Автор: Тарасова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Деятельность любого хозяйствующего субъекта в настоящее время не обходится без взаимодействия с кредитными учреждениями. Причем спектр банковских услуг для бизнеса не ограничивается лишь обслуживанием расчетного счета (кредиты, депозиты, гарантии – все эти услуги также предоставляет банк). Но это взаимодействие влечет за собой дополнительные расходы, поскольку банки за свои операции и услуги взимают определенную плату (фиксированную или проценты). Большинство из этих платежей налогоплательщики, исчисляющие «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами, могут беспрепятственно включить в налоговую базу. Но есть и те, которые опасно включать в налоговую базу.
Буква закона
На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в целях применения УСНО разрешено учесть проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса.
Казалось бы, такая формулировка налоговой нормы позволяет «упрощенцам» учесть при налогообложении любые суммы, уплаченные банку. На самом деле нет. Несмотря на то, что в вышеназванной норме не приведен четкий перечень банковских услуг, плату за которые можно признать в расходах при УСНО, «упрощенцы» могут признать лишь расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. На этот важный нюанс в признании банковских расходов чиновники Минфина указали еще в Письме от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229.
Виды разрешенных банковских расходов
Перечень услуг, оказываемых кредитной организацией конкретным организациям или ИП, определяется соответствующим договором. В нем определяются стоимость банковских услуг (включая процентные ставки по кредитам и вкладам), сроки их выполнения, ответственность сторон за нарушение обязательств, а также порядок расторжения и другие существенные условия договора, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 30 Закона № 395-1).
Как правило, каждая кредитная организация (банк) устанавливает свои конкретные ставки по каждой операции. Иногда стоимость банковских услуг предлагается определенным пакетом согласно тарифному плану, выбранному клиентом. В некоторых случаях с клиентов может взиматься разово фиксированная плата, например, плата за открытие расчетного счета. Далее им придется платить за ежемесячное обслуживание (чаще всего – фиксированную сумму, реже – расчетную, величина которой зависит от оборота средств по счету). За возможность работать с банковским счетом через программу «Клиент-Банк» банки тоже взимают плату с организаций и ИП. И, наконец, перевод денежных средств контрагентам или же сотрудникам (например, заработную плату), скорее всего, будет облагаться определенной комиссией.
К разрешенным для целей применения УСНО банковским расходам относятся прежде всего затраты, обусловленные проведением банковских операций, поименованных в ст. 5 Закона № 395-1 (см. схему). Отметим: в названной статье приведен закрытый перечень банковских операций. В то же время есть ст. 29 Закона № 395-1, которая разрешает кредитным организациям взимать комиссионные вознаграждения за совершение отдельных операций по соглашению с клиентами.
* С 1 октября 2019 года операции по выдаче банковских гарантий будут считаться сделками. Эта корректировка произведена Федеральным законом от 26.07.2019 № 249-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Помимо перечисленных основных операций банки вправе осуществлять также сделки, за совершение которых может взиматься плата (ст. 5 Закона № 395-1) (см. схему). Эти платежи «упрощенцы» на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ тоже могут включить в налоговую базу по УСНО. Подчеркнем: перечень банковских сделок является открытым, так как в ст. 5 Закона № 395-1 содержится фраза о праве кредитных организаций осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
Обратите внимание: В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля, в частности, являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. При этом уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам (п. 3 Информационного письма Банка России от 31.03.2005 № 31). Поэтому плата уполномоченному банку за осуществление функций агента валютного контроля может учитываться в составе расходов при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-11-06/2/18229).
Обобщим сказанное. В целях применения УСНО можно учесть расходы, которые понесены при оплате всех вышеперечисленных операций и сделок. Все иные траты, возникающие в ходе взаимодействия с банками, не упомянутые в ст. 5 Закона № 395-1, включать в налоговую базу по УСНО рискованно. Подробнее об этих тратах мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок признания банковских расходов в налоговом учете.
Правила признания банковских расходов в налоговой базе
Любые расходы, признаваемые при УСНО, должны быть экономически оправданными. То есть они должны быть понесены в целях осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К примеру, если не будет представлено доказательство использования полученных кредитных средств в целях предпринимательской деятельности, то стоимость банковских расходов по таким кредитам, скорее всего, будет исключена из налогообложения (см. Постановление АС УО от 08.07.2016 № Ф09-7085/16 по делу № А76-16749/2015).
