Автор: Новикова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Медицинские отходы, образующиеся в процессе медицинской деятельности учреждений здравоохранения, в большинстве своем оказывают негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, так как в их состав входят химические, токсические и иные вредные вещества и микроорганизмы. В связи с этим возникают резонные вопросы: нужно ли учреждению вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в части таких отходов и распространяются ли на эти отходы требования Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ и от 24.06.1998 № 89-ФЗ? Давайте разбираться…
Об обязанности внесения платы за НВОС
На основании ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС вносится:
-
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
-
за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
-
за размещение отходов.
По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, делятся на четыре категории (I – IV).
Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (документ действует с 01.01.2021). Категория присваивается при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей природопользователю соответствующего свидетельства. Категория, однажды присвоенная объекту, может быть изменена при актуализации информации о нем (Методические рекомендации, приведенные в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287).
Таким образом, если объект подпадает под приведенное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта, оказывающего НВОС, и соответствует одному или нескольким критериям отнесения к объектам I, II, III и IV категорий, он подлежит постановке на государственный учет как объект, оказывающий НВОС (см. Письмо Росприроднадзора от 05.02.2021 № МК-02-02-34/3224).
Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (характерный пример – офис (офисное здание)), освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ.
Обратите внимание: освобождение природопользователя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за НВОС возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Проще говоря, реализовать право на освобождение от платы за НВОС природопользователь сможет, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории. Это следует из Письма Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.
Вместе с тем отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ регулируются:
-
законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
-
законодательством об охране здоровья;
-
иным законодательством, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.
При этом согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами РФ.
Более того, данное требование распространяется и на медицинские отходы, на что прямо указано в п. 3 ст. 49 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Здесь следует добавить, что в качестве плательщиков платы за НВОС при размещении отходов в ст. 16.1 Закону № 7-ФЗ поименованы юридические лица, у которых при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Казалось бы, круг замкнулся, но правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Законом № 89-ФЗ. И формально медицинские отходы не подпадают под действие названного нормативного акта. Однако в Минприроды считают иначе. К разъяснениям ведомства обратимся чуть позже, сначала поясним, какие отходы признаются медицинскими, как они классифицируются и какие требования предъявляются к их обращению.
Классификация медицинских отходов
Медицинскими отходами в силу п. 1 ст. 49 Закона № 323-ФЗ признаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Согласно нормам Закона № 323-ФЗ, а также критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 681, медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания – по классам опасности (А – Д). И, как упоминалось ранее, в силу п. 3 ст. 49 Закона № 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом с 1 марта 2021 года утратил силу СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержден Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, который регулировал вопросы обращения с медицинскими отходами. С этой даты действует другой регламент – СанПиН 2.1.3684-21, утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. В документе уточняется, какие именно отходы соответствуют тому или иному классу опасности.
Классификация отходов |
Перечень отходов, относящихся к классу опасности |
Класс А |
|
Эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам |
Отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, в том числе:
|
Класс Б |
|
Эпидемиологически опасные отходы |
Отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 – 4-й групп патогенности, в том числе:
|
Примечание. Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции способом, который определяется исходя из возможностей медучреждения (п. 174 СанПиН 2.1.3684-21) |
|
Класс В |
|
Чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы |
Отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 – 4-й групп патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, в том числе:
|
Примечание. Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами, которые определяются исходя из возможностей медучреждения. Применение химических методов дезинфекции допускается только для обеззараживания пищевых отходов и выделений больных лиц, а также при организации первичных противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний (п. 183 СанПиН 2.1.3684-21) |
|
Класс Г |
|
Токсикологически опасные отходы |
Отходы, не подлежащие последующему использованию, в том числе:
|
Класс Д |
|
Радиоактивные отходы |
Все виды отходов в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности |
Кроме того, гл. X СанПиН 2.1.3684-21 установлены следующие базовые принципы обращения с медицинскими отходами:
-
обращение отходов класса А осуществляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются настоящим документам к обращению с ТКО (твердые коммунальные отходы) (п. 158);
-
отходы классов Б и В после аппаратного обеззараживания обращаются по правилам обращения отходов класса А (то есть как ТКО) (п. 159);
-
обращение с отходами класса Г и отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 – 2-го классов опасности, после их обеззараживания осуществляется в соответствии с требованиями, установленными данной главой (п. 160, 161);
-
обращение с отходами класса Д осуществляется в требованиями законодательства РФ, регулирующего обращение с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (п. 162).
