Аудиторско-консалтинговая группа "АРНИ"
Консультации Евгения Ситникова, начальника отдела
консультационного сопровождения бизнеса
аудиторско-консалтинговой компании АРНИ

 

Вопрос:

Какой документ является основанием для уплаты земельного налога?

Ответ:

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог, отвечающие признакам п. 2 ст. 11 НК РФ:

российские организации;

иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).

Основанием для признания указанных лиц плательщиками земельного налога является обладание земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 18.07.2006) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим и юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

К таким документам относятся:

Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767;

Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177;

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.

Отметим, что, хотя Постановления N 493, N 177 и Указ N 1767 отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 N 919 (в ред. от 19.07.2006 N 448) и Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 соответственно, правоудостоверяющие документы на землю, выданные на основании указанных актов, признаются действительными (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ и ст. 8 Закона N 141-ФЗ).

В связи с этим земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, права организаций и физических лиц на которые зарегистрированы либо имеются соответствующие акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.

В отношении налогоплательщиков, имеющих право на земельные доли, необходимо учитывать следующее. В ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в ред. от 18.07.2005) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указано, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, и при их отсутствии выписка из принятых до вступления в силу этого Закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Речь идет о трех видах документов, удостоверяющих право на земельную долю:

свидетельства о праве собственности на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, по форме, утвержденной Постановлением N 177, которые выдавались до 27 октября 1993 г., и по форме, утвержденной Указом N 1767, которые выдавались районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству до создания в конкретном субъекте Российской Федерации учреждений юстиции для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в ряде регионов - до 1 января 2000 г.);

выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий в случаях, если по каким-либо причинам свидетельства о праве собственности на земельные доли не выдавались; эти решения органы местного самоуправления принимали на основании протокола общего собрания (собрания уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями;

записи о праве на земельную долю в ЕГРП.

Признав, что ранее выданные свидетельства о праве собственности на земельные доли, а при их отсутствии - выписки из принятых решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, законодатель не счел необходимым начинать обмен и переоформление ранее полученных документов, удостоверяющих право на земельную долю.