ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно статье 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. При этом в пункте 2 статьи 346.12 НК РФ содержится условие, при соблюдении которого организация имеет право перейти на УСН (порядок перехода на УСН (смотрите в подраздел 4.2.2).

Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. К ним относятся:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Определение филиала и представительства дано в статье 55 ГК РФ, согласно которой представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющие их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Кроме того, представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

В налоговом законодательстве отсутствует какое-либо определение филиала и представительства, в отношении филиалов и представительств используется понятие «обособленное подразделение организации», т.е. любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов согласно статье 19 НК РФ по местонахождению этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Таким образом, наличие у организации обособленных подразделений, которые не соответствуют признакам филиала или представительства, не является препятствием для перехода на упрощенную систему налогообложения.

В письмах Минфина России от 3 октября 2006 года №03-11-04/2/196 и от 23 января 2006 года №3-01-10/1-14 разъясняется, что если организация открыла обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве таковых в учредительных документах создавшей его организации, то организация вправе применять УСН на общих основаниях при условии соответствия критериям, установленным главой 26.2 НК РФ. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по местонахождению организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

Аналогичная точка зрения высказана Минфином России в письме от 16 сентября 2004 года №03-03-02-04/1/14: если организация открыла автозаправочные станции, которые являются филиалами в соответствии со статьей 55 ГК РФ, то такая организация не имеет права на применение упрощенной системы налогообложения. На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Если организация открыла автозаправочные станции, которые являются обособленными подразделениями только в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ, то такая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения;

2) банки.

Для целей НК РФ банками признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Согласно Закону РФ от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности те же банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество;

3) страховщики.

Согласно статье 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Статья 8 Закона установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров:

«Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров».

В письме Управления МНС России по городу Москве от 22 декабря 2003 года №21-09/70697 указано, что страховые брокеры, осуществляющие посредническую деятельность в области страхования в соответствии с действующим законодательством, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (смотрите постановление ФАС Московского округа от 29 января 2004 года №КА-А40/11015-03);

Учитывая, что вспомогательная деятельность в области страхования главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие УСН, страховые агенты (организации и индивидуальные предприниматели), действующие от имени и по поручению страховщика, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих для всех налогоплательщиков основаниях (письмо Управления ФНС РФ по городу Москве от 8 сентября 2005 года №18-11/3/63812).

4) негосударственные пенсионные фонды.

Согласно Федеральному закону от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, которая осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом о пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем, включающая аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом;

5) инвестиционные фонды.

Деятельность инвестиционных фондов связана с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»:

«Инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления».

Инвестиционные фонды образуются в форме акционерных инвестиционных фондов, а также паевых инвестиционных фондов.

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, которыми признаются - юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:

·   брокерскую деятельность;

·   дилерскую деятельность;

·   деятельность по управлению ценными бумагами;

·   деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

·   депозитарная деятельность;

·   деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

·   деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг;

·   совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг;

7) ломбарды;

Согласно статье 358 ГК РФ ломбард - специализированная организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов, и имеющая на это лицензию (в настоящее время деятельность не лицензируется);

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Перечень подакцизных товаров содержится в пункте 1 статьи 181 НК РФ. Обратите внимание: УСН могут применять организации, занимающиеся реализацией (без производства) подакцизных товаров. Кроме того, УСН могут применять налогоплательщики, занимающиеся добычей и реализацией общераспространенных полезных ископаемых. Понятие полезных ископаемых приведено в пункте 1 статьи 337 НК РФ:

«…полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности».

Виды добытого полезного ископаемого установлены в пункте 2 статьи 337 НК РФ. К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (статья 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах»). То есть перечень общераспространенных полезных ископаемых формируется с учетом региональной специфики. При утверждении региональных перечней общераспространенных полезных ископаемых органы государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации руководствуются Временными методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 года №47-р, в пункте 2.1 которых указано:

«К общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства».

Перечень полезных ископаемых, который рекомендовано использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным ископаемым, содержится в пункте 2.2 этого документа. В большинстве регионов подобные перечни приняты и действуют. Так, например, перечень общераспространенных полезных ископаемых Ленинградской области утвержден распоряжением МПР России №18-р, Администрации Ленинградской области №67-р от 14 марта 2005 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Ленинградской области», перечень общераспространенных полезных ископаемых Курской области утвержден распоряжением МПР России №17-р, Администрации Курской области №01-05/13 от 11 марта 2005 года «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Курской области»;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

Торговые организации и организации общественного питания, устанавливающие в своих помещениях игровые автоматы, признаются в соответствии с положениями главы 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес, так как использование игрового автомата признается деятельностью в сфере игорного бизнеса.

