Журнал " Учет в строительстве " № 12/2013

Смена режима налогообложения требует соблюдения ряда правил. Основное из них - строительная компания должна соответствовать установленным критериям, поскольку применение этого спецрежима доступно не всем - существует ряд ограничений…

Сверяем показатели

Сначала о главных ограничениях. Их три. Они установлены: 

  • по доходам; 
  • по численности персонала;
  • по стоимости основных средств.

Организация вправе применять упрощенную систему налогообложения, если ее доходы (от реализации и внереализационные) по итогам 9 месяцев не превысили 45 000 000 руб. (п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Данное условие должно соблюдаться по состоянию на 1 октября года, в котором подается уведомление о переходе на «упрощенку». Коэффициент-дефлятор на 2013 год установлен равным 1 (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июня 2012 г . № 94-ФЗ), поэтому в нынешнем году указанная величина не индексируется.

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не может быть более 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

А остаточная стоимость основных средств в бухгалтерском учете не должна превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Но нужно учитывать, что есть и иные ограничения. 

Запрещено применять упрощенную систему, в частности, следующим организациям:

  • имеющим филиалы и представительства;
  • в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
  • не уведомивших о переходе на упрощенную систему в предписанные ­сроки.

Порядок перехода с общей системы на спецрежим

В случае принятия решения о переходе на упрощенную систему со следующе­­го календарного года строительной организации необходимо не позднее 31 декабря представить в свою налоговую инспекцию уведомление (п. 1 ст. 346.13 Нало­гового кодекса РФ).

Вновь созданная организация обязана уведомить инспекцию о переходе не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае она признается налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему, с даты регистрации в налоговом органе.

Рекомендуемая форма № 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г . № ММВ-7-3/829@. 

Формат представления ее в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г . № ММВ-7-6/878@.

Получение налоговым органом уведомления не влечет с его стороны никаких действий. Иными словами, ждать какого-то подтверждения или разрешения не нужно: направлять организации уведомление о возможности или невозможности применения указанного спецрежима у налоговиков нет оснований (письмо УФНС России по г. Москве от 18 апреля 2012 г . № 20-14/034493@).

Подтвердить факт применения упрощенной системы налоговый орган обязан лишь в случае обращения компании с соответствующим запросом. Тогда ей направят ответ в виде информационного письма по форме № 26.2-7 (утверждена тем же приказом, что и уведомление о переходе на упрощенную систему), где сообщат о дате подачи заявления о переходе на упрощенную систему (см. письмо ФНС России от 15 апреля 2013 г . № ЕД-2-3/261). Срок, в течение которого организацию должны проинформировать, составляет 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения (п. 93 Админист­ративного регламента… утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г . № 99н).

Восстановление НДС

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ компания на «упрощенке» не признается плательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Поэтому при переходе на упрощенную систему необходимо разобраться с НДС.

Если организация продолжает использовать в своей деятельности товары, работы, услуги, в том числе основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на спецрежим, то суммы налога, принятые к вычету, нужно восстановить в налоговом периоде, пред­шествующем переходу. То есть в IV квартале 2013 года.

Такой порядок установлен в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. То, что руководствоваться надо именно им, отмечено в письмах ФНС России от 13 декабря 2012 г . № ЕД-4-3/21229, от 18 апреля 2011 г . № 03-07-11/97. 

Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг и т. д.), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Это разъяснено, в частности, в письме Минфина России от 1 апреля 2010 г . № 03-03-06/1/205.

Учтите: налог по приобретенным товарам (работам, услугам) нужно восстановить в полной сумме (в которой он был ранее принят к вычету).

Пример 1. ООО «Зодчий» (общая система налогообложения) решило с 1 января 2014 года перейти на «упрощенку». На конец года на счете 10 остался запас стройматериалов стоимостью 1 500 000 руб., который будет использоваться при строительстве только в 2014 году. Сумма «входного» НДС по этим материалам –  270 000 руб. 

В бухгалтерском учете на 31 декабря 2013 года бухгалтер ООО «Зодчий» сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 19 

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

–    270 000 руб. – восстановлен НДС в связи с переходом на упрощенную систему;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 19

–    270 000 руб. – списан восстановленный НДС.