Еще одно общее требование при признании расходов – их документальное подтверждение. Кредитные организации в большинстве своем отдельные документы по оказанным ими услугам не выставляют. Взаимодействие с банками чаще всего происходит в удаленном режиме, поэтому все возможные документы – платежные поручения, ордера или требования – владелец счета может распечатать из «личного кабинета». Наряду с указанными документами подтвердить обозначенные затраты можно также самим договором обслуживания банковского счета, в котором, как правило, приводятся утвержденные банком тарифы по обслуживанию.
Обратите внимание: при смене объекта налогообложения «доходы» на «доходы минус расходы» «упрощенцы» не могут учесть расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов. Об этом сказано в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
При этом проценты по банковскому кредиту, перечисленные после перехода на объект налогообложения «доходы минус расходы», можно включить в налоговую базу, если кредит был взят на цели, связанные с ведением предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 29.01.2019 № 03-11-11/4867).
По общему правилу расходы в виде платы за услуги банков «упрощенцы» признают в полной сумме в момент погашения обязательств по их уплате (пп. 9 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть на дату фактического списания тех или иных сумм с расчетного счета организации или ИП.
Пример.
ООО применяет УСНО («доходы минус расходы»). В августе 2019 года ООО открыло в банке дополнительный расчетный счет. Согласно условиям и тарифам, предусмотренным договором, за открытие счета банк взимает единовременную плату в размере 2 000 руб. Она была внесена 5 августа. Кроме того, договором предусмотрен ежемесячный платеж за банковское обслуживание счета в размере 700 руб.
Оба платежа являются фиксированными. Первый ООО отразило в КУДиР по состоянию на 05.08.2019. Второй – будет ежемесячно отражать в КУДиР на последнюю дату месяца.
В КУДиР общество сделает следующие записи.
№
Дата и номер документа
Содержание операции
Доходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
Расходы, учитываемые в налоговой базе, руб.
154
05.08.2019,
ПП № 178 от 05.08.2019Отражена в расходах плата за открытие расчетного счета
–
2 000
181
31.08.2019,
ПП № 248 от 31.08.2019Отражена в расходах плата за банковское обслуживание за август
–
700
Иначе обстоит дело с процентами,уплачиваемыми за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Дело в том, что такие проценты при применении УСНО признаются в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль, то есть с учетом правил ст. 269 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В общем случае расходом для целей налогообложения признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, установленной договором (п. 1 ст. 269 НК РФ). Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми (в соответствии со ст. 105.14 НК РФ), а также в отношении контролируемой задолженности при налогообложении учитываются по особым правилам, установленным названной статьей, то есть нормируются.
Неочевидные для целей налогообложения банковские расходы
Как упоминалось выше, при признании в целях УСНО тех или иных расходов по оплате услуг банка «упрощенцам» следует руководствоваться перечнями операций и сделок, поименованных в ст. 5 Закона № 395-1.
Между тем жизнь на рынке банковских услуг не стоит на месте. Правда, какие-либо существенные поправки в указанные перечни с целью их пополнения не вносились. Поэтому описанная выше конструкция из норм пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и ст. 5 Закона № 395-1,на первый взгляд, не позволяет «упрощенцам» признать в расходах затраты, связанные с оплатой услуг, не вошедших в обозначенные перечни.
Но есть еще одна не менее важная конструкция, которая иногда упускается из виду. Речь о п. 2 ст. 346.16 НК РФ, где сказано, что расходы, упомянутые в том числе в пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются к учету в порядке, предусмотренном ст. 264, 265 и 269 НК РФ.
В свою очередь, в ст. 264 НК РФ (пп. 25 п. 1) и ст. 265 НК РФ (пп. 15 п. 1) также упоминаются расходы на оплату услуг банков. Причем в последнем из названных подпунктов прямо поименованы расходы, связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк». Очевидно, что такая конструкция налоговых норм позволяет «упрощенцам» без каких-либо негативных последствий учесть в составе расходов затраты, связанные с оплатой систем, подобных системе «Клиент-Банк».
Однако есть и другие примеры операций, которые осуществляются практически каждым банком, но в силу ст. 5 Закона № 395-1 к банковским операциям и сделкам прямо не отнесены. Признание в расходах при УСНО таких затрат влечет за собой налоговые риски. Приведем примеры.
Расходы, связанные с выплатой зарплаты на карты сотрудникам
Все расходы, связанные с выплатой зарплаты на карты сотрудникам, можно разделить на три вида:
-
расходы на изготовление карт сотрудников;
-
плата за обслуживание зарплатных счетов сотрудников;
-
комиссия за перевод средств со счета работодателя на карты сотрудников.
