№40, 2007 г.

Ольга Сергеева, эксперт «УНП»

Офисный мусор есть у всех компаний - а это значит, что любую из них органы Ростехнадзора могут оштрафовать за невнесение в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Причем на практике Ростехнадзор предъявляет подобные претензии и к арендаторам, и к арендодателям, невзирая на то, что собственно вывозом и утилизацией отходов занимаются специализированные организации. Вносим ясность, кто на самом деле должен платить государству.

Однозначного ответа в законодательстве нет

Вносить платежи закон требует именно за размещение отходов (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «О защите окружающей среды»). А под размещением отходов понимается их хранение и захоронение в специально оборудованных сооружениях, например полигонах (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Буквальное прочтение норм позволяет сделать вывод, что, если компания фактически не размещает отходы, она платить так называемые экологические платежи не должна. Судебная практика по этому вопросу никогда не была однозначной, но были решения, которые поддерживали именно эту позицию. Например, постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 15.11.05 № А56-41969/04, Северо-Кавказского округа от 08.10.04 № Ф08-4677/2004-1770А.

Однако сейчас суды все чаще соглашаются с тем, что вносить плату за загрязнение должны собственники отходов. А ими являются компании и предприниматели, в результате деятельности которых бытовой мусор возник. К такому выводу пришли судьи в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 20.08.07 № А56-49061/2006, Волго-Вятского района от 21.05.07 № А79-9475/2006, Поволжского округа от 27.02.07 № А12-17766/06-С22. Эту позицию эксперту «УНП» подтвердили и в отделе государственного экологического надзора Ростехнадзора России (см. также письмо Ростехнадзора от 25.05.07 № 04-09/1001).

Между тем органы Ростехнадзора на местах очень часто, не разбираясь, чей мусор, предъявляют претензии о неуплате экологических платежей к собственнику не отходов, а здания (на территории которого размещены контейнеры для мусора). То есть получается, что за мусор арендаторов отвечает арендодатель*.

Так, в московском отделении Ростехнадзора считают, что если арендодатель сдает помещение сразу нескольким компаниям, то мусор арендаторов, который оказывается в контейнере, нужно расценивать как бесхозный. Право собственности на такие отходы автоматически переходит к арендодателю - в силу пункта 4 статьи 4 Закона № 89-ФЗ. Следовательно, именно он должен вносить плату за размещение отходов. Представлять утвержденные нормативы образования отходов, по мнению чиновников, в этом случае также должен арендодатель. Основание - статья 11 закона № 89-ФЗ. Арендатору же, как считают столичные чиновники, чтобы подтвердить свое право не платить экологические платежи, достаточно предъявить договор аренды.

Оптимальное решение для проблемы экологических платежей

Чтобы решить вопрос с экологическими платежами, стоит выяснить позицию региональных органов Ростехнадзора. А потом заинтересованным сторонам договориться между собой, на кого возлагается обязанность платить государству за мусор.

Здесь возможны два варианта. Первый. В договоре аренды стороны прописывают, что собственником мусора является арендодатель, он оплачивает его вывоз и утилизацию, он же вносит экологические платежи. Соответственно его расходы компенсируются арендной платой. Этот вариант наиболее предпочтителен, если местные органы Ростехнадзора считают ответственным за мусор прежде всего владельца здания.

Второй вариант. В договоре аренды фиксируется, что собственником мусора является арендатор, с него же - и спрос за экологические платежи. Такой договор станет охранной грамотой арендодателя, если претензии предъявят к нему.

* -См. также «УНП» № 32, 2007 «Как не платить за чужой мусор при аренде» .