Автор: Новикова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Транспортный налог за 2022 год учреждение, как и раньше, должно рассчитать самостоятельно. Налог уплачивается за каждое зарегистрированное на него транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, даже если это средство не использовалось учреждением в уставной или платной деятельности. Причем исполнение обязанности по уплате налога не зависит от передачи налоговиками сообщения об исчисленной сумме налога. Порядок расчета транспортного налога за 2022 год не изменился, поменялись лишь сроки и порядок уплаты налога.
Обязанность по уплате налога
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). То есть учреждение должно платить налог за каждое зарегистрированное транспортное средство (автомобиль, автобус и т. д.) (п. 1 ст. 358 НК РФ), пока оно не снято с учета (см. Письмо ФНС России от 15.03.2021 № БС-3-21/1851@).
Минфин еще в Письме от 28.12.2018 № 03-05-05-04/95689 подчеркнул, что транспортный налог уплачивается вне зависимости от того, использует организация транспортное средство или нет.
Не облагаются транспортным налогом транспортные средства, поименованные в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Как исчисляется транспортный налог?
Налоговая база
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (кВт) (п. 1 ст. 359 НК РФ).
Значение мощности двигателя транспортного средства для целей исчисления транспортного налога определяется в соответствии со сведениями, которые в налоговые органы представляют в порядке межведомственного информационного взаимодействия органы ГИБДД МВД (см. Письмо ФНС России от 20.01.2023 № БС-3-21/637@).
Ставки налога
Налоговая ставка зависит от мощности двигателя: чем мощнее транспортное средство, тем выше будет сумма налога. Ставки в рублях на одну лошадиную силу указаны в ст. 361 НК РФ. К примеру, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно ставка налога составляет 2,5 руб., для мощности двигателя от 150 до 200 л. с. – 3,5 руб.
Согласно п. 3 ст. 361 НК РФ субъекты РФ вправе уменьшать или увеличивать указанные ставки, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Это ограничение не действует в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с., то есть для них разрешено понижать ставки вплоть до нуля. Например, в Оренбургской области Законом от 16.11.2002 № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» установлена нулевая ставка налога в отношении легкового автомобиля мощностью до 100 л. с.
Кроме того, регионы могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с момента их выпуска, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ). При определении количества лет, прошедших с момента выпуска, учитываются все налоговые периоды начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска авто, включая период, за который платится налог (см. Письмо Минфина России от 30.01.2012 № 03-05-05-04/02).
Обратите внимание: на официальном интернет-сайте ФНС действует сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax), позволяющий получить информацию по вопросам применения налоговых ставок и льгот, в том числе по транспортному налогу (см. Письмо ФНС России от 20.01.2023 № БС-3-21/637@).
Льготы
Налоговый кодекс не предусматривает федеральные льготы по транспортному налогу для организаций. Их вправе устанавливать только регионы (ст. 356 НК РФ).
Льготы по транспортному налогу могут быть предоставлены в следующем виде (приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@):
1. Освобождение от уплаты налога. К примеру, автономные, бюджетные и казенные учреждения Тюменской области освобождены от уплаты налога (п. 5 ст. 1 Закона Тюменской области от 19.11.2002 № 93 «О транспортном налоге»).
2. Снижение ставки.
3. Уменьшение суммы платежа. К примеру, в Свердловской области за транспортные средства с газовым или электрическим типом двигателя организации уплачивают 50 % суммы исчисленного налога (п. 2 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога…»).
Для применения льготы плательщику налога необходимо направить в налоговую инспекцию заявление по утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ форме. К заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на льготу. Поименованные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).
По результатам рассмотрения (в течение 30 дней) заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен направить налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления (с указанием основания отказа).
Срок подачи обозначенного заявления на предоставление льготы ст. 361.1 НК РФ не установлен. Между тем учреждению целесообразно не затягивать с его подачей (оптимально направить его до конца I квартала года, следующего за годом использования льготы). Ведь при отсутствии такого заявления есть риск, что в сообщении об исчисленной сумме транспортного налога будет указана сумма без учета льготы, и это в дальнейшем может привести к возникновению недоимки по транспортному налогу.
