В разделе 1.1. настоящей книги мы отметили, что законодательством о налогах и сборах земельный налог отнесен к числу местных налогов.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается главой 31 «Земельный налог» НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 359 НК РФ (Приложение №4))
Согласно статье 357 НК РФ (Приложение №4) при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Налогоплательщиками земельного налога на основании пункта 1 статьи 358 НК РФ (Приложение №4) признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 358 НК РФ (Приложение №4)).
Статьей 5 Закона №116-ФЗ установлено, что особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
При заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности органы управления особыми экономическим зонами обязаны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет. Кадастровый учет осуществляется за счет резидента, а договор аренды заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (часть 1 статьи 12 Закона №116-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены и при заключении соглашений об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. В частности, соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическим зонами заключать с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, прошедшего кадастровый учет. Как и в предыдущем случае, кадастровый учет осуществляется за счет резидента, договор заключается на срок действия соглашения, если резидентом не заявлен меньший срок (часть 2 статьи 22 Закона №116-ФЗ (Приложение №11)).
По соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности органы управления особыми экономическим зонами также обязаны заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента. Договор аренды земельного участка заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (часть 1 статьи 31.1 Закона №116-Ф).
Из приведенного текста следует, что резиденты особых экономических зон не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, поскольку эти земельные участки находятся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Вместе с тем, часть 3 статьи 32 Закона №116-ФЗ (Приложение №11) установлено, что арендаторы земельных участков в случае создания ими объектов недвижимости в пределах территории особой экономической зоны имеют право выкупа земельных участков, расположенных под созданными объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Земельным кодексом Российской Федерации определено, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Приложение №6).
Таким образом, если резидент особой экономической зоны создаст на ее территории объект недвижимости, выкупит расположенный под этим объектом земельный участок, то с момента приобретения права собственности на него резидент будет признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.
Организации – резиденты особой экономической зоны – освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Такая налоговая льгота предоставлена пунктом 9 статьи 395 НК РФ (Приложение №4).
Обратите внимание, что льгота предоставляется только организациям – резидентам особой экономической зоны. Из анализа текста пункта 9 статьи 395 НК РФ (Приложение №4) следует, что если объект недвижимости на территории особой экономической зоны будет создан индивидуальным предпринимателем, и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет, поскольку такая льгота предусмотрена только для организаций – резидентов особой экономической зоны.
Несмотря на то, что организации – резиденты особой экономической зоны освобождаются на пять лет от налогообложения земельным налогом, они, тем не менее, обязаны представлять в налоговые органы налоговую отчетность: расчет по авансовым платежам по земельному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу. Код налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога – 3021194 - указывается:
· в строке 150 раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу» в Налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу, форма которого утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н;
· в строке 170 раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога» в Налоговой декларации по земельному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №124н.
При заполнении налоговой отчетности по земельному налогу следует учитывать, что в строке 170 расчета по авансовым платежам и в строке 190 налоговой декларации следует указать количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения права на льготу принимаются за полный месяц.
По истечении пяти лет пользования льготой в виде освобождения от налогообложения, земельный налог в отношении участка, выкупленного организацией – резидентом особой экономической зоны, уплачивается в общем порядке.
Учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на соответствующем субсчете, открываемом к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета.
Начисленная сумма земельного налога отражается налогоплательщиками - организациями по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).
Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Более подробно с вопросами, касающимися исчисления и уплаты земельного налога, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».
Более подробно с вопросами, касающимися порядка создания и функционирования особых экономических зон, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Особые экономические зоны».