Ахтанина М. Н.

Источник: Журнал"Главная книга. Конференцзал" № 01/2013

http://www.facebook.com/G.kniga

Первое и вполне ожидаемое изменение - увеличение размера предельной базы для начисления взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС. По Постановлению Правительства от 10.10.2012 N 1276 она составит 568 000 рублей в год по каждому работнику. Кстати, именно эта сумма фигурировала в пояснительных записках к проектам законов о бюджете ПФР и ФСС на 2013-2015 годы. Это на 5000 рублей меньше, чем планировалось годом ранее при разработке бюджетов внебюджетных фондов на 2012-2014 годы. Но судя по всему, средняя зарплата по стране растет не так быстро, как хотелось бы нашему Правительству.

Да и в любом случае даже при достижении выплат в пользу работника заветной суммы 568 000 рублей начисление взносов в ПФР с его зарплаты продолжается, но уже по солидарному тарифу 10 процентов. Солидарные взносы не платят только организации, имеющие право на применение пониженных тарифов. Кстати, для самых многочисленных категорий льготников (упрощенцев с основным льготируемым видом деятельности, аптек на ЕНВД и предпринимателей-фармацевтов) 2013 год - последний год, когда они могут начислять взносы по пониженным тарифам.

Вместе с тем в 2014 году никому не придется начать платить взносы по основному совокупному тарифу 34 процента. Потому что законодатель решил продлить срок действия тарифов переходного периода еще на 2 года. И в 2013-2015 годах работодатели, не имеющие права на льготный тариф, будут начислять взносы по тем же тарифам, что и сейчас:

- в ПФР - 22 процента с выплат, не превышающих предельную базу, и 10 процентов с выплат, ее превышающих;

- 2,9 процента в ФСС;

- 5,1 процента в ФФОМС.

Зато работодателей почти всех категорий граждан, имеющих право на досрочную пенсию, перечисленных в статье 27 Закона о трудовых пенсиях, с 2013 года обяжут начислять на выплаты таким работникам взносы в ПФР по дополнительному тарифу. Для этого Закон N 167-ФЗ дополняют статьей 33.2, а Закон N 212-ФЗ - статьей 58.3. Взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу, будут солидарными и пойдут на страховую часть пенсии. То есть при расчете пенсии работнику они учитываться не будут.

Самый высокий тариф установлен по выплатам в пользу работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. В 2013 году он составит 4 процента, в 2014 году - 6 процентов, а с 2015 года - 9 процентов. Дополнительный тариф пенсионных взносов с выплат остальным категориям "досрочников" составит в 2013 году - 2 процента, в 2014-м - 4 процента и начиная с 2015 года - 6 процентов. Взносы по этим дополнительным тарифам будут начисляться на все трудовые выплаты как до, так и свыше предельной базы. А вот на зарплаты артистов, медиков и педагогов, которые тоже могут выйти на пенсию досрочно, взносы по дополнительным тарифам начислять не придется.

В то же время работодатель "потенциально-досрочных пенсионеров" может быть освобожден от уплаты взносов по дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда. Порядок ее проведения будет установлен отдельным федеральным законом. Насколько мне известно, пока даже проекта такого закона не существует, тем не менее взносы по дополнительным тарифам начислять придется уже с 1 января 2013 года.

Может быть, идея обеспечить право "досрочников" на более раннюю трудовую пенсию за счет дополнительных взносов по-своему и не плоха. И все же, на мой взгляд, есть много непонятного в том, как именно она реализована.

Во-первых, непонятно, почему из всех категорий работников, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, все-таки сделали какие-то изъятия. Почему с зарплаты женщины, занятой в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, надо платить дополнительные взносы, а с зарплаты балерины кордебалета нет? Притом что право на досрочную пенсию и у первой, и у второй возникнет, если она отработает по своей тяжелой профессии 20 лет.

Один мой коллега предположил, что при такой дифференциации "досрочников" работодатель исходил из того, насколько велика доля затрат на оплату труда в конкретной сфере деятельности. И если ткацкая фабрика, уплачивая дополнительные взносы, например, с зарплаты операторов гладильно-сушильных агрегатов, разориться не должна, то театр оперы и балета, уплачивая дополнительные взносы с зарплаты артистов, может и по миру пойти. Второй коллега решил, что это связано с тем, что медики, педагоги и артисты - это в подавляющем большинстве бюджетники. Соответственно, основная нагрузка по уплате дополнительных взносов с зарплат таких работников ляжет на государственную казну. А это совсем не в интересах государства. Однако при любом варианте получается, что работодатели, уплачивающие дополнительные взносы за своих "вредников", фактически обеспечивают реализацию права на досрочную пенсию и чужим работникам. Не уверена, что это справедливо, но, как говорят, справедливости никто и не обещал.

Во-вторых, не совсем ясна идея освобождения от уплаты дополнительных взносов "по результатам специальной оценки условий труда". Кто, как и за сколько будет их оценивать, большой вопрос - закона об этом, как я уже говорила, даже в проекте нет. Но в чем вообще смысл такого освобождения? Ведь, по идее, за счет дополнительных взносов должна финансироваться та самая досрочная пенсия. Однако освобождение работодателя от уплаты дополнительных взносов не лишает его работников права на досрочную пенсию, по крайней мере пока. Хотя если оценка условий труда подтвердила, что работа, допустим, на этой мартеновской печи абсолютно безопасна и даже местами полезна для здоровья, то, может быть, вскоре речь пойдет о том, что и в досрочной пенсии сталевары не нуждаются. В любом случае появление какого-то органа, который будет оценивать, достоин конкретный работодатель освобождения от уплаты дополнительных взносов или нет, наверняка повлечет за собой рост коррупции.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференцзал" № 01/2013