Обратите внимание: система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы (п. 163 СанПиН 2.1.3684-21):
1) сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
2) перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
3) обеззараживание (обезвреживание) отходов;
4) транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
5) размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Порядок действий медучреждений на каждом из этих этапов приведен в п. 164 – 211 СанПиН 2.1.3684-21.
Медицинские отходы и Закон № 89-ФЗ
В положениях п. 164 – 211 СанПиН 2.1.3684-21 нет ни одной отсылки к нормам Закона № 89-ФЗ, в отличие от положений, определяющих правила обращения отходов производства (например, в п. 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Более того, четкая грань между отходами производства, обращение с которыми регулируется Законом № 89-ФЗ, и медицинскими отходами проведена в п. 244 СанПиН 2.1.3684-21: такие отходы являются самостоятельными (обособленными) субстанциями. В то же время в данном пункте названо условие для признания указанных отходов тождественными по отношению друг к другу (в п. 244 СанПиН 2.1.3684-21 сказано, что на полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III – IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания).
К сведению: медицинские отходы имеют иную классификацию. Так, согласно ст. 4.1 Законом № 89-ФЗ в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Кроме того, ст. 1 Закона № 89-ФЗ определено, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. При этом под размещением отходов понимаются их:
-
хранение, то есть складирование в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
-
захоронение, то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Также следует обратить внимание на п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ, где прямо сказано, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.
Таким образом, в настоящее время формально нормы Закона № 89-ФЗ не применяются к отношениям в области обращения медицинских отходов. Этот факт признает и Минприроды. В частности, в Письме от 25.01.2019 № 12-29/1645 чиновники указали, что поскольку медицинские отходы согласно п. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то нормы Закона № 89-ФЗ в области обращения с отходами на такие отходы не распространяются.
Но данное утверждение справедливо лишь до тех пор, пока медицинские отходы не обеззаражены или не обезврежены (речь идет об отходах класса Б и В). А подобные действия в отношении медицинских отходов как раз и вменены в обязанность медучреждениям действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере санитарного благополучия.
Если медицинские отходы обеззаражены
Как следует из вышесказанного, ситуация с применением норм Закона № 89-ФЗ в отношении медицинских отходов полностью меняется после того, как они были обеззаражены или обезврежены. Приведем несколько аргументов.
1. Согласно п. 244 СанПиН 2.1.3684-21 подверженные обязательному обеззараживанию (обезвреживанию) медицинские отходы классов А, Б и В признаются тождественными в смысле Закона № 89-ФЗ.
2. В Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, входит группа 7 47 800 00 00 0 «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов».
3. В Письме Росприроднадзора от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588 разъясняется, что формально действие Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы. Ни Законом № 89-ФЗ, ни СанПиН 2.1.7.2790-10 требования по получению лицензий на деятельность по обращению с медицинскими отходами, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, представлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены (нет таких требований и в действующем с 1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21).
Вместе с тем согласно определению, приведенному в ГОСТ 30772-2001, введен Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением из Закона № 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду считаются обезвреживанием.
С учетом того, что иных способов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В, кроме обеззараживания физическими методами и последующего видоизменения, законодательством не предусмотрено, отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом № 89-ФЗ.
Также в Письме Росприроднадзора № АА-10-04-32/26588 отмечается, что осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов:
-
с проектной мощностью 10 т в сутки и более – отнесено к объектам I категории;
-
с проектной мощностью менее 10 т в сутки – отнесено к объектам II категории.
Это установлено как утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (на которое ссылаются чиновники в Письме Росприроднадзора № АА-10-04-32/26588), так и действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
В итоге Минприроды пришло к выводу, что все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), а также биологических отходов, обезвреженных соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), регулируются нормами Закона № 89-ФЗ. Этот вывод, по мнению автора, не утратил своей актуальности.
Аналогичный вывод сделан и в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 № 09АП-54129/2019 по делу № А40-252156/2018: все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), обезвреженные (или обеззараженные) соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), подпадают под сферу регулирования Закона № 89-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что в отношении медицинских отходов, обеззараженных (обезвреженных) надлежащим образом (это касается отходов класса Б и В), размещенных на соответствующем полигоне, медицинское учреждение должно рассчитывать и уплачивать плату за НВОС. Хотя еще раз подчеркнем: прямо такая обязанность законом не установлена.