Расчет налога
Плательщики транспортного налога самостоятельно исчисляют (п. 1, 2 ст. 360, п. 1 ст. 362 НК РФ):
-
суммы авансовых платежей по истечении каждого квартала;
-
сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам календарного года.
Авансовый платеж по налогу исчисляется как 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента – при его наличии).
Сумма налога рассчитывается так: из произведения налоговой базы, налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента – при его наличии) нужно вычесть сумму исчисленных авансовых платежей (п. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ).
ФНС в Письме от 27.04.2022 № БС-3-21/4231@ подчеркнула: сумма транспортного налога рассчитывается в зависимости от мощности двигателя, официально зарегистрированного на конкретное транспортное средство. Фактическая мощность двигателя транспортного средства в данном случае роли не играет.
К сведению: не нужно исчислять транспортный налог в отношении автомобилей при их регистрации и снятии с учета за период менее одного месяца, например при регистрации и снятии с учета автомобиля в период с 1-го по 15-е число, с 16-го по 30-е число, при регистрации после 15-го числа одного месяца и снятии с учета до 15-го числа следующего месяца (см. Письмо Минфина России от 19.08.2020 № 03-05-06-04/72801).
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (п. 2 ст. 362 НК РФ). При расчете налога за 2022 год применяются следующие коэффициенты:
-
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
-
3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Обратите внимание: при расчете суммы транспортного налога за 2022 год повышенные коэффициенты транспортного налога для автомобилей стоимостью от 3 млн до 10 млн руб. отменены (см. Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).
Перечень легковых автомобилей, при налогообложении которых используются повышенные коэффициенты, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 31 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В большинстве случаев это местонахождение организации. Если транспортное средство зарегистрировано на обособленное подразделение, то платежи нужно осуществлять в инспекцию по месту нахождения этого подразделения (ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2018 № БС-4-21/6096).
Сообщение об уплате налога
В течение налогового периода плательщики налога уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, а по завершении года – доплачивают налог по правилам, закрепленным п. 2 ст. 363 НК РФ.
Авансы по налогу уплачиваются ежеквартально по истечении отчетного периода, налог – в году, следующем за истекшим (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Для обеспечения полноты налоговых сборов ИФНС направляют плательщикам налога сообщения о рассчитанных налоговых платежах. Для отправки сообщений п. 4 ст. 363 НК РФ установлены следующие сроки:
-
в течение 10 дней после составления налоговым органом сообщения о сумме налога, подлежащей уплате организацией за истекший налоговый период, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
-
не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате организацией за предыдущие налоговые периоды;
-
не позднее 3 месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации;
-
не позднее 1 месяца со дня истечения установленного срока уплаты авансового платежа по налогу по истечении каждого отчетного периода, подлежащего уплате организацией.
Исполнение обязанности по уплате налога не зависит от передачи указанного сообщения. Сообщение направят при наличии соответствующих оснований и в установленные сроки.
Если учреждение несогласно с расчетом суммы налога, произведенным налоговым органом, оно вправе в течение 20 дней направить по ТКС необходимые пояснения и свои расчеты. Если по результатам рассмотрения представленных учреждением пояснений и (или) документов сумма транспортного налога, указанная в сообщении, изменится, налоговый орган передает учреждению уточненное сообщение (п. 7 ст. 363 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).
Если же учреждение не получило сообщение с расчетом налога, оно вправе направить в налоговый орган заявление о выдаче сообщения. Заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647@, в электронном виде по каналам ТКС либо на бумаге лично или по почте.
