Анна Мишина

Журнал "Расчет" № 12/2008

Казалось бы, словосочетание «предварительное решение» звучит неубедительно. В то же время, когда такое предписание выдает компании представитель таможенной службы, оно приобретает правовой вес. Ведь в дальнейшем при подготовке новой поставки товара фирма может ориентироваться на данный документ и не бояться, что ошибется в классификационных кодах груза. Однако этот механизм таит в себе ряд неприятных сюрпризов для налогоплательщика.

Подготовиться заблаговременно

Для того, чтобы правильно ввезти купленный товар, в декларации необходимо указать ряд сведений о нем, список которых определен законом. Сюда относится, в частности, наименование, описание, классификационный код согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД). Об этом сказано в п. 1-3 ст. 40 ТК РФ. Однако не на всех предприятиях есть специалисты, способные быстро и безошибочно определить классификационный код ввозимой продукции, а также страну ее происхождения.

Поэтому в данном случае проще и надежнее будет обратиться со специальным запросом к самим таможенникам, чтобы последние вынесли так называемое предварительное решение. Оно позволяет еще до ввоза продукции и ее таможенного оформления выяснить позицию представителей таможни по поводу отнесения товара к той или иной позиции или подпозиции товарной номенклатуры, а также по поводу страны его происхождения. Это существенно упрощает и ускоряет проведение в дальнейшем процедур таможенного оформления и контроля. Ведь чиновники в данном случае могут ограничиться простым сопоставлением сведений, содержащихся в предварительном решении (которое, кстати, является для них обязательным), с представленным для таможенного оформления товаром.

Обратный ход

Раньше срок действия предварительного решения ограничивался одним годом, который начинал отсчитываться с момента получения такого решения фирмой или со времени его представления таможенникам при оформлении товаров. Однако в настоящее время законодатели решили продлить указанный срок до пяти лет, а также изменить «точку отсчета»: теперь чиновники обязаны считаться с предварительным решением начиная с момента его вынесения.

Итак, согласно законодательству, предварительное решение действительно в течение пяти лет с даты его принятия (ст. 43 Таможенного кодекса Российской Федерации). Впрочем, иногда оно может «закончиться» гораздо раньше — например, если выяснится, что при его принятии таможенники основывались на подложных документах.

Также предварительное решение о классификации товара может быть изменено, если оно имеет расхождения с обычным решением о классификации отдельных товаров. Момент вступления в силу такого изменяющего решения указывается прямо в его тексте (но не раньше, чем через три месяца со дня его принятия).

При определенном стечении обстоятельств таможенники вправе даже отозвать свой предварительный документ. Обратите внимание, что закон содержит исчерпывающий перечень таких причин. Итак, усомниться в классификации той или иной продукции чиновники могут при законодательном изменении той позиции Товарной номенклатуры, к которой был отнесен товар. Это правило относится к любым изменениям в правила — в том числе и тем, инициаторами которых являются международные организации, например, ВТО.

Возможен и отзыв предварительного решения в связи с той частью правил, которая касается страны происхождения товара. Это может произойти в случае изменения соответствующих российских законов или международных договоров.

Все решения об отзывах должны быть приняты не позднее трех дней после опубликования вышеперечисленных актов и вступают в силу одновременно с ними.

Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов (ст. 43 ТК РФ).

Порядок прошения

Таможенники вправе сами определить форму и порядок принятия предварительного решения. А вот правила составления запроса, порядок истребования дополнительной информации и основания для отказа регламентированы достаточно подробно. Для того, чтобы получить предварительное решение, фирма-импортер направляет в соответствующий таможенный орган запрос, составленный в письменной форме. К нему должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы.

«Обратите внимание, — замечает Елена Закрепицкая, начальник таможенного отдела компании, занимающейся закупкой за рубежом автомобилей и запчастей, — что при оформлении заявки на принятие таможенниками предварительного решения при подробном описании товара необходимо будет указать следующее: полное коммерческое и фирменное наименование вашего предприятия, а также основные технические и коммерческие характеристики перевозимого через границу товара. К таковым относятся назначение продукции, стандарт, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого она изготовлена. Кроме того, необходимо будет указать выполняемые товаром функции.

К поданному запросу необходимо приложить пробы и образцы продукции, а также (при их наличии) протоколы испытаний, акты экспертизы, справки или свидетельства экспертных организаций, технические описания, рекламные проспекты или другие документы, которые содержат сведения о признаках товаров, позволяющие однозначно классифицировать представленные ценности».

Если представленные заявителем в запросе о принятии предварительного решения сведения недостаточны, таможенный орган в течение 30 дней со дня получения такого запроса уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации и устанавливает срок для этого. Если данное требование не будет выполнено, запрос отклоняется (абз. 1 п. 2 ст. 42 ТК РФ).

Основания и доказательства

Антон Скворцов, юрист компании «Гарант», отмечает, что в ходе судебного разбирательства госорган обязан доказать факт введения таможенников в заблуждение или подлога документов, которые были предоставлены импортером (декларантом, собственником товара, покупателем товара) и содержат необходимую и достаточную информацию для принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД или о стране происхождения (часть четвертая ст. 210 АПК РФ — в случае попытки привлечения импортера к административной ответственности; часть первая ст. 65 АПК РФ — при обжаловании принятого таможенным органом решения о прекращении, изменении предварительного решения). В противном случае можно с уверенностью утверждать, что импортер выиграет суд.

Как правило, трудности у заявителя возникают уже на стадии получения предварительного решения из-за несоблюдения формы заявлений, невозможности срочного исполнения отдельных требований таможенного органа о представлении дополнительной информации в порядке, установленном п. 2 ст. 42 ТК РФ и Административными регламентами о принятии предварительных решений, касающихся классификации по ТН ВЭД и установления страны происхождения товара (утверждены приказами ФТС от 1 августа 2008 г. № 951 и от 23 июля 2008 г. № 906 соответственно).