Автор: Тимофеева Л. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Унитарные предприятия, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, выступают плательщиками взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – НС и ПЗ).
Тарифы страховых взносов устанавливаются дифференцированно по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Вид экономической деятельности следует подтверждать ежегодно не позднее 15 апреля.
Подробно об этом говорится в консультации Л. Е. Тимофеевой «Взносы на страхование от НС и ПЗ: подтверждайте вид деятельности своевременно», где также отмечено, что если предприятие имеет обособленное подразделение, тариф по нему отдельно не устанавливается и страховые взносы уплачиваются в целом по предприятию – при условии, что обособленное подразделение не выделено в самостоятельную классификационную единицу (СКЕ).
Что является самостоятельной квалификационной единицей? Можно ли сэкономить на страховых взносах при ее наличии? Когда она возникает? Можно ли поставить знак равенства между СКЕ и обособленным подразделением?
Обособленное подразделение = СКЕ?
Для начала определим, тождественны ли понятия «обособленное подразделение» и «СКЕ».
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ регистрация страхователей в территориальных органах ФСС осуществляется по месту нахождения самих юридических лиц, а также по месту нахождения их обособленных подразделений (которым для совершения операций открыты счета в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц).
В пункте 7 Правил № 713 дано определение самостоятельной классификационной единицы для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ, подлежащей отнесению к видам экономической деятельности. Такими единицами являются:
-
страхователи;
-
обособленные подразделения страхователей – юридических лиц;
-
структурные подразделения страхователей – юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя.
Однако не каждое подразделение будет считаться СКЕ. На основании п. 7 Порядка № 55оно становится самостоятельной классификационной единицей при соблюдении следующих требований:
-
подразделение осуществляет вид деятельности, который не является основным для страхователя;
-
страхователь ведет бухучет подразделений, который позволяет обеспечить составление формы 4-ФСС;
-
страхователь представляет в фонд в установленные сроки формы 4-ФСС в целом по организации и по каждому подразделению, являющемуся СКЕ;
-
наименование видов экономической деятельности, указанных страхователем в справке-подтверждении, соответствует наименованиям видов экономической деятельности, осуществляемых данными подразделениями и указанных в заявлении о выделении подразделений страхователя в СКЕ;
-
отсутствует задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, не погашенных на день подачи страхователем заявления о выделении подразделений в СКЕ в составе страхователя.
Подразделения страхователя не подлежат выделению в СКЕ при отсутствии в справке-подтверждении сведений о доходах по виду экономической деятельности данного структурного подразделения.
Обратите внимание: не всегда можно поставить знак равенства между обособленным подразделением и СКЕ.
Унитарное предприятие может иметь обособленное подразделение на самостоятельном балансе не выделенное как СКЕ (подчеркнем – как СКЕ для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ). В этом случае тариф по подразделению отдельно не устанавливается и страховые взносы уплачиваются в целом по предприятию.
В то же время у предприятия могут иметься структурные подразделения, осуществляющие виды деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя, и не отвечающие признакам обособленных. Тогда предприятие может обозначить такое структурное подразделение как СКЕ (при соблюдении вышеперечисленных условий).
В каких случаях страхователю выгодно выделять подразделения в самостоятельные квалификационные единицы? Конечно же, когда виды деятельности в головном предприятии и подразделении существенно различаются и относятся к различным классам профессионального риска, что позволяет применять различные тарифы взносов на страхование от НС и ПЗ, тем самым существенно сэкономив на этих взносах.
Обратите внимание: согласно п. 11 Правил № 713 страхователь наряду со своим основным видом деятельности ежегодно подтверждает также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся СКЕ, в соответствии с Порядком № 55.
О подтверждении вида деятельности СКЕ
Чтобы подразделения можно было отнести к СКЕ, необходимо в силу п. 8 Порядка № 55подтверждать также и виды экономической деятельности данных подразделений.
Для этого страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы (на бумажном носителе либо в форме электронного документа):
-
заявление о выделении подразделений в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению 3 к Порядку № 55;
-
копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями видов деятельности, которые не являются основным видом деятельности страхователя, и регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике).
Отметим, что если самостоятельной классификационной единицей является обособленное подразделение, по месту нахождения которого страхователь зарегистрирован согласно ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ, то в целях подтверждения вида деятельности страхователем представляются документы, указанные в п. 3 Порядка № 55. Напомним, речь идет о заявлении, справке-подтверждении основного вида деятельности и копии пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В силу положений п. 10 Порядка № 55, п. 12 Правил № 713 следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделения его деятельность подлежит отнесению к виду, который соответствует основному виду экономической деятельности самого страхователя.
Решение о выделении подразделений страхователя в СКЕ
Предприятие не может просто так объявить самостоятельной классификационной единицей свое структурное подразделение (независимо от того, имеет оно статус обособленного или нет).
Согласно п. 9 Порядка № 55 решение о выделении подразделений страхователя в СКЕ принимает территориальный орган ФСС после согласования с фондом.
Территориальный орган ФСС в течение 7 рабочих дней со дня представления страхователем полного перечня документов, установленного п. 8 Порядка № 55, направляет их на согласование в фонд. Последний в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов рассматривает их на предмет соответствия требованиям, указанным в п. 7 данного порядка, и о результатах информирует территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя.
По результатам рассмотрения территориальный орган ФСС в двухнедельный срок уведомляет страхователя о действующих с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой СКЕ.
Арбитражная практика по унитарным предприятиям
Как показывает арбитражная практика, территориальные органы ФСС зачастую приравнивают филиалы и обособленные подразделения к СКЕ даже в случаях, когда страхователь не заявлял о выделении указанных подразделений как СКЕ. В итоге в отношении подразделений (из-за непредставления подтверждения их видов деятельности) применяются повышенный страховой тариф либо надбавки к страховым тарифам.
Однако, как показывает арбитражная практика, если дело доходит до суда, то судьи признают такие действия ФСС неправомерными, приводя следующие аргументы.
К сведению: законом установлена возможность отнесения обособленного подразделения страхователя – юридического лица к СКЕ для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ только при наличии исполнения обособленным подразделением совокупности всех перечисленных в п. 7 Правил № 713 требований. Сам по себе статус обособленного подразделения страхователя не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей.
Такие выводы были, в частности, сделаны в постановлениях АС ЦО от 09.09.2016 № Ф10-3154/2016 по делу № А83-5791/2015, АС ВСО от 24.08.2016 № Ф02-4231/2016 по делу № А33-22384/2015, АС ЗСО от 29.07.2016 № Ф04-3371/2016 по делу № А45-26100/2015, от 15.09.2014 по делу № А70-13279/2013, АС ВСО от 03.07.2015 № Ф02-3059/2015 по делу № А19-18719/2014.
Отметим, что во всех этих постановлениях стороной дела в спорах с ФСС выступали унитарные предприятия.