Статьей 366 НК РФ определен перечень объектов игорного бизнеса, которые облагаются налогом и подлежат регистрации в налоговом органе:

- игровой стол;

- игровой автомат;

- касса тотализатора или букмекерской конторы.

Как отмечено в письме МНС России от 12 марта 2004 года №22-1-14/413 «О налоге на игорный бизнес», под действие главы 29 НК РФ подпадают также игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки.

Поэтому, если предприниматель либо организация торгует в розницу, применяя УСН, при этом установит в магазине игровой автомат, то такие налогоплательщики не вправе применять УСН (смотрите письмо Управления МНС России по городу Москве от 26 февраля 2004 года №21-09/12342;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

В соответствии со статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-1 на должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Но кроме нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, функции нотариуса в Российской Федерации могут выполнять и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности.

Обратите внимание!

До вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года №101-ФЗ не вправе были применять УСН только частные нотариусы. Согласно изменениям, внесенным подпункт 10 пункта 3 статьи 1 данного Закона, с 1 января 2006 года лишаются права применять УСН адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований. Соответственно они либо выйдут из адвокатских образований, которыми являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, либо лишатся права на применение УСН. Так при выходе из коллегии адвокатов субъекта Российской Федерации многие адвокаты теряют работу, то адвокатов практически лишаются права применять УСН;

В Письме Минфина РФ от 17 ноября 2006 года №03-11-04/2/240 разъяснено, что вышеназванное положение НК РФ распространяется как на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты до 1 января 2006 г., так и на тех адвокатов, которые получили статус адвоката в 2006 году или до указанного периода применяли общий режим налогообложения.

Таким образом, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые до 1 января 2006 года применяли упрощенную систему налогообложения, обязаны с 1 января 2006 года перейти с данного специального налогового режима на общий режим налогообложения и уведомить об этом налоговый орган.

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Согласно статье 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом, при котором участники этих соглашений уплачивают налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование недрами. Уплата всех остальных федеральных, а также региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Если законы субъектов Российской Федерации и нормативные акты органов местного самоуправления не предусматривают освобождение участников соглашений о разделе продукции от уплаты региональных и местных налогов и сборов, то участники уплачивают эти налоги и сборы, и в этом случае доля произведенной ими продукции увеличивается на величину, эквивалентную сумме уплаченных налогов и сборов с учетом ставки рефинансирования.

Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Сторонами соглашения являются:

Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) является специальным налоговым режимом.

Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории Российской Федерации, переход на этот специальный режим налогообложения осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке (пункт 2 статьи 346.1 НК РФ). Налогоплательщики, которые избрали эту систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода (пункт 3 статьи 346.3 НК РФ).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями согласно статье 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.

Единый сельскохозяйственный налог представляет собой аналог упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В отличие от УСН для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не предусмотрено.

Налогоплательщики не имеют право применять два специальных налоговых режима на основании пунктов 11-12 перечня налогоплательщиков, не имеющих права на переход на УСН, и обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке. В пункте 4 статьи 346.1 НК РФ НК РФ установлено, что уплата УСХН организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со статьями 13-15 НК РФ;

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется:

- на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

- на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

- на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Обращаем внимание, что если у акционерного общества уставный капитал на 100 процентов состоит из долей, принадлежащих физическим лицам (а не юридическим), общество не подпадает под вышеуказанное ограничение. Об этом указано в письме Минфина РФ от 25 декабря 2006 года №03-11-04/2/289.

При принятии решения о возможности применения упрощенной системы налогообложения жилищно-строительными, гаражно-строительными кооперативами и другими организациями, по основным средствам которых начисляется износ, а не амортизация, следует обратить внимание на письмо Управления МНС России по городу Москве от 5 января 2004 года №21-08/00256. Поскольку такие организации не начисляют амортизацию, а рассчитывают только сумму износа, остаточная стоимость основных средств некоммерческих организаций равна их первоначальной стоимости. В связи с этим перейти на УСН вправе только некоммерческие организации, у которых остаточная стоимость основных средств (равная первоначальной стоимости) и нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.

