Журнал "Спутник главбуха"  
Дмитрий Самигуллин, генеральный директор консалтинговая компания «РосБизнесЛегис», к.ю.н., налоговый консультант

С этого года начали действовать нововведения, которые значительно скорректировали сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами. Изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления. Подробнее об этом – в нашей статье.

Разбираемся с понятиями

Госпошлина – это установленный законом платеж, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых возложена его уплата. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Как и любая другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), рассмотрение дел в суде требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

Плательщиками госпошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующим законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины (ст. 333.17 НК РФ).

Госпошлина бывает простой (взимается в твердой сумме) и пропорциональной (в процентном соотношении к соответствующей сумме).

Госпошлина взимается:

• с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;

• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;

• за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

• за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;

• за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

Согласно сложившейся практике, госпошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Если госпошлина не уплачена, заявление остается без движения (ст. 128 АПК РФ).

Факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо банковской квитанцией установленной формы, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.

Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, поэтому судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию. Это логично, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты госпошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

1. Уплата госпошлины представителем

«Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах» (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Этим правило было взято за основу и судами, которые в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45 и статьи 333.17 Налогового кодекса РФ руководствовались до недавнего времени следующими положениями:

«Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена» (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. № 91 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»).

Таким образом, оплата госпошлины представителем раньше была невозможна, и в таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения (постановления ФАС Поволжского округа от 26 октября 2006 г. по делу № А06-3150/2-9/05, от 24 августа 2006 г. по делу № А06-1483/1-6/05).

Однако в настоящее время ситуация изменилась. Дело в том, что 29 мая 2007 года Президиум ВАС РФ выпустил Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей», в котором разъяснил, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. При этом, согласно части 1 статьи 254 АПК РФ, иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Так что теперь уплата госпошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд

«Прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом» (подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

До недавнего времени в случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования, участвовали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину (например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы).

Между тем в Информационном письме Президиума ВАС от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ» было разъяснено, что в АПК РФ нет положений, которые освобождали бы их в указанных ситуациях от уплаты госпошлины.

В частности, это касается следующих дел:

• об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц;

• о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов;

• о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот;

• по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

«Бесплатность» процессов привела в итоге к поистине одиозной ситуации, когда налоговики, руководствуясь внутренней инструкцией, независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличия правовых оснований, в обязательном порядке обжаловали все судебные акты, вплоть до кассационной инстанции.

Понятно, что положения Информационного письма № 117 налоговые органы приняли крайне негативно. Так, они неоднократно говорили о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедентного права в РФ. Но их доводы несостоятельны по следующим причинам.

1. В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде Информационных писем.

2. Постановления Пленумов ВАС РФ и Информационные письма Президиума ВАС РФ публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

3. Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

Таким образом, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ, в которых обобщается практика применения законов и иных нормативно-правовых актов и даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов

С 1 января 2007 года утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета*.

* В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Таким образом, в настоящее время применяется общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ. Так что госпошлина, уплаченная заявителем в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от заявленных требований

«При отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит» (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

Согласно статье 112 и части 1 статьи 151 АПК РФ, вынося определение о прекращении производства по делу, суд, руководствуется общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 АПК РФ). Поэтому суд решает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате госпошлины.

Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ, исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию.

Региональное приложение к журналу «Главбух»
«Спутник главбуха» (Самара и Самарская область) № 3, 2007