Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно Поручению Президента РФ от 09.11.2015 № Пр-2338ГС необходимо принять ряд мер, которые призваны стимулировать инвестиционную активность отечественных рыбодобытчиков и переработчиков. В связи с этим разработан и принят Федеральный закон от 21.11.2022 № 444-ФЗ. Его целью стало совершенствование порядка взимания сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, то есть им внесены изменения в гл. 25.1 НК РФ.

Закон опубликован 21.11.2022 и вступил в силу через месяц (п. 1 ст. 2).

Изменены основные ставки сбора

Прежде всего отметим, что изменены ставки данного сбора, приведенные в п. 4 ст. 333.3 НК РФ: одни были понижены, другие повышены, третьи остались неизменными. Кроме того, немного скорректирован сам перечень водных биологических ресурсов.

В этой части изменений не происходило с 2008 года. Но и скорректированные размеры ставок продержатся недолго: определено, что с 2025 года они подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, то есть будут ежегодно меняться без внесения специальных поправок в НК РФ.

Уточнено, в каком случае ставки в отношении водных биологических ресурсов, перечисленных в п. 4 ст. 333.3 НК РФ, являются нулевыми (п. 6 статьи). До сих пор нулевая ставка применялась в ситуации, когда пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется:

  • при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

  • при рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Первый из указанных случаев теперь будет звучать так: рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).

К сведению: согласно ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ аквакультура (рыбоводство) – деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры, под которыми понимаются водные организмы, разведение и (или) содержание, а также выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания.

Претендентов на льготную ставку станет меньше

Изменен и п. 7 ст. 333.3 НК РФ, который устанавливает пониженные ставки для некоторых категорий рыбохозяйственных организаций (15% от основных ставок сбора, предусмотренных п. 4 и 5 данной статьи).

Обратите внимание: данная норма в новой редакции действует только до 31.12.2027 (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 444-ФЗ).

До сих пор имелись в виду градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ, а также российские рыбохозяйственные организации, в том числе рыболовецкие артели (колхозы).

Теперь уточнено, что помимо тех же градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций этой льготой будут пользоваться только рыболовецкие артели (колхозы), а не вообще российские рыбохозяйственные организации.

Что касается градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, критерии их признания таковыми в целях применения гл. 25.1 НК РФ несколько изменятся.

Прежними остались основные критерии (количественные). В соответствии с ними градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов и (или) иной продукции из водных биологических ресурсов, произведенной из добытых (выловленных) ими водных биологических ресурсов, составляет не менее 70% за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

  • численность работников с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Но еще один критерий изменился принципиально. Раньше в соответствии с ним такие организации в дополнение к названным количественным критериям должны были быть зарегистрированы в качестве юридического лица по законодательству РФ. Теперь дополнено, что названная регистрация должна была произойти до 01.01.2022. Более поздняя регистрация исключает признание организации в качестве градо- и поселкообразующей в целях гл. 25.1 НК РФ, даже если она полностью соответствует иным критериям.

Уточнено в тех же целях и понятие рыболовецких артелей (колхозов). Ранее от них требовалось (первое условие), чтобы они осуществляли рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализовывали обозначенные уловы и продукцию.

Законодатели признали, что такое определение не вполне корректно. Контролеры часто настаивали на том, что здесь имеется в виду реализация улова и продукции, добытые артелью (колхозом) исключительно самостоятельно (например, Письмо Минфина России от 20.10.2014 № 03-06-05-03/52742).

Однако это не следовало из определения напрямую, что нередко приводило к спорам с неоднозначными исходами, в том числе в судах (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2014 № 18736/13 по делу № А80-334/2012).

Теперь будет прямо сказано, что учитываются только добытые (выловленные) самими артелями (колхозами) водные биологические ресурсы и впоследствии реализованные ими. Это условие важно в связке с соблюдением второго условия. Оно предусматривает, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов (именно их!) и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%.

Здесь еще уточнено, что обозначенная доля должна рассчитываться за календарный год, предшествующий году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Та же льгота (15% от ставок сбора, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ) применялась индивидуальными предпринимателями, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций. Это было указано в п. 9 данной статьи, но норма утратит силу.

