Е. Шатина, С. Козменкова

журнал "Учет в сельском хозяйстве" № 3/2008

Применение спецрежима в виде уплаты единого сельхозналога часто вызывает у бухгалтеров вопросы. Наш материал даст ответы на многие из них, поможет наладить учет в организации и оптимизировать труд работников бухгалтерии.

Определяемся с порядком учета

Начнем с того, что организации, перешедшие на специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН, должны вести полноценный бухгалтерский учет. Что касается учета показателей для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, то его они обязаны вести на основании данных бухгалтерского учета.

Однако в отличие от бухучета, где все правила регламентированы, для налогового учета никаких специальных книг и жестких стандартов не установлено. Поэтому сельхозорганизации имеют право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета.

Формируем систему учета

При формировании системы налогового учета (на основании бухгалтерского учета) необходимо разработать такую методологическую и организационную основу, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими затратами времени и средств, вести оба вида учета.

Инструментом сближения учетов послужат учетная политика, рациональный документооборот, выбор регистров налогового учета, применение бухгалтерских счетов третьего порядка.

В этой работе целесообразно:

– определить объекты учета, по которым правила бухучета совпадают с налоговыми или отличаются незначительно;
– разработать порядок использования данных бухучета для целей налогового учета (ввести дополнительные субсчета);
– выделить те объекты учета, по которым правила учета различны, и разработать формы регистров налогового учета;
– разработать формы бухгалтерских справок, необходимые для расчета единого сельхозналога;
– организовать обособленный учет доходов и расходов, связанных с реализацией (выбытием) основных средств и НМА.

Группировку доходов и расходов в бухучете можно обеспечить с применением субсчетов и аналитических счетов. Их данные позволят исключить из расчета налоговой базы доходы и расходы, которые не признают при налогообложении.

Основным первичным документом налогового учета будет бухгалтерская справка, составленная на основании первичных бухгалтерских документов. В ней указывают реквизиты, позволяющие (при необходимости) обратиться к первоисточнику. Организацию учета расчетов по единому сельскохозяйственному налогу можно представить в виде схемы. Она приведена в приложении 1.

Составляем бухгалтерские справки

Данные бухгалтерских справок, оформляемых на каждом участке учета, могут быть использованы для составления практически любого налогового расчета. Рассмотрим на примере порядок учета доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН.

ПРИМЕР 1

Фирма ООО «Заря» перешла на уплату ЕСХН. Она выращивает крупный рогатый скот мясного направления. Допустим, 14 мая 2008 года по накладной № 23 был реализован бычок на сумму 10 000 руб. По договору покупатель обязан был внести эту сумму в течение десяти календарных дней после отгрузки. Однако на счет фирмы «Заря» поступила частичная оплата в сумме 8000 руб.

Для того чтобы было легче проконтролировать поступление доходов от реализации, а также сумму дебиторской задолженности за покупателем, бухгалтер заполнил справку о доходах от реализации сельхозпродукции, принимаемых для расчета ЕСХН (бухгалтерская справка № 1 приведена в приложении 2).

В справке бухгалтер указал реквизиты первичных бухгалтерских документов, на основании которых в бухучете начислена выручка от реализации продукции. Одновременно в ней зарегистрирована и фактическая оплата продукции покупателем. Это связано с тем, что при исчислении налоговой базы по ЕСХН применяется кассовый метод учета доходов и расходов.

В графе «Отклонение» определяется разница между бухучетом доходов и суммой, учитываемой для расчета ЕСХН.

Рассмотрим другую ситуацию.

ПРИМЕР 2

Фирма «Заря» по накладной № 33 от 23 мая 2008 года продала принадлежащий ей трактор за 100 000 руб., а 27 мая 2008 года по накладной № 25 были реализованы покупные товары на сумму 50 000 руб. По данным операциям покупатели расплатились в полном объеме.

На эти операции по учету доходов от реализации прочего имущества бухгалтер заполнил справку (бухгалтерская справка № 2 приведена в приложении 2).

По правилам пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ при реализации основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу, уплатить дополнительную сумму налога и пени. При реализации основного средства со сроком полезного использования свыше 15 лет пересчет делают, если прошло менее 10 лет. В примере данный пересчет не показан.

Формируем сводный налоговый регистр

На основании бухгалтерских справок, данных по счетам учета реализации (счета 90 и 91), а также счетов учета денежных средств, расчетов и т. п. формируется сводный налоговый регистр по учету доходов от реализации, принимаемых для расчета ЕСХН. Его форма показана в приложении 3.

В данном регистре выделяют доходы в соответствии со спецификой производства в разрезе выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки и прочих доходов. Кроме того, в регистре налогового учета целесообразно показать доходы по источникам поступления.

Так, к внереализационным доходам могут относиться, например, доходы от долевого участия в других организациях, от безвозмездно полученного имущества, в виде списанной кредиторской задолженности...

По такому же принципу можно построить и учет расходов. К учетной политике необходимо приложить формы бухгалтерских справок-расчетов, которые будут применять в учете.

В заключение отметим, что предложенный вариант системы учета расчетов по ЕСХН носит рекомендательный характер. С его помощью можно анализировать данные, используемые в бухгалтерских записях, что повысит сопоставимость бухгалтерской и налоговой информации.