Мария Мошкович, «эж-ЮРИСТ»

В отличие от организаций гражданам не нужно самостоятельно рассчитывать сумму транспортного налога, заполнять декларацию и отправляться на прием в налоговую. За них все сделает налоговый инспектор – он рассчитает налог, заполнит налоговое уведомление и квитанцию и пришлет эти документы налогоплательщику. Последнему остается лишь пойти в банк и заплатить налог. Выполнить эту обязанность легко и просто, если уведомление прислали. А если нет?

Противоречия в законе

Уплата налога на основании налогового уведомления имеет свою специфику, досконально описанную в первой части Налогового кодекса РФ.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика только с момента получения соответствующего уведомления (п. 2 ст. 44, п. 4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения такого уведомления, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога (п. 6 ст. 58 НК РФ). Данной норме корреспондирует обязанность налогового органа направить уведомление налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа (ст. 52 НК РФ).

Таким образом, автовладельцу, с одной стороны, волноваться вроде бы не о чем: указанные нормы защищают его от необоснованных обвинений в неуплате налога. Если уведомление не пришло совсем, то у него не возникло обязанности по уплате налога.Если оно запоздало, то у гражданина в любом случае есть законный месяц, чтобы заплатить налог, и это не должно считаться просрочкой.

Нормам первой части НК РФ соответствуют и нормы главы о транспортном налоге. Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика — физического лица на основании налогового уведомления (п.3 ст. 363 НК РФ).

Но, с другой стороны, налоговое законодательство все же устанавливает конкретный срок для уплаты физическими лицами транспортного налога — он определяется региональными законами. Например, в Москве этот срок истекает 1 июля следующего календарного года (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»).

Следовательно, если москвич-автовладелец по каким-либо причинам (на них мы остановимся позже) не получил уведомления ни к 1 июня (как положено), ни даже к 1 июля, и поэтому не смог заплатить, то у него по данному виду налога автоматически возникает недоимка.

Недоимка влечет начисление пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Поскольку пени не являются санкцией (согласно п. 1 ст. 75 НК РФ это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки), то вопрос о наличии/отсутствии вины налогоплательщика в просрочке в данном случае не имеет значения.

На наш взгляд, установление конкретных дат в качестве срока уплаты физическими лицами транспортного налога противоречит нормам первой части НК РФ, согласно которым этот срок должен быть не менее месяца с даты получения налогового уведомления. Нормы первой части имеют приоритет, поэтому указание на это противоречие может спасти налогоплательщика от незаслуженных пеней — ведь если обязанности по уплате налога не возникло, то не может быть и просрочки ее исполнения. Но это, увы, осуществимо только в судебном порядке.

Кроме того, ст. 6.1 НК РФ предполагает, что установление сроков в налоговом законодательстве должно производиться одним из следующих способов:

- календарной датой;

- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;

- периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

В данном случае использованы сразу два способа — установление даты и указание на событие, что неправильно. Неправильность эта бьет по карману налогоплательщика.

Где уведомление?

Как установлено ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его отправления.

Практика такова, что вручать уведомления гражданам лично никто и не пытается. Налоговики рассылают их почтой, как бы по умолчанию считая иной способ вручения невозможным. А между тем почта у нас работает не лучшим образом, да и форма заказного письма не гарантирует, что адресат непременно его получит, притом вовремя.

Письмо может потеряться в пути, прийти не по тому адресу (прописки, а не фактического проживания), в конце концов оно просто может быть украдено из почтового ящика, что тоже не редкость.

Другая причина — сбои в механизмах взаимодействия налоговых подразделений и ГИБДД. Согласно правилу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны передавать сведения о транспортных средствах и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Для целей исчисления транспортного налога такие сведения представляются также по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года (п. 5 ст. 362.5 НК РФ).

Транспортный налог уплачивается гражданами по месту их регистрации. Следовательно, налоговый орган по месту нахождения подразделения ГИБДД должен передать соответствующие сведения в налоговые органы по месту регистрации владельца транспортного средства. Утеря или задержка сведений на любом из этих этапов могут привести к задержке сроков направления уведомления. Отметим, что 8 февраля 2009 года вступило в силу Положение о взаимодействии подразделений госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, утвержденное совместным Приказом МВД и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561. Будем надеяться, что этот документ значительно улучшит процесс доставки сведений по назначению.

