Журнал "Двойная запись"; Журнал "Двойная запись"  
Александр Артемов, эксперт журнала

С введением нового Таможенного кодекса жизнь тех, кто занимается ВЭД, похоже, не улучшилась. И дело здесь не только в неизбежных переходных проблемах, но и в том, что ГТК России устанавливает завышенные требования к предприятиям. Да и сам кодекс несовершенен.

Планировалось, что кодекс будет законом прямого действия, то есть к нему не потребуется множество разъяснений. Но уже сейчас опубликовано свыше 60 документов ГТК России и ряд постановлений правительства. Вопрос: а если кодекс будет им противоречить, то что станут выполнять таможенники?

У высокопоставленных сотрудников ГТК России вопрос вызывает недоумение. Конечно, кодекс! Какие могут быть сомнения?!

Юрий Азаров заместитель председателя ГТК России:

- Я то же самое говорю и нашим таможенникам: когда к вам будут приходить представители бизнеса, они прежде всего будут ссылаться на новый кодекс. А не на то, что ты придумал.

К примеру, участники ВЭД могут сослаться на пункт 4 статьи 355 ТК РФ. По нормам, вошедшим в вышеуказанный пункт, таможенники обязаны возвращать переплаченные налоги и пошлины в течение месяца с того дня, когда плательщики подали соответствующее заявление. Если же этот срок нарушен, то государство обязано еще и дополнительные проценты отдать (они определяются по ставке рефинансирования). Однако порядок возврата процентов, прописанный в кодексе, не понравился первому заместителю председателя ГТК России Леониду Лобзенко, и он подписал письмо ГТК России от 24 декабря 2003 г. № 01-06/50129, в котором сказано, что таможня сама дополнительные платежи никому не вернет. То, что господин Лобзенко нарушил кодекс, полагаем, его не беспокоит. Ведь он сам говорил, что принятие нового Таможенного кодекса и ряд других мер «дадут нам возможность к 2008 году создать практически одну из лучших таможенных администраций на земле»1. А до 2008 года надо малость потерпеть и жить с той «таможенной администрацией», какая досталась.

Российская почва не самая благодатная

Тем же, кто не хочет ждать таможенного рая к 2008 году, остается только судиться. Правда, некоторые считают, что судиться в российских реалиях опасно.

Алексей Зернов эксперт Калининградского регионального научного общества:

- После обращения в суд таможня может не дать вам работать, даже если вы создадите новую фирму под другим названием. Все равно ревизорам будет известно, кто ее хозяин, поскольку «народный» телеграф в российской таможенной системе покруче, чем в любой зоне ГУЛАГа. У вас будут проблемы, даже если вы прекратите заниматься ВЭД. Пункт 3 статьи 376 кодекса позволяет таможенникам проверить любой магазин или палатку, где есть хоть какой-то импортный товар2.

С другой стороны, идти на поводу у чиновников зачастую бывает еще хуже.

Константин Егоров адвокат «Ассоциации по защите прав и законных интересов экспортеров»:

- Суд нужен не только для того, чтобы бороться с нарушениями, уже допущенными таможней, но и для того, чтобы в дальнейшем с вами считались. Чиновники обычно стараются соблюдать закон, если знают, что организация обратится в суд. Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с того дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если срок пропущен, то суд рассмотрит дело только если задержка произошла по уважительным причинам.

На эти причины лучше не рассчитывать, сроки стоит соблюдать. К примеру, подав заявление о возврате денег, заранее отсчитайте четыре месяца. Один месяц отведен таможенникам для возврата денег. Три - вам, чтобы обратиться в суд, если чиновники нарушат кодекс.

Константин Егоров:

- Если таможня добровольно не возвращает деньги, то дополнительные проценты придется считать несколько раз. Первоначальная сумма определяется, когда подается исковое заявление в суд. Потом она уточняется на день судебных слушаний, то есть увеличивается на те проценты, что были начислены за то время, пока дело рассматривал суд. Это предусмотрено в статье 49 АПК РФ. Кроме того, надо учесть, что со дня, когда суд выносит свое решение, до дня, когда пристав взыщет деньги, обычно проходит три-четыре месяца. Поэтому, когда основной долг таможни будет погашен, придется еще раз уточнять сумму. То есть надо будет рассчитать общую величину процентов за все время просрочки и вычесть из нее ту, что вам заплатили. На остаток составляется дополнительное заявление и подается в арбитражный суд первой инстанции. Так сказано в статье 183 АПК РФ, там же добавлено, что суд не более чем через десять дней принимает определение по этому требованию.