Если за период владения объектом учреждение не получило сообщение из налоговой, то согласно п. 2.2 ст. 23 НК РФ ему необходимо направить в инспекцию сообщение о наличии налогооблагаемого транспорта. Иными словами, при наличии зарегистрированных в 2022 году автомобилей, на которые от налогового органа не получен расчет налога, учреждение должно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.08.2022 № ЕД-7-21/741@. Такое сообщение подается только один раз до конца года, следующего за истекшим (то есть до 31.12.2023). Направить его нужно не раньше истечения сроков, установленных для направления сообщений налоговиками (см. Письмо ФНС России от 01.03.2021 № БС-4-21/2565@).
Когда транспортный налог не уплачивается?
В соответствии с п. 3.1 ст. 362 НК РФ в отношении транспортного средства, прекратившего свое существование в связи с гибелью или уничтожением, исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного плательщиком в налоговый орган.
Форма заявления и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.
С подобным заявлением учреждение вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения – транспортного средства.
Если такие документы не поданы, налоговый орган запросит сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Таким образом, при рассмотрении заявления налоговый орган должен выявить документированные сведения, подтверждающие факт прекращения существования транспортного средства, либо отсутствие таковых (см. Письмо ФНС России от 20.12.2022 № БС-3-21/14334).
К сведению: согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае прекращения существования транспортного средства оно подлежит снятию с государственного учета по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, после утилизации транспортного средства.
Особенности исчисления налога
Реорганизация
В силу п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей.
Поэтому сообщение об уплате налога направляется организации – правопреемнику реорганизованного юридического лица в случае, если на указанного правопреемника в соответствии со ст. 50 НК РФ возложена обязанность по уплате налога за период постановки на учет реорганизованного юридического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих такому лицу транспортных средств. В остальных случаях исходя из содержащегося в ст. 357 НК РФ определения плательщика налога сообщение направляется за налоговый (отчетный) период, в течение которого транспортное средство было в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано на указанного в сообщении налогоплательщика-организацию (его обособленное подразделение) (см. Письмо ФНС России от 18.05.2022 № БС-4-21/5982@).
Владение транспортом неполный год
Если транспортное средство было зарегистрировано на плательщика налога в течение налогового (отчетного) периода, то налог рассчитывается с учетом специального коэффициента. Он определяется путем деления числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Например, если организация владела автомобилем 5 месяцев, то при расчете транспортного налога применяется коэффициент в виде простой дроби – 5/12. Переводить простую дробь в десятичную не нужно (см. Письмо Минфина России от 25.04.2022 № 03-05-03-04/37020).
Кстати, аналогичное правило применяется при расчете корректирующего коэффициента в случае возникновения льготы по транспортному налогу в течение календарного года (п. 3.3 ст. 362 НК РФ). Данный коэффициент также представляет собой простую дробь. В числителе – число полных месяцев, когда льгота отсутствовала, в знаменателе – общее число месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Уплата налога за 2022 год и в 2023 году
Из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) и единого налогового счета (ЕНС) по налогам, авансовым платежам и взносам, которые в данном месяце уплачиваются до подачи декларации (расчета) либо без декларации (как в случае с транспортным налогом), учреждению нужно подать уведомление об исчисленных суммах. Срок – не позднее 25-го числа месяца уплаты.
Транспортный налог за 2022 год должен быть уплачен не позднее 28 февраля 2023 года (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Обратите внимание: авансовые платежи по налогу в 2023 году организация должна уплатить (п. 1 ст. 363 НК РФ):
за I квартал – не позднее 28 апреля;
за полугодие – не позднее 28 июля;
за 9 месяцев – не позднее 30 октября.
Если учреждение уплачивает налоги посредством перечисления ЕНП, то оно должно отправить в инспекцию уведомление об исчисленных суммах налогов не позднее 27 февраля (так как 25-е число приходится на выходной день).
Если учреждение перечисляет налоги по-старому (то есть отдельными платежными поручениями на конкретные КБК), то дополнительно подавать в инспекцию уведомление ему не нужно.
Сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2022 год инспекция должна направить учреждению до 28 августа 2023 года (что следует из ст. 363 НК РФ).