Ну и нельзя исключать конечно же случаи ненадлежащего выполнения своих обязанностей работниками подразделений ГИБДД и налоговых органов. Машин много, организация труда далека от идеала, вот и становится транспортный налог проблемой самих налогоплательщиков.

Приказ, а не процесс

Зачастую налогоплательщик, так и не получивший налогового уведомления на уплату транспортного налога, рассуждает следующим образом. Да, я не заплатил налог, но я в этом не виноват. Налоги с граждан в принудительном порядке можно взыскать только через суд. Вот пусть налоговики и обращаются в суд и попробуют доказать, что налог не уплачен по моей вине. Я объясню, что ни от кого не скрывался — просто не получил уведомления.

Рассуждения эти вполне справедливы, но не все знают, что требования о взыскании с граждан недоимок по налогам рассматриваются в порядке приказного, а не искового производства (ст.122 Гражданского процессуального кодекса РФ). Приказное производство — это упрощенная форма судопроизводства, при которой стороны не вызываются в суд для объяснений и даже не уведомляются о поданном заявлении. Судья принимает решение единолично в течение 5 дней.

Таким образом, если налоговый орган обратится в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, налогоплательщик узнает о принятом решении уже по факту, получив копию приказа, и объяснить ничего не сможет. Согласно ст. 129 ГПК РФ он имеет право в 10-дневный срок после получения этой копии представить в суд свои возражения — тогда судебный приказ будет автоматически отменен и налоговикам придется обращаться в суд уже в порядке обычного искового производства.

Срок этот, согласитесь, невелик — пока налогоплательщик разберется, что делать, 10 дней могут уже и пройти. Далее оспорить судебный приказ можно будет только в надзорном порядке — для этого потребуется в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу подать надзорную жалобу в Президиум Верховного Суда субъекта РФ (п. 2 ст. 376, подп. 1 п. 2 ст.377 ГПК РФ).

Да и теряется простой обыватель при получении такого документа. Он, конечно, будет возмущаться, но страх перед государственной машиной и желание поскорее решить неприятную проблему заставят его махнуть на все рукой и покорно оплатить требуемую сумму.

Казалось бы, какая разница, на основании чего платить — налогового уведомления или судебного приказа, если налогоплательщик в принципе не возражает против исполнения своих налоговых обязанностей?

Во-первых, чисто моральный аспект — честный человек, готовый платить налоги в установленном порядке, вдруг получает судебное решение, как будто он преступник. Это, безусловно, унижает. Во-вторых, в суд налоговики обращаются уже тогда, когда срок уплаты налога прошел, следовательно, к сумме налога плюсуются пени.

Отметим также, что обращение налогового органа в суд, если не было выслано уведомление, не является законным. Даже если уведомление высылалось, но по каким-либо причинам не было оплачено, по правилам налогового законодательства налоговый орган должен вначале направить гражданину требование с указанием суммы задолженности и пеней, и только в случае его неоплаты обращаться в суд (п. 1 ст. 45, ст. 48 НК РФ).

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 124 ГПК РФ к заявлению о вынесении судебного приказа должны прилагаться документы, доказывающие обоснованность требования взыскателя. Какие документы необходимо прилагать в случае взыскания налога, в законодательстве не уточняется. На наш взгляд, это должны быть копии уведомления и требования, а также документы, подтверждающие их направление/вручение налогоплательщику.

Что делать?

Для преодоления указанных проблем хорошо бы, конечно, отладить работу почты, налоговых инспекций и подразделений ГИБДД. Хорошо бы также откорректировать законодательство, с тем чтобы устранить противоречие, касающееся сроков уплаты транспортного налога физическими лицами.

Но все это налогоплательщику не под силу…

Тем не менее он легко может обезопасить себя от возможных неприятностей простым способом — если уведомление не получено за 30 дней до срока уплаты налога, нужно отправиться в налоговую инспекцию и получить его лично и под расписку (т. е. помочь налоговикам выполнить требования ст. 52 НК РФ).

А тем, кому вместо уведомления пришел судебный приказ, нужно не теряться и в 10-дневный срок представлять свои возражения в суд (при их наличии). В суд же следует обжаловать и требование об уплате пеней, если уведомление пришло позже срока или не пришло вообще.