В соответствии с изменением, внесенным абзацем 10 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1995 года №101-ФЗ с 1 января 2006 г., рассматриваемая норма НК РФ приведена в соответствие с определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 года №8-О «По жалобе Ивановского областного объединения организаций профсоюзов на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором указано, что текст подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не может служить основанием для отказа в переводе некоммерческой организации, созданной в форме общественной организации, на УСН. При переходе на упрощенную систему налогообложения до 2006 года некоммерческие организации могли опираться на упомянутое определение Конституционного Суда РФ. Начиная с 2007г., переход на УСН для некоммерческих организаций полностью основывается на положениях Налогового кодекса.

До вышеуказанного определения Конституционного Суда РФ в соответствии с письмом Управления МНС России по городу Москве от 27 августа 2003 года №21-09/46642 не вправе применять упрощенную систему некоммерческие организации. В рассматриваемой ситуации некоммерческое партнерство было создано двумя учредителями - юридическими лицами. Некоммерческая организация - организация, основной целью деятельности которой не является извлечение прибыли, не распределяющая полученную прибыль между участниками. В соответствии с положениями статьи 48 ГК РФ под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей. Согласно положениям подпункта 2 и 3 данной статьи в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество, а могут и не иметь имущественных прав.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся только общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц. В подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не было указано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой организации имущественные права. Поэтому в данном случае под непосредственным участием в организации других организаций понималось любое участие учредителей и участников-организаций независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет. Следовательно, если при создании некоммерческой организации доля учредителей - юридических лиц, относящихся согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к организациям, в имуществе организации составляет более 25%, такая некоммерческая организация не имела правовых оснований для перехода на УСН.

Президиум ВАС РФ постановлением от 12 октября 2004 года №3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под организацией понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. На этом основании автономная некоммерческая организация вправе применять УСН, что подтверждается в письме ФНС России от 28 декабря 2004 года №22-0-10/1986@ «О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями». Положение о том, что ограничение по доле непосредственного участия других организаций не распространяется на некоммерческую организацию при решении вопроса о ее праве на применение УСН, а следовательно, автономная некоммерческая организация не входит в перечень организаций, которые не имеют права на применение УСН, подтверждается и арбитражной практикой: (смотрите постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21 февраля 2005 года №А43-17887/2004-34-355, Западно-Сибирского округа от 2 августа 2004 года №Ф04-5318/2004(А67-3335-35)).

Если у организации в течение налогового периода, в котором она применяла УСН, произошла смена состава учредителей, вследствие чего доля непосредственного участия в данной организации других организаций превысила 25%, то, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 9 июня 2004 года №03-02-05/1/52, организация должна перейти на общий режим налогообложения с начала того налогового периода, в котором произошло это изменение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Обратите внимание: при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, а согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ. Такие целевые поступления не учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Соответственно применение УСН рекомендуется некоммерческим организациям, которым достаточно дорого обходится ведение налогового учета, уплата ЕСН и налога на имущество организаций даже при полном отсутствии налогооблагаемых доходов.

Изменения, внесенные в НК РФ, расширяют перечень организаций, которые вправе применять УСН. В него включены организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, что позволит заранее низко рентабельной потребительской кооперации применять УСН.

Ограничение по доле непосредственного участия других организаций не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если:

·   среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%;

·   доля инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Для расчета численности можно руководствоваться правилами, изложенными в постановлении Росстата от 20 ноября 2006 года №69 «Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», №5(М) «Основные сведения о деятельности организации» (далее - Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения).

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Средняя численность работников организации за какой-либо период включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Среднесписочная численность работников за месяц (строки с 02 по 11, графа 2) исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора.

Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. ф. №№Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка работника (ф. №Т-2), табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. №Т-12), табель учета рабочего времени (ф. №Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. №Т-49) и другие документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января года 2004 №1. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях устанавливается инструкциями Минфина России.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

- фактически явившиеся на работу, включая тех, которые не работали по причине простоя;

- находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;

- не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);

- не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

- принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором (контрактом). В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу (пункт 90.3 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения). К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, в частности: работники моложе 18 лет; работники, занятые на работах с вредными условиями труда; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; женщины, работающие в сельской местности; инвалиды I и II групп;

- принятые на работу с испытательным сроком;

- заключившие трудовой договор с организацией о выполнении работы на дому личным трудом (надомники). В списочной и среднесписочной численности работников надомники учитываются за каждый календарный день как целые единицы;

- направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;

- временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

- студенты и учащиеся образовательных учреждений, работающие в организациях в период производственной практики, если они зачислены на рабочие места (должности);

- обучающиеся в образовательных учреждениях, аспирантурах, находящиеся в учебном отпуске с сохранением полностью или частично заработной платы;

- обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов (пункт 90.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения);

- находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором (контрактом);

- имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку времени при суммированном учете рабочего времени;

- получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;

- находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком (пункт 90.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения);

- принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);

- находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам;

- находившиеся в отпусках по инициативе администрации;

- принимавшие участие в забастовках;

- иностранные граждане, работавшие в организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

- совершившие прогулы;

- находившиеся под следствием до решения суда.