Кто не рискует, тот не работает

Благодаря таможенникам, получить свои кровные не так просто. Например, приказ ГТК России от 31 января 2003 г. № 80, которым была утверждена инструкция по проверке таможенной декларации, где ясно и понятно расписывался порядок проверки, отменили. В поисках совершенства таможенники издали новую инструкцию (утверждена приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. № 1356) - в три раза толще предыдущего идеала. «Ясно и понятно» из нее лишь то, что растаможить груз стало сложнее. Причем рядовым таможенникам тоже можно только посочувствовать. Помимо проверки они обязаны заносить информацию о декларации в электронный журнал, а кроме того, в особом порядке проводить «оформление рисков». Учитывая, что ГТК России не прислал во многие таможни нужных программ, сделать это будет затруднительно. Правда, кое-где программы есть, но работают они очень медленно, как сообщили нам участники ВЭД на условиях анонимности. Что же касается «оформления рисков», то это, как сказал один из импортеров, «отдельная песня. Долгая и печальная». Дело в том, что риск по статье 358 ТК РФ - «вероятность несоблюдения таможенного законодательства». Формулировка весьма расплывчатая.

Алексей Зернов:

- К «рискованным» ГТК России относит многие распространенные ситуации и операции с рядом ходовых товаров. Причина таких действий проста - ищут повод, чтобы всегда можно было придраться к любому импортеру. Отмечу, что кроме факторов риска существует еще и перечень товаров групп риска и прикрытия. Он утвержден письмом ГТК России от 30 октября 2003 г. № 01-06/42822 и включает в себя 190 пунктов. И если хоть один из товаров, заявленных в вашей декларации, попал в этот список, то вы автоматически становитесь подозреваемым.

На пристальный контроль нам жаловались и те, кто ввозит товары, облагаемые низкими пошлинами или НДС по ставке 10 процентов. Причем претензии вызывают не столько проверки, сколько их организация по новой инструкции. Обнаружив риск, таможенник должен внести особую отметку в журнал регистрации деклараций, составить «Направление для принятия решения...» о дополнительном контроле, передать его специалисту из отдела, координирующего проверки. Там опять-таки регистрируют бумаги, решают, какие проверки нужны, и назначают контролеров из так называемых функциональных отделов, отвечающих за отдельные участки. Те начинают проверять, но могут очень быстро закончить свою работу, поскольку им потребуются какие-то документы от участника ВЭД. Тогда «функциональщики» пишут тому таможеннику, что принял декларации, сообщая, что им не хватает документов. Тот в свою очередь оформляет требование и передает его участнику ВЭД... В итоге в трехдневный срок, отведенный для «растаможки» (ст. 152 ТК РФ), укладываются далеко не все. Поэтому таможенники в ряде регионов принимают лишь часть деклараций (по предварительной записи) - так, как это сделали во Владивостоке. Там плательщикам приходится организовывать очередь и писать таможенникам заявления о том, что импортер добровольно просит продлить срок подачи декларации. Добровольность, конечно, мнимая, но, как нам сказали: «Заявления пишем. Куда деваться - без очереди все равно не пролезешь! А штраф за просрочку платить неохота». Причем незаконность работы таможни все сознают, ведь по статье 132 ТК РФ она обязана принять декларацию в день получения. Из этого правила есть исключения, но опоздания ревизоров к ним не относятся.

Справедливости ради скажем, что подобная ситуация сложилась не везде. К примеру, главный бухгалтер одного из столичных предприятий Иван Вепрев не считает, что с введением нового кодекса положение значительно ухудшилось. Правда, оно и не улучшилось, многие вопросы остались нерешенными.

Оцени себя сам

Одна из таких проблем - определение таможенной стоимости товаров. Она рассчитывается несколькими способами, но основной - исходя из всех затрат импортера. Исчисляет эту стоимость обычно сам участник ВЭД, но если таможенники в ней усомнятся, то они вправе ее пересчитать, что записано в статье 323 ТК РФ. По мнению западных экспертов, она «создает впечатление, что должностное лицо сравнительно легко и часто может потребовать дополнительные доказательства».

