очередное возвращение к вопросу о понятиях «цена» и «стоимость».

Электронный адрес статьи в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/932197.html

2. Ревуцкий Л.Д. Понятия и показатели ценности и стоимости предприятия

Электронный адрес статьи в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/183987.html

3. Ревуцкий Л.Д. Уточнённая формула для определения экономически справедливой рыночной стоимости предприятий.

Электронный адрес статьи в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/appraisal/a108/207590.html

Ключевые слова: товар, не товар, предприятие, цена, стоимость, виды цен, позатратная цена, подоходная цена, норма, план, факт цены, доходоприносящий товар, доходонеприносящий товар.

Аннотация

В статье предлагается новое, отличающееся чёткостью и однозначностью, определение понятия стоимости товара, которое выглядит следующим образом: стоимость товара – это расчётная норма денежной меры его достоверной цены в каждом конкретном случае её оценки.

Утверждается, что показатели расчётных норм обменной экономической ценности товара, денежного эквивалента товара, рыночной капитализации ценных бумаг для доходоприносящих товаров в виде акционированных предприятий, а также расчётной нормы достоверной цены товара, являющейся его стоимостью, по величине должны быть равными друг другу.

Статья предназначена для участников оценочного сообщества страны, интересующихся рассмотренной в статье темой.

06 мая 2019 г.

Леопольд Давидович
независимый оценковед по вопросам методологии определения экономической ценности, стоимости и цены предприятий
E-mail: rev_ld@mail.ru

Электронный адрес полного списка публикаций автора и ряда других сведений об авторе в интернете: https://www.audit-it.ru/articles/authors/revuckij.html

Электронный адрес полного списка публикаций в блоге автора в интернете: https://www.audit-it.ru/club/user/62449/blog/