Не включаются в списочную численность работники:

- принятые на работу по совместительству из других организаций;

Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

При расчете среднесписочной численности не учитываются следующие работники списочной численности (пункт 90.1 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения):

- женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

- работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, не состоящие в списочном составе и привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

Для расчета среднесписочной численности работников за месяц суммируется списочная численность работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по последнее число месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни. Затем полученная сумма делится на число календарных дней месяца. Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествующий выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Пример 1.

Организация осуществляет деятельность с 26 июля и работает по графику пятидневной рабочей недели. По состоянию на 26 августа в списочном составе организации состояло 53 человека, 27 августа - 54 человека, 28 и 29 августа - выходные дни, 30 августа - 56 человек, 31 августа - 55 человек.

Допустим, лиц, не учитываемых при расчете среднесписочной численности, в штате организации нет.

Так как 28 и 29 августа - выходные дни, списочная численность за эти дни принимается равной численности за 27 августа - 54 человека. Таким образом, среднесписочная численность работников за август составит 53 человека ((53 чел. х 26 + 54 чел. + 54 чел. + 54 чел. + 56 чел. + 55 чел.) : 31).

Среднесписочная численность работников за квартал определяется суммированием среднесписочной численности работников за все месяцы работы в квартале и делением полученной суммы на три.

Пример 2.

Среднесписочная численность работников организации в июле - 630, в августе - 650, в сентябре - 700 человек.

Среднесписочная численность работников за III квартал составила 660 человек ((630 + 650 + 700) : 3).

Аналогично рассчитывается среднесписочная численность работников за год: суммируется среднесписочная численность работников за все месяцы отчетного года и полученная сумма делится на 12.

Лица, работавшие неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени. К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), также учитываются при расчете среднесписочной численности работников как целые единицы.

Чтобы рассчитать среднюю за месяц численность не полностью занятых работников, сначала необходимо определить общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками:

Общее количество отработанных человеко-дней
=
Общее число отработанных человеко-часов
Продолжительность рабочего дня

За дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню.

Продолжительность рабочего дня определяется исходя из продолжительности рабочей недели:

- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);

- при 36-часовой рабочей неделе - 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);

- при 24-часовой рабочей неделе - 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или 4 часа (при шестидневной рабочей неделе).

Затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость:

Средняя численность не полностью занятых работников
=
Общее количество отработанных человеко-дней
Число рабочих дней по календарю

Такой метод называется статистическим. Однако существует упрощенный метод расчета: неполное рабочее время за день делится на продолжительность рабочего дня. Затем это число умножается на количество отработанных работником дней за конкретный месяц. Эти данные суммируются по всем работникам и полученное значение делится на число рабочих дней по календарю.

Следует отметить, что в списочную численность не включаются работники:

·   принятые на работу по совместительству из других организаций;

·   выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

Эти данные учитываются при расчете средней численности работников организации.

Учет внешних совместителей ведется отдельно. Средняя численность внешних совместителей рассчитывается в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время. А средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Средняя численность таких работников за месяц определяется путем суммирования работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, как целых единиц в течение всего срока действия договора и деления полученной суммы на 31 (30) календарный день месяца. Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Пример 3.

Организация работает по графику 40-часовой пятидневной рабочей недели. В ней трудятся внешние совместители по 4 часа в день. Количество дней, отработанных ими в июле: Андреев А.Н. - 15, Иванов Г.Н. - 16, Сергеев В.Ю. - 15. В июле по календарю 23 рабочих дня.

Определим общее количество человеко-дней, отработанных совместителями:

((15 дней + 16 дней + 15 дней) х 4 ч) : 8 ч = 23 чел./дня.

Средняя численность внешних совместителей за июль в этом случае составит 1 человек (23 чел./дня : 23 дня).

Если работник кроме основной работы выполняет работу на условиях внутреннего совместительства, то он учитывается в списочной численности работников организации как целая единица (один человек);

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

Изменением, внесенным Законом №101-ФЗ, организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., с 1 января 2006 года получили возможность не учитывать в расчете лимита имущество, не подлежащее амортизации и не признаваемое амортизируемым имуществом. Обращаем внимание на то, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется именно в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, а классификация основных средств и нематериальных активов производится в соответствии с налоговым законодательством.