В Положении о контроле таможенной стоимости товаров... (утверждено приказом ГТК России от 5 декабря 2003 г. № 1399) установлено, что стоимость могут тщательно проверить, если таможенник считает, что плательщик не сдал все нужные документы. Но закрытый перечень таких документов нигде не приведен. Особый контроль будет проведен и у тех, кого заподозрят в нарушении. Как определяется круг подозреваемых, тоже четко не установлено. Зато определен вопросник из 50 пунктов и множества подпунктов, где декларант обязан дать однозначные ответы («да» или «нет») на порой весьма странные вопросы. Таможенники просят объяснить, почему вы выбрали именно этого продавца, сохранилась ли у вас с ним переписка, какую прибыль вы планируете получить от сделки... Также им нужно представить материалы исследований рынка, если они проводились. Может быть, эти сведения и помогут проверить таможенную стоимость, но они пригодятся и вашим конкурентам. Если же не передавать таможенникам эти сведения, то они не только стоимость товаров увеличат, но и в ряде случаев могут оштрафовать. Ведь за внесение в декларацию недостоверных сведений, влияющих на сумму таможенных платежей, предусмотрен штраф в размере от 1/2 до двукратной стоимости товаров (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ). Кроме того, и товары могут конфисковать.

Алексей Зернов:

- Санкции, предусмотренные в КоАП РФ, таможня применяет редко. Если она оштрафует участника ВЭД на значительную сумму, он может обратиться в суд, а таможенникам это невыгодно. Ведь тогда им придется отстаивать свою точку зрения. Поэтому обычно применяется другой метод. Декларанту неофициально говорят, что, судя по его документам, стоимость занижена и ее надо исправить. Также плательщику сообщают, что сведения он сможет уточнить, когда соберет доказательства своей правоты. Потом участник ВЭД пишет заявление, по которому он сам просит отозвать свою прежнюю декларацию (по ст. 134 ТК РФ) или скорректировать указанную в ней информацию (по ст. 133 ТК РФ). Ну а после таможенники рассчитывают дополнительные платежи и, что самое главное, начинают использовать повышенную стоимость при дальнейших расчетах. Оспорить их решение будет очень сложно, ведь они отталкиваются от цен, которые вы сами заявили.

То, что изменение стоимости возможно, не только следует из ТК РФ, но и определено приказом ГТК России от 26 декабря 2003 г. № 1546. К нему прилагаются бланки формы корректировки таможенной стоимости и Положение по их заполнению. Суммы, показанные участником ВЭД в этих документах, действительно можно потом изменить. Для этого надо заявить, что при декларировании у вас не было всей необходимой информации либо из-за «технических и (или) методологических ошибок» стоимость была завышена (п. 9 Положения). Но доказывать свою правоту нужно в суде. Хотя он не раз поддерживал плательщиков3, многие предпочитают избегать споров.

Иван Вепрев:

- Мы стараемся обходиться без конфликтов. Таможенники, как правило, сверяют цены со среднерыночными или внесенными в их справочники. Обычно ориентировочные цены нам известны, а практика показала, что, пока отклонения от них не превышают примерно 20 процентов, проблем обычно не возникает. А больше мы стараемся не допускать. Разговор о недостатках ТК РФ и документов ГТК России можно продолжать. Но стоит ли? Похоже, что основа таможенного законодательства не новый кодекс, а старое правило: договорись с таможней.


1 «Светлое будущее» Леонид Лобзенко пообещал депутатам, убеждая их принять кодекс (выступление от 15 апреля 2003 г.).

2 О такой проверке можно прочитать в статье «Платишь взятку - значит, виноват» в ДЗ № 1, 2004.

3 Постановления ФАС СЗО от 8 августа 2003 г. № А13-870/03-07, ФАС УО от 20 ноября 2003 г. № Ф09-3918/03-АК, ФАС ДВО от 15 мая 2002 г. № Ф03-А51/02-2/759 и др.

Благодарим за помощь в подготовке статьи юриста ООО «Агротэк» Артема Гальченко.

Опубликовано в журнале «Двойная запись» №2, 2004
 
Отдел подписки журнала "Двойная запись": (095) 785-01-13
E-mail: dz@glavbukh.ru