ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учет кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации».

При осуществлении расчетов наличными деньгами организации должны иметь контрольно-кассовую технику и вести кассовую книгу по установленной форме.

Однако данный Порядок ведения кассовых операций (в том числе ведения кассовой книги), установлен для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, ведение кассовой книги не предусмотрено. Это изложено в письме МНС России от 15 сентября 2004 года №33-0-11/581.

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 4 марта 2005 года №22-3-13/293 не имеется правовых оснований для освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД, от применения контрольно-кассовой техники (в том числе контрольно-кассовых машин).

При осуществлении расчетов наличными деньгами, а также расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон №54-ФЗ) должны применять контрольно-кассовую технику (далее ККТ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. То есть возможность неприменения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением. При наличных денежных расчетах с юридическими лицами применение ККТ обязательно.

Пунктом 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности.

В связи с тем, что до настоящего времени Правительство Российской Федерации не приняло соответствующих нормативных правовых актов, при наличных расчетах с населением индивидуальные предприниматели применяют формы документов строгой отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года №745. Пользоваться ими разрешено в письме Минфина России от 13 октября 2004 года №07-05-24/22:

«до выхода соответствующих актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом действуют утвержденные (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745) Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и тому подобные), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств».

У организации существует обязанность сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов наличных денег в кассе, которые устанавливаются банками, в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Хранение наличных денег сверх лимитов в кассе возможно только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не более трех рабочих дней.

Для оформления кассовых операций используются типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Минфином России.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, предназначенные для юридических лиц всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

№КО-1 «Приходный кассовый ордер»,

№КО-2 «Расходный кассовый ордер»,

№КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»,

№КО-4 «Кассовая книга»,

№КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с главой 26.3 НК РФ, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности (пункт 6 статьи 346.26 НК РФ).

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом Законом №101-ФЗ установлено, что:

«учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке».

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, распределяют осуществленные ими в процессе предпринимательской деятельности общехозяйственные, общепроизводственные расходы, а также расходы на оплату труда пропорционально доле доходов, полученных от каждого вида осуществляемой ими деятельности в общем объеме доходов, полученных от всех видов деятельности.

В этих целях данные налогоплательщики также обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому ими виду предпринимательской деятельности. В Письме от 4 сентября 2003 года №22-2-16/1962-АС207 МНС России уточнило порядок организации раздельного учета при осуществлении розничной торговли. При невозможности непосредственно отнести тот или иной объект учета к конкретному виду деятельности в конце отчетного периода необходимо произвести распределение соответствующих сумм между видами деятельности. Согласно Письму от 4 сентября 2003 года №22-2-16/1962-АС207, распределению подлежат:

- общехозяйственные, общепроизводственные расходы (общие расходы, связанные с производством и реализацией, и общие внереализационные расходы);

- расходы на оплату труда;

- расходы, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением страховых взносов в виде фиксированных платежей).

Абзацами десятым - одиннадцатым пункта 8 статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ от 21 июля 2005 года, с 1 января 2006 года статья 346.18 НК РФ дополнена пунктом 8, в соответствии с которым налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые ЕНВД, и виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом при УСН, ведут раздельный учет доходов и расходов. При этом указано, что в случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, понесенные ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Отметим, что Минфин Российской Федерации ранее давал разъяснения о порядке распределения общехозяйственных расходов при одновременном применении организациями общего режима налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД. Так как, при применении системы налогообложения в виде единого налога, налог рассчитывается исходя из величины вмененного дохода, величина расходов для целей налогообложения не имеет значения. Распределение расходов необходимо для исчисления налога на прибыль организации, который исчисляется согласно главе 25 НК РФ (а в нашем случае для налога при УСН). Согласно пункту 9 статьи 274 НК РФ расходы организаций, перешедших на уплату единого налога, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от данного вида деятельности в общем доходе организации по всем видам предпринимательской деятельности. Минфин Российской Федерации в письме обращает внимание на то, что расходы распределяются между видами деятельности по отчетным периодам, нарастающим итогом с начала года (письмо Минфина РФ от 28 апреля 2004 года №04-03-1/59 «О распределении общехозяйственных расходов»). Почему с начала года и именно нарастающим итогом? Потому что, несмотря на то, что при ЕНВД налоговый период квартал, а доходы, полученные при применении одновременно двух специальных налоговых режимов можно считать с начала их одновременного применения (например, с 1 января 2004 года нарастающим итогом), но это подсказывает логика специалиста, а не автора закона. Кроме того, нам надо распределять расходы, именно для целей расчета по итогам налогового периода, а доли доходов вернее будет определять за сопоставимый период.

В данном пункте существует еще одно неустранимое противоречие – неизвестно, пропорционально каким доходам определяются доли – доходам по отгрузке, либо по оплате, с учетом освобождаемых доходов, либо без их учета. Но наличие статьи 346.15 НК РФ, дает нам четкий термин, что означают доходы (в них, например не входят доходы, указанные в статье 346.15 НК РФ) при УСН. Что подразумевается под доходами, облагаемыми ЕНВД, четко указано в главе 26.3 НК РФ. В итоге мы понимаем, что значит слово доходы. В соответствии с пунктом первым статьи 346.17 НК РФ, в целях всей главы по УСН, в том числе и пункта 8 статьи 346.18 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Соответственно кассовый метод распространяется для определения доли как доходов по УСН, так и доходов по ЕНВД.

В итоге, при одновременном применении УСН и ЕНВД, для определения пропорции мы применим кассовый метод, только к облагаемым УСН доходам, нарастающим итогом по отчетным (налоговом) периодам, и, получим пропорцию доли доходов.

Более подробно с вопросами, касающимися применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Единый налог на вмененный доход».