Под стоимостью амортизируемого имущества следует понимать остаточную стоимость такого имущества, сложившуюся на 1-е число месяца, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы налогообложения, определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. То есть, если заявление подается в октябре - то на 1 октября, если в ноябре - то на 1 ноября.

В данном случае следует руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года №26н (далее - ПБУ 6/01), и «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 года №91н (далее - ПБУ 14/2000).

Следует отметить, что данный предел установлен только для организаций. Индивидуальные предприниматели могут перейти на УСН независимо от стоимости основных средств и нематериальных активов, находящихся в их собственности.

Обратите внимание!

В соответствии с требованиями НК РФ организации должны определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов не только при переходе, на УСН, но и при ее применении.

Если налогоплательщики при переходе на УСН соответствовали условиям, предусмотренным подпунктом14-15 (подпункты указаны по тексту книги, а не НК РФ), но в течение отчетного (налогового) периода их нарушили, то они обязаны перейти на общий режим налогообложения в том квартале, в котором перестали соответствовать условиям, соблюдение которых дает право на применение УСН (смотрите письмо Минфина России от 5 августа 2004 года №03-03-02-04/1/2.

Налогоплательщики обязаны перейти на общий режим, даже если в течение периода применения УСН средняя численность работников организации превысила 100 человек за налоговый (отчетный) период, а в течение года их доход не превысил 15 млн руб. (а с 2006 года 20 млн руб.) и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превысила 100 млн руб. (смотрите письмо от 13 октября 2004 года №03-03-02-04/1/26).

При одновременном применении УСН и ЕНВД согласно пункту 4 статьи 346.12 НК РФ следует учитывать мнение ФНС России, изложенное в письме от 8 февраля 2005 года №ГИ-6-22/96@:

«При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.»;

16) бюджетные учреждения;

Основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) от 31 июля 1998 года Бюджетный кодекс РФ регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Понятие бюджетного учреждения определено в статье 161 БК РФ, согласно которой под бюджетным учреждением следует понимать организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, научно-технических, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Исходя из этого определения, на основании статьи 161 БК РФ, бюджетные учреждения отличаются от прочих организаций других организационно-правовых форм тем, что:

·   созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, и являющимися собственниками имущества бюджетных учреждений, для выполнения функций некоммерческого характера;

·   финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;

·   смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств.

Таким образом, для того чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования, организационно-правовую форму организации и задачи, ради которых она создана.

17) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Статья 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях) определено, что филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации.

Решение о создании отделения в виде филиала или представительства принимается в соответствии с правоспособностью иностранной организации и регулируется соответствующим территориальным правом. Фактическое создание, регистрация и деятельность такого отделения регулируются российским законодательством, в частности устанавливается порядок аккредитации филиалов и их участие в гражданских правоотношениях от имени создавшего лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона об иностранных инвестициях филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Филиалы и представительства иностранной организации действуют на основании положения о филиале и выступают в гражданских отношениях от имени иностранной компании.

В положении о филиале должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 4 Закона об иностранных инвестициях определено, что филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением коммерческой деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Понятие «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, не совпадает с аналогичным понятием, используемым в гражданском законодательстве. В Налоговом кодексе РФ оно охватывает не только филиалы и представительства. Само понятие «обособленное подразделение» свидетельствует о том, что такое подразделение является какой-либо частью общей структуры организации, по определенным функциональным причинам расположенной вне местонахождения головной организации.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Филиалы и иные обособленные подразделения, действуя в налоговых правоотношениях исключительно от имени и в интересах организаций - юридических лиц, только исполняют обязанности «своих создателей» по уплате налогов и сборов, но по месту своего нахождения (часть 2 статьи 19 НК РФ). Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 21 октября 2004 года №А42-1056/04-22 и Центрального округа от 25 ноября 2004 года №А68-АП-177/14-04 суд правомерно признал, что филиалы и иные обособленные подразделения организации только исполняют обязанности по уплате налогов и не могут рассматриваться в качестве участников налоговых правоотношений, поскольку не имеют статуса налогоплательщиков.

Основным отличительным признаком, присущим обособленному подразделению организации, является его территориальная обособленность от самой организации.

Согласно письму Минфина России от 28 августа 2001 года №04-01-10/3-87 факт нахождения обособленного подразделения по адресу головной организации не означает совпадение в одном лице юридического лица и его филиала или иного обособленного подразделения.

Территориальная обособленность от местонахождения, а именно от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах головной организации, может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».