А вот по амортизируемому имуществу (основным средствам и нематериальным активам) восстановлению подлежит сумма налога, пропорциональная его остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, сформированной по данным бухгалтерского учета. 

Пример 2. Дополним условия предыдущего примера.

В 2012 году строительная организация приобрела оборудование – основное средство стоимостью 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). При принятии его к бухучету «входной» НДС в сумме 27 000 руб. был заявлен к вычету. Первоначальная стоимость без учета НДС – 150 000 руб. (177 000 – 27 000).

Объект введен в эксплуатацию в июле 2012 года. Установленный срок полезного использования – 5 лет (60 мес.). Метод начисления амортизации – линейный. 

Ежемесячная сумма амортизации составляет 2500 руб. (150 000 руб. : 60 мес.).

За период эксплуатации основного средства на общем режиме (амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию) по нему начислена амортизация в размере 42 500 руб. (2500 руб. x 17 мес.). 

Остаточная стоимость на 31 декабря 2013 года – 107 500 руб. (150 000 – 42 500).

Бухгалтер ООО «Зодчий» определил сумму НДС, подлежащую восстановлению: 

107 500 x 18% = 19 350 руб.

И сделал в учете на 31 декабря 2013 года такие проводки:

ДЕБЕТ 19 

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

–    19 350 руб. – восстановлен НДС с остаточной стоимости основного средства в связи с переходом на упрощенную систему;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 19

–    19 350 руб. – списан восстановленный НДС.

Что касается авансов, полученных на общем режиме в счет предстоящего выполнения работ, которые будут произведены уже в период применения «упрощенки», то НДС, начисленный с поступивших сумм, можно принять к вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода. То есть также в IV квартале 2013 года. Но только если компания вернула заказчику соответствующую сумму налога в связи с переходом на упрощенную систему. Такой порядок предусмотрен в пункте 5 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Продолжение работы на «упрощенке»

Если строительная компания продолжает применять упрощенную систему и менять ее не собирается, то внутренний контроль (на соответствие установленным критериям) тоже необходим. 

В частности, организация может потерять право на применение данного спецрежима, если по итогам налогового периода ее доходы составят более 60 000 000 руб. или же будут превышены установленные ограничения по средней численности работников и остаточной стоимости основных средств (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

Не следует забывать, что добровольно перейти на иной режим налогообложения до окончания налогового периода (календарного года) фирмы, применяющие «упрощенку», не могут.

Если по результатам налогового периода доходы в лимит укладываются и других несоответствий допущено не было, компания имеет право продолжать работать на упрощенной системе и в следующем налоговом периоде (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Никаких подтверждений либо уведомлений в этом случае подавать в налоговую инспекцию не требуется. Такой обязанности в налоговом законодательстве не установлено.

Смена объекта налогообложения

В конце года может возникнуть и вопрос о пересмотре решения в отношении объекта налогообложения. Например, при изменении основного вида деятельности.

Напомним, что при работе на «упрощенке» организация выбирает один из двух объектов налогообложения:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Объект налогообложения стройфирма может менять ежегодно, но только с начала налогового периода (календарного года). Об этом тоже необходимо уведомить инспекцию до 31 декабря года, предшествующего изменению (рекомендуемая форма № 26.2-6 утверждена приказом ФНС России № ММВ-7-3/829@ – тем же, что и формы, о которых было рассказано выше).Объект налогообложения «доходы минус расходы» более предпочтителен при наличии значительных расходов. Но в любом случае для принятия решения необходимо провести сравнительный анализ двух вариантов учета исходя из планируемых на предстоящий год показателей.

Важно запомнить

Перейти с общего режима на «упрощенку» стройорганизация может, если ее доходы за 9 месяцев текущего года не превысили 45 000 000 руб. А остаться на «упрощенке», если доходы за год – не более 60 000 000 руб. В обоих случаях должны соблюдаться и все остальные условия, установленные в статье 346.12 Налогового кодекса РФ.