Эти расходы являются экономически обоснованными и, казалось бы, в полной мере относящимися к банковским расходам. Но не все так просто.
Больше всего сложностей возникает с расходами на изготовление самих карт и платой за их обслуживание. Во-первых, сама по себе услуга по их изготовлению не указана в ст. 5 Закона № 395-1. Во-вторых, данные расходы являются затратами в пользу работников, которые в силу п. 29 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Это следует из Письма Минфина России от 10.11.2014 № 03-03-06/1/56590.
Правда, в настоящее время «упрощенцы» вообще могут избежать подобных расходов – из-за отмены «зарплатного рабства» (ст. 136 ТК РФ): теперь сотрудники вправе самостоятельно открыть расчетный счет для перечисления зарплаты в любом банке, сообщив лишь реквизиты счета работодателю. В этом случае владельцем карты (и фактическим, и номинальным) будет сам работник, соответственно, и расходы, связанные с изготовлением карты и ее обслуживанием, будет нести он сам.
Единственный вид банковских зарплатных расходов, против учета которого при УСНО не возражают контролеры, – это комиссия за перевод средств со счета работодателя на карты сотрудников (см. Письмо Минфина России № 03-03-06/1/56590).
В любом случае при перечислении зарплаты на карты сотрудникам работодателю необходимо подстраховаться – детально прописать во внутренних локальных документах порядок выплаты сотрудникам зарплаты в безналичной форме.
Комиссия за досрочное погашение кредита
Оформление кредита, как правило, не обходится без затрат на оплату дополнительных услуг банка – открытие ссудного счета, смену условий по кредиту, досрочное погашение долга и др.
Например, в недавнем Письме от 06.08.2019 № 03-11-11/59072 чиновники Минфина запретили «упрощенцам» признавать в расходах затраты на комиссию банка (в фиксированной сумме), взимаемую за досрочное погашение кредита.
Напомним: кредитная организация вправе устанавливать комиссионное вознаграждение за совершение отдельных операций по соглашению с клиентом. Это право банка предусмотрено ст. 29 Закона № 395-1. То есть банк имеет право на получение комиссии наряду с процентами за пользование кредитом в случае, если такая комиссии установлена за оказание самостоятельной услуги клиенту (см. п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147). Иными словами, действующим законодательством не запрещено взимание кредитором возмещения за досрочный возврат кредита. Однако его размер и порядок выплаты должны быть согласованы сторонами при заключении договора.
Свой запрет на признание обозначенной комиссии в расходах при УСНО финансисты обосновали очень просто. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения «упрощенным» налогом, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер. Расходы в виде комиссионного вознаграждения банку за досрочное погашение кредита, уплачиваемого налогоплательщиком в фиксированной сумме, указанным перечнем не предусмотрены.
Тем самым авторы вышеупомянутого письма дали понять, что комиссия банка за досрочное погашение кредита не является услугой в смысле Закона № 395-1. Хотя спорность такой позиции очевидна. В правоприменительной практике есть немало судебных актов, в которых подобные комиссии арбитры признают самостоятельными услугами банка (см., например, постановления АС СЗО от 02.08.2019 № Ф07-7348/2019 по делу № А66-11689/2018, от 29.05.2019 № Ф07-4450/2019 по делу № А05-5276/2018, АС УО от 25.07.2019 № Ф09-3876/19 по делу № А47-10646/2018, АС ВВО от 14.06.2018 № Ф01-2245/2018 по делу № А39-3592/2017). А значит, расходы в виде такой комиссии могут быть учтены при исчислении «упрощенного» налога на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Тем более что в этом подпункте отсутствует прямая ссылка на ст. 5 Закона № 395-1.
* * *
Подведем итоги. Перечень затрат, учитываемых в налоговой базе по «упрощенному» налогу, установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на банковские услуги приведены в пп. 9 названного пункта – они представлены в виде процентов, уплаченных за займы и кредиты, или комиссий за услуги кредитных организаций.
Перечень таких услуг расшифрован в положениях ст. 5 Закона № 395-1. Признание в расходах при УСНО затрат по операциям (и сделкам), вошедшим в данный перечень, не несет налоговых рисков. Эти затраты признаются в расходах в момент фактической оплаты на основании подтверждающих первичных документов. По иным расходам возможны разногласия с налоговиками. Но не следует забывать о ст. 29 Закона № 395-1 – где говорится об «отдельных операциях», причем без каких-либо уточнений о том, какие это операции.