«Спутник Главбуха» (Москва и Московская область) № 6/2008

Привязка суммы ЕНВД к площади торгового места с 1 января 2008 года привела к существенному увеличению налоговых платежей у тех компаний, которые занимаются розницей, не имея зала обслуживания посетителей. Но есть четыре способа снизить размер ЕНВД. И хотя все способы связаны со сложностями, они оправданны, когда речь идет о многократном росте налоговой базы.

Подход инспекторов к торговым местам

Сразу уточним, что существенно вырос ЕНВД с этого года у тех налогоплательщиков, которые занимаются розницей, расставляя товары на открытых уличных территориях большой площади. Например, у фирм, которые торгуют садовыми растениями или стройматериалами. В этом случае продавец, не имея специально оборудованного зала, выставляет товары на земельном участке. А покупатели, выбрав понравившийся товар, самостоятельно приносят его продавцу и производят оплату. Если до 1 января 2008 года со всей площади такого торгового места компании платили фиксированную сумму ЕНВД - 1350 руб. (9000 руб. x 15%), то теперь с каждого квадратного метра участка, на котором выставлен товар, инспекторы потребуют заплатить 270 руб. (1800 руб. x 15%). Несложно сосчитать, что многим компаниям теперь приходится платить в бюджет гораздо больше налога на вмененный доход.

Комментирует Галина Жемерикина, начальник МРИ ФНС России № 4 по Московской области:

- Открытая уличная площадка относится к объектам нестационарной торговой сети. Поэтому физическим показателем по ЕНВД при розничных продажах на открытом воздухе является торговое место. То есть вся площадь, на которой выставляется товар. И если площадь такого торгового места превышает 5 кв. метров, базовая доходность составит 1800 руб. в расчете на 1 кв. метр в месяц. Поскольку в прошлом году базовая доходность в таких случаях составляла 9000 руб. независимо от площади, сумма ЕНВД у многих компаний, которые занимаются продажами через нестационарные торговые сети, изменилась.

Способ первый: сделать уличную площадку складом

Суть первого способа по уменьшению ЕНВД состоит в том, что продавец сокращает площадь торгового места, отведя его часть под склад на улице. Согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, торговое место - это площадь, на которой заключаются договоры розничной купли-продажи. В связи с этим компания может организовать продажи таким образом, чтобы сами сделки заключались не на всей площади, где расставлены товары, а только на небольшом отдельном, специально оборудованном кассовым аппаратом участке. Например, можно отгородить место, где непосредственно находится продавец и установлена ККТ, а при входе на другую часть площади поставить указатель: склад товаров. При этом принцип работы фирмы не изменится: у покупателей останется возможность обходить территорию и выбирать товары. То есть покупатели имеют доступ на склад. Именно по такому принципу организована работа известной торговой сети Ikea. Покупатели самостоятельно берут товары на складе, а затем расплачиваются в отдельном зале, где установлены кассовые аппараты. При таком способе фирма будет платить ЕНВД только с того участка, где установлена ККТ и находится продавец.

Способ второй: заключить договор простого товарищества

Если уплата ЕНВД не выгодна компании, то можно попробовать слететь с «вмененки» и перейти на другой режим налогообложения. Как это сделать? Один из способов - войти в состав простого товарищества. Розничная торговля, которая ведется на основании такого договора, не подпадает под «вмененку». На это прямо указывает пункт 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Способ третий: торговлю сделать производством

Если ваша компания, прежде чем продавать товары, принимает участие в их доработке (например, выращивает саженцы, покрывает лаком стройматериалы и т. д.), то можно попытаться переквалифицировать торговую деятельность организации в производственную. А производство, как известно, под «вмененку» не подпадает. Чтобы применить такой способ минимизации, необходимо оформить внутренние документы, подтверждающие, что покупаются не товары, готовые для перепродажи, а полуфабрикат, требующий доработки.

Способ четвертый: переквалифицировать деятельность под торговлю по каталогам

Продажи по образцам и каталогам вне стационарной сети под «вмененку» не подпадают. Поскольку глава 26.3 кодекса четко не определяет, что относится к такому виду торговли, компания может подвести свой вид деятельности под продажи по каталогам и образцам. Как это сделать, подсказывает письмо Минфина России от 28 января 2008 г. № 03-11-04/3/23. По мнению финансового ведомства, под «вмененку» не подпадает такой вид торговли, при котором покупатель выбирает товар по каталогам, а затем о своем решении сообщает менеджерам компании. Затем представитель фирмы доставляет товар или приносит его в офис, где и происходит заключение договора. Если фирма решила «подогнать» свою деятельность под торговлю по каталогам и образцам, то покупатели не должны иметь доступа к товарам на складе.

Какой способ минимизации ЕНВД самый оптимальный?

Комментирует Никита Русяев, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

- Вариант, при котором предлагается торговлю сделать производством, я считаю самым хорошим. Но безусловно, он требует внесения корректировок в работу компании. А так, мне кажется, еще могут быть реализованы два других варианта - с простым товариществом и торговлей по каталогам. Правда, здесь рисков больше. Если налоговики заподозрят, что договор простого товарищества фиктивный, доказать обратное будет проблематично. Способ с каталогами в принципе реален, но есть один риск. В письме Минфина России № 03-11-04/3/23 говорится о ситуации, когда сами каталоги и склад находятся в разных местах.

Комментирует Владимир Юрасов, юрист компании «Частное право»:

- Я считаю, что самый оптимальный вариант - последний, при котором деятельность организуется по принципу торговли по каталогам. Конечно, назвать этот вариант стопроцентно нерискованным нельзя, но при любой минимизации налогов возникают сложности. Плюс этого способа в том, что сегодня Налоговый кодекс РФ не дает определения торговли по каталогам.

Комментирует Татьяна Муликова, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания "ГУДВИЛЛ"»:

- Принимая решение об уменьшении платежей в бюджет одним из указанных способов, необходимо учитывать специфику работы организации и налоговые последствия. Обращаю внимание: только при первом способе компания остается на «вмененке». Однако при таком способе есть существенный риск - инспекторы скорее всего не согласятся с тем, что фирма самостоятельно определила площадь торгового места, не внося изменений в правоустанавливающие документы. Вывод о таком подходе чиновников можно сделать из письма Минфина России от 18 декабря 2007 г. № 03-11-05/295. Однако в Налоговом кодексе РФ нет четкого указания, как определять площадь торгового места. Поэтому способ имеет право на жизнь, если фирма обратит внимание на оформление имеющихся инвентаризационных и правоустанавливающих документов.