Audit-it.ru / Аудиторская фирма "Авдеев и К"

Все организации использующие автомобили, по мнению Ростехнадзора, должны раскошелиться за негативное воздействие на окружающую среду. Сама плата за негативное воздействие на окружающую среду копеечная. Однако штрафы за ее неуплату нешуточные: начиная с 20 октября 2006 года[1] за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 60 МРОТ; а на юридических лиц – от 500 до 1000 МРОТ (статья 8.41 КоАП РФ)!

Но законно ли в принципе взимание платы за выбросы в атмосферу от автомобилей? По мнению специалистов аудиторской фирмы «Авдеев и Ко» (Audit-it.ru), нет!

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия») предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

·   выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

·   сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·   размещение отходов;

·   другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 мая 2006 г. N 459 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее по тексту – Приказ от 23.05.06 № 459) установлена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее заполнения и представления.

Указанная форма содержит, в числе прочих, показатели, отражающие негативное воздействие на окружающую среду передвижными объектами (автомобильной техникой) (раздел 2 Расчета).

Согласно приложению 2 к Приказу от 23.05.06 № 459 сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду автомобильной техникой определяется перемножением следующих показателей:

·   фактического количества израсходованного топлива за отчетный период;

·   норматива платы, установленного для данного вида топлива, в соответствии с приложением 1 к Постановлению Правительства от 12.06.2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее по тексту – Правительства N 344);

·   дополнительного коэффициента: 2-для особо охраняемых природных территорий, 1-для прочих территорий;

·   дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов в соответствии с приложением 2 к Постановлению от 12 июня 2003 года N 344;

·   коэффициента, учитывающий инфляцию, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Есть в этой форме еще одни показатель «Норматив выброса», который почему-то нигде в расчетах не используется. Но смысла не лишен, что станет ясно далее.

А может ли автомобильная техника оказывать негативное воздействие на окружающую среду? С обывательской точки зрения сомнений нет – загрязняет! Но законодательство об охране окружающей среде оперирует своими понятиями.

«Загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду» (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Норматив платы, как упоминалось выше, установлен за выброс загрязняющих веществ (Постановление Правительства N 344), т. е. за превышение допустимых нормативов.

Согласно п. 6.1. приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»), в случае, если  содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003, эксплуатация транспортного средства запрещается. Т. е. если выбросы от автомобиля превышают установленную норму, он просто не пройдет техосмотр и не будет допущен к эксплуатации.

Значит, любой автомобиль, успешно прошедший техосмотр, «загрязняющих веществ» (веществ, с концентрацией, превышающей нормативы) в атмосферу не выбрасывает. Поэтому плата за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в отношении автомобильного транспорта взиматься не должна.

Полное консультационно-аудиторское
товарищество «Авдеев и Ко» / Audit-it.ru

[1] С августа 2006 года Ростехнадзор установил сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарным кварталом) (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).