Журнал «Учет в бюджетных учреждениях»

Бюджетные учреждения во многих случаях только пользуются транспортными средствами, не считаясь их владельцами, но при этом обязаны платить транспортный налог. Между тем порядок заполнения декларации по транспортному налогу в 2015 году отличается от применявшегося ранее.

Региональные особенности исчисления транспортного налога

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год ( ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды. При этом такая норма прямо фиксируется в соответствующем региональном законе. В противном случае на территории региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ, и начисляются пени за неуплату налога по итогам отчетного периода.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган подлинник справки об угоне ( письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475@). При этом транспортный налог не уплачивается:

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ ( ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать налоговые льготы и особые основания для применения таких льгот.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ. Особенности исчисления транспортного налога изложены в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации по транспортному налогу).

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по нему, установленный статьей 362 Налогового кодекса РФ. Согласно этим поправкам с 1 января 2014 года увеличен размер транспортного налога, который необходимо заплатить по дорогим легковым автомобилям. В частности, Законом № 214-ФЗ предусмотрены повышающие коэффициенты, которые будут применяться при расчете транспортного налога:

Средняя стоимость автомобиля Время, прошедшее с года выпуска
Не более 1 года от 1 до 2 лет от 2 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет Свыше 20 лет
от 3 до 5 млн руб. 1,5 1,3 1,1 1 1 1 1
от 5 до 10 млн руб. 2 2 2 2 1 1 1
от 10 до 15 млн руб. 3 3 3 3 3 1 1
от 15 млн руб. 3 3 3 3 3 3 1

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога определяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере торговли, – Минпромторг России. Это же ведомство рассчитывает среднюю стоимость всех легковых автомобилей и формирует перечень легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб., в отношении которых транспортный налог уплачивается с повышающим коэффициентом. Такой перечень Минпромторг России обновляет ежегодно не позднее 1 марта. Действующий перечень, позволяющий учреждениям определить, какие автомобили принесут дополнительные расходы на уплату транспортного налога, содержится в информации Минпромторга России от 28 февраля 2014 года.

Типичные ошибки при исчислении транспортного налога

Перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах опубликован на официальном сайте ФНС России. В части исчисления транспортного налога характерными ошибками названы:

  • неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением в отчетности) объектов налогообложения (транспортных средств);
  • занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;
  • неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);
  • нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Как показывает практика проверок, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства:

  • списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе;
  • не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 9 апреля 2010 г. № 03-05-04-04/08, от 23 июля 2010 г. № 03-05-05-04/16, транспортным налогом не облагаются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Учет операций по начислению и уплате транспортного налога (в том числе авансовых платежей по налогу) ведется с использованием счета 0 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 Инструкции № 157н). Для обособленного учета транспортного налога учреждение вправе на основании пункта 1 Инструкции № 157н в код синтетического счета 303 05 ввести дополнительный аналитический код. В бухгалтерском учете расчеты по исчислению и уплате транспортного налога оформляются следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учреждением начислен транспортный налог 0 40120 290 «Прочие расходы» 0 30305 730 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»
Транспортный налог перечислен в доход бюджета 0 30305 830 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ ( приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Начиная с отчетности за 2014 год форма декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, действует в редакции приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. № ММВ-7-11/254. В частности, на титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1 Приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу за 2014 год

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

В Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании которого учреждение уплачивает налог, внесены изменения Законом Московской области от 22 октября 2014 г. № 131/2014-ОЗ. Однако поправки вступили в силу с 1 января 2015 года, поэтому расчеты за 2014 год производятся как прежде. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка по транспортному налогу составит 7 руб. / л.с.

У учреждения нет льгот по транспортному налогу. Соответственно, раздел 2 годовой декларации по транспортному налогу, которую налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 1 февраля 2015 года, будет выглядеть так ( приложение к примеру).