Появятся вычеты из суммы сбора

Согласно п. 2 ст. 333.4 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого такого объекта, указанного в п. 4–7 ст. 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Но теперь в силу новой ст. 333.4-1 НК РФ эту сумму можно будет уменьшить на вычет, который предоставляется по следующим основаниям:

  • переработка уловов водных биологических ресурсов и производство из них рыбной и иной продукции, включенной в перечень, утверждаемый Правительством РФ, на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих указанным плательщикам на праве собственности или используемых ими на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) либо договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), или на предприятиях как имущественных комплексах, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и построенных на территории Российской Федерации, принадлежащих обозначенным плательщикам на праве собственности или используемых ими на основании договора финансовой аренды (договора лизинга);

  • рыболовство с использованием новых судов рыбопромыслового флота. При этом новыми судами рыбопромыслового флота признаются оснащенные техническими средствами контроля в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов суда, информация о которых содержится в государственном рыбохозяйственном реестре, которые построены после 01.01.2020 на территории РФ и с даты окончания постройки которых прошло не более пяти лет;

  • прибрежное рыболовство.

К сведению: перечисленные вычеты не применяются градо- и поселкообразующими организациями, а также рыболовецкими артелями (колхозами), если они воспользовались льготой (в размере 15% от установленной ставки), предусмотренной п. 7 ст. 333.3 НК РФ. Данное ограничение применяется только до 31.12.2027 (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 444-ФЗ).

Первый из этих вычетов рассчитывается как произведение объема добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, переработанных плательщиком в истекшем году, ставки сбора за соответствующий объект водных биологических ресурсов и коэффициента 0,85.

При этом значение объема добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, переработанных плательщиком, рассчитывается как произведение объема каждого вида произведенной продукции, включенной в упомянутый перечень, утверждаемый Правительством РФ, и коэффициента норм расхода добытых (выловленных) водных биологических ресурсов на единицу произведенной продукции из определенных их видов.

Обратите внимание: значение объема добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, переработанных плательщиком, не должно превышать значение объема добычи (вылова) отдельного вида водных биологических ресурсов, осуществленной им на основании разрешения (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в истекшем календарном году.

Размер вычета по второму из приведенных оснований рассчитывается как произведение объема водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) с использованием новых судов рыбопромыслового флота в истекшем году, ставки сбора за соответствующий объект водных биологических ресурсов и также коэффициента 0,85.

Обратите внимание: указанный вычет не применяется в отношении суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) с использованием новых судов рыбопромыслового флота, построенных с использованием доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.

По третьему основанию размер вычета рассчитывается как произведение объема водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства в истекшем году, ставки сбора за соответствующий объект водных биологических ресурсов и тоже коэффициента 0,85.

Обратите внимание: согласно дополнению к п. 2 ст. 333.4 НК РФ сумма сбора уменьшается на указанные вычеты, но не более чем на величину, равную 85% суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, исчисленной по этому разрешению (этим разрешениям).

Чтобы получить какой-либо из этих вычетов, плательщик при подаче документов для получения разрешения на очередной год на добычу (вылов) водных биологических ресурсов должен представить уведомление о подтверждении обоснованности применения вычета. Такое уведомление он может использовать однократно в течение двух лет с даты его получения.

Если обоснованность вычета подтверждена, но в текущем году он так и не был использован, то вычет переходит на следующий календарный год и учитывается при уплате сбора в соответствии с выданным разрешением (выданными разрешениями) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 333.5 НК РФ.

В целях подтверждения обоснованности применения вычета плательщик обязан представить в Росрыболовство не ранее 1 февраля и не позднее 1 сентября года, предшествующего году, на который получается разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, заявление о подтверждении обоснованности применения вычета и приложить подтверждающие документы.

Росрыболовство направит плательщику в течение одного месяца с даты получения заявления и подтверждающих документов уведомление о подтверждении обоснованности применения вычета или об отказе в таком подтверждении.

Уведомление об отказе выдается не сразу: плательщику дается десять дней на уточнение своего запроса.

Об уплате сбора

Несколько изменился порядок уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (п. 2 ст. 333.5 НК РФ). Сбор по-прежнему уплачивается в виде разового и регулярных взносов, а также – в определенных случаях – единовременного взноса.

Однако размер разового взноса, который прежде был равен 10%, теперь увеличен до 15%. Уточнено, что он исчисляется как доля суммы сбора, исчисленной с применением ставок сбора, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ. Взнос, как и ранее, уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Оставшаяся часть уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Но определяется эта оставшаяся сумма сбора теперь как разность между суммой сбора, исчисленной уже с применением вычета, установленного ст. 333.4-1 НК РФ, и суммой разового взноса.

Обратите внимание: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщиками, получившими разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона № 444-ФЗ (то есть до 21.12.2022), уплачивается в соответствии с порядком и по ставкам, действовавшим до указанного момента (п. 3 ст. 2 данного закона).