Компания ГАРАНТ

Каковы правила оформления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования для сотрудников - граждан Белоруссии, не имеющих регистрации на территории РФ?

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, в том числе и граждане Республики Беларусь, подразделяются на три категории:

- временно пребывающие в РФ иностранные граждане - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающие в РФ иностранные граждане - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в РФ иностранные граждане - лица, получившие вид на жительство.

Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"; далее - Закон N 109-ФЗ).

Как следует из вопроса, граждане Республики Беларусь не имеют регистрации по месту жительства либо вида на жительство, а следовательно, являются временно пребывающими.

Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" были внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Так, с 1 января 2012 года временно пребывающие на территории РФ иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Из положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция), следует, что каждое застрахованное лицо должно быть зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования, регистрация предусматривает открытие лицевого счета на застрахованное лицо с выдачей ему страхового свидетельства, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица. Форма такого страхового свидетельства (АДИ-7) утверждена постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (далее - Постановление N 192п).

Обязанность по оформлению страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в отношении лица, впервые поступившего на работу по трудовому договору, возложена на работодателя (ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. 2 ст. 7 Закона N 27-ФЗ). Для оформления страхового свидетельства работодатель должен подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (далее - территориальный орган ПФР) следующие документы:
- заявление работника о выдаче свидетельства, составленное в произвольной форме (п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ);

- анкету застрахованного лица по форме N АДВ-1, утвержденную Постановлением N 192п (п. 9 Инструкции).

В соответствии с п. 11 Инструкции территориальный орган ПФР в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю или застрахованному лицу. После получения из территориального органа ПФР страхового свидетельства работодатель должен в течение одной недели выдать его застрахованному лицу под роспись в сопроводительной ведомости (п. 14 Инструкции). Затем эту ведомость в месячный срок работодатель должен направить обратно в территориальный орган ПФР (п. 17 Инструкции).

В соответствии с п. 9 Инструкции срок подачи работодателем в территориальный орган ПФР документов для регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования установлен в две недели с даты заключения ими трудового договора. С учетом внесенных с 1 января 2012 года в Закон N 167-ФЗ изменений представляется, что в отношении работников - временно пребывающих иностранных граждан, с которыми трудовые договоры заключены до 1 января 2012 года, работодатель обязан подать документы на регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования в двухнедельный срок с даты, когда данные лица стали застрахованными, то есть с 1 января 2012 года. При заключении трудовых договоров с временно пребывающими иностранными гражданами, не имеющими страхового свидетельства, после 1 января 2012 года документы необходимо подавать в установленный п. 9 Инструкции срок. Ответственность за просрочку двухнедельного срока законом не предусмотрена, но работодатель должен сдать документы для регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования до срока сдачи отчетности: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в котором с работником был заключен трудовой договор (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетным периодом является I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Невыполнение требований, установленных п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, является основанием для привлечения работодателя к ответственности на основании абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

При начальной регистрации застрахованного лица для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования страхователь (работодатель), согласно п. 1 ст. 9 Закона N 27-ФЗ, также обязан предоставить в территориальный орган ПФР сведения о работнике, предусмотренные пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, а именно сведения о его:

   - фамилии, имени, отчестве, а также фамилии, которая была у застрахованного лица при рождении;

   - дате рождения;

   - месте рождения;

   - поле;

   - адресе постоянного места жительства;

   - серии и номере паспорта или удостоверения личности, дате выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены вышеназванные сведения, наименовании выдавшего их органа;

   - гражданстве.

Сообщить указанные сведения работодателю обязано лицо, с которым заключается трудовой договор (п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ).

В соответствии с п. 19 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением N 192п, реквизиты "Адрес постоянного места жительства" и "Адрес регистрации" не заполняются в случае, если документ, удостоверяющий личность, не содержит данных об адресе регистрации застрахованного лица. В данном случае имеются в виду адрес постоянного места жительства и адрес регистрации на территории РФ. При этом в случае отсутствия адреса регистрации заполняется реквизит "Адрес места жительства фактический". В случае необходимости получения более конкретных разъяснений по отдельным вопросам заполнения указанного заявления рекомендуем Вам обратиться в территориальный орган ПФР.

К сведению:

Обращаем Ваше внимание на то, что равенство прав граждан Республики Беларусь с гражданами Российской Федерации при трудоустройстве и в других вопросах трудовых отношений (п. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998; п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий") не отменяет обязанностей таких иностранных работников и их работодателей, предусмотренных действующим российским законодательством о миграционном учете.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 109-ФЗ временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Закона N 109-ФЗ физическое или юридическое лицо, у которого гражданин Республики Беларусь фактически проживает (находится) либо осуществляет трудовую деятельность, обязано представить уведомление о его прибытии в место пребывания (далее - уведомление) в орган миграционного учета. Неисполнение работодателем обязанности по уведомлению органов миграционного учета РФ о прибытии (и убытии) иностранного гражданина в место пребывания является основанием для привлечения работодателя к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 29.01.2010 N КА-А41/15542-09 по делу N А41-27432/09, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2009 N А32-17738/2008-59/238-114АЖ).

Порядок постановки иностранных граждан, в том числе временно пребывающих, регламентирован разделом III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила). Форма уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287 "Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания". Уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной либо, в случае невозможности этого (ч. 3 ст. 22 Закона N 109-ФЗ), самим временно пребывающим иностранным гражданином в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил). Принимающей стороной в данном случае является работодатель (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ; смотрите также постановления ФАС Московского округа от 01.10.2008 N КА-А40/9114-08 и N КА-А40/9117-08). Местом пребывания иностранного гражданина будет место нахождения организации-работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ).

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства (Санкт-Петербург, 24.01.2006) и ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19.11.2010) граждане Республики Беларусь освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в органах миграционного учета РФ в течение 30 суток с даты въезда на территорию Российской Федерации. Из указанных норм в совокупности с положениями ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, на наш взгляд, следует, что если с момента прибытия на территорию Российской Федерации до даты заключения трудового договора прошло менее 30 суток, то работодатель обязан направить уведомление до окончания указанного срока, а если этот срок составляет менее семи рабочих дней, то в течение семидневного срока; в остальных случаях уведомление должно быть направлено в семидневный срок. Однако каких-либо официальных разъяснений относительно сроков направления уведомления и применения норм указанных соглашений нам найти не удалось. Поэтому во избежание споров с органами миграционного учета рекомендуем Вам руководствоваться правилами ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ельчанинов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария

15 мая 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.