Автор: Галочкина А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как применяются пониженные тарифы страховых взносов КФХ – участником СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в том числе получившим такой статус в 2022 году? Можно ли применять пониженные тарифы в отношении всех выплат работникам КФХ? Давайте разбираться.

Пониженные тарифы для участников СЭЗ с 2023 года

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ – лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 377-ФЗ), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ.

В целях названного подпункта физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком – участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией указанного инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.

Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, утверждается плательщиком – участником СЭЗ по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя (в зависимости от места нахождения такого плательщика).

Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя в течение трех рабочих дней после внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении плательщика в указанный реестр либо записи о заключении с плательщиком, имеющим статус участника СЭЗ, другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне представляют в электронном виде в налоговые органы информацию о согласованном с таким плательщиком перечне рабочих мест физических лиц, занятых в реализации соответствующего инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. В случае внесения участником СЭЗ изменений в перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, указанная информация должна быть представлена высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя в электронном виде в налоговые органы в течение трех рабочих дней после согласования таких изменений.

В соответствии с п. 2.2 ст. 427 НК РФ для плательщиков, поименованных в пп. 11 п. 1 данной статьи, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

В такой редакции ст. 427 НК РФ действует с 1 января 2023 года.

К сведению: Федеральный закон № 377-ФЗ устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, примыкающих к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.

При этом согласно п. 10 ст. 427 НК РФ плательщики, названные в пп. 11 п. 1 указанной статьи, получившие статус участника свободной экономической зоны до 1 января 2018 года, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 5 п. 2, п. 2.2 ст. 427 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

Плательщики, указанные в пп. 11 п. 1 ст. 427 НК РФ, получившие статус участника свободной экономической зоны начиная с 1 января 2018 года, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 5 п. 2, п. 2.2 ст. 427 НК РФ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, но не ранее чем с 1 января 2020 года. При этом пониженные тарифы страховых взносов применяются данным участником СЭЗ до окончания срока существования свободной экономической зоны при условии, если разница между суммой страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных п. 2 или 3 ст. 425 НК РФ, и суммой страховых взносов, рассчитанной с применением пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пп. 5 п. 2, п. 2.2 ст. 427 НК РФ соответственно, определяемая участником СЭЗ нарастающим итогом с начала применения пониженных тарифов страховых взносов, не превышает величину, равную объему капитальных вложений, осуществленных за аналогичный период, умноженную на коэффициент, размер которого устанавливается Правительством РФ в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемого участником СЭЗ. С 1-го числа месяца, в котором возникло превышение, до 1-го числа месяца, в котором превышение устранено, вместо пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пп. 5 п. 2, п. 2.2 ст. 427 НК РФ, применяются тарифы страховых взносов, установленные п. 2 или 3 ст. 425 НК РФ.

К сведению: коэффициенты для целей применения положений ст. 427 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 18.01.2021 № 10 «Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов».

Высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, представляют в электронном виде в налоговые органы сведения об осуществленных за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода плательщиками, получившими статус участника СЭЗ начиная с 1 января 2018 года, капитальных вложениях. При этом в целях п. 10 ст. 427 НК РФ понятие «капитальные вложения» используется в значении, указанном в Федеральном законе № 377-ФЗ.

К сведению: для целей Федерального закона № 377-ФЗ под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание (п. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 377-ФЗ).

Для плательщиков, утративших статус участника СЭЗ, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 5 п. 2, п. 2.2 ст. 427 НК РФ, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен такой статус.

В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма страховых взносов подлежит восстановлению исходя из тарифов страховых взносов, установленных для этого расчетного (отчетного) периода п. 2 или 3 ст. 425 НК РФ, и уплате за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне без соответствующих пеней в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов.

Отметим, что обязанность плательщика страховых взносов по восстановлению сумм страховых взносов исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов предусмотрена НК РФ только для случая расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда и не зависит от обязанности по уплате штрафа, установленной п. 23.1 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ и договором об условиях деятельности в СЭЗ (п. 5.2 примерной формы договора об условиях деятельности в СЭЗ, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 24.06.2019 № 363). Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 21.04.2022 № 03-15-05/36015.

Разъяснения Минфина для КФХ

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) планировало в 2022 году получить статус участника СЭЗ в целях реализации инвестиционного проекта. Вправе ли оно применять пониженные тарифы страховых взносов как участник СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя?

Ответ на данный вопрос дан в Письме Минфина России от 01.06.2022 № 03-15-05/51624. Логика ответа финансистов следующая.

Исходя из положений пп. 11 п. 1 и пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом № 377-ФЗ.

При этом физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком – участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.

Следует отметить, что согласно положениям п. 2 ст. 430 НК РФ главы КФХ уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в фиксированных размерах, указанных в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 430 НК РФ. В частности, фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2022 года составляет 34 445 руб., а на обязательное медицинское страхование – 8 766 руб.

К сведению: согласно п. 2.1 ст. 430 НК РФ главы КФХ начиная с 2023 года уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом размер указанных страховых взносов в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение совокупного фиксированного размера страховых взносов, составляющего 45 842 руб. за расчетный период 2023 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Из приведенных норм финансисты делают следующий вывод: упомянутые пониженные тарифы страховых взносов действуют только в отношении выплат работникам, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, и не применяются в отношении главы КФХ и его членов.

Что касается участников СЭЗ, получивших такой статус в 2022 году, то п. 10 ст. 427 НК РФ установлены особенности применения данной преференции указанными плательщиками.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются участником СЭЗ, получившим статус в 2022 году, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен такой статус, и до окончания срока существования СЭЗ, при условии, если разница между суммой страховых взносов, рассчитанной исходя из тарифов страховых взносов, установленных п. 2 ст. 425 НК РФ (общеустановленных), и суммой страховых взносов, исчисленной с применением пониженных тарифов страховых взносов, определяемая участником СЭЗ нарастающим итогом с начала применения пониженных тарифов страховых взносов, не превышает величину, равную объему осуществленных капитальных вложений за аналогичный период, умноженную на коэффициент, размер которого устанавливается Правительством РФ в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемого участником СЭЗ.

В Письме Минфина России от 05.08.2022 № 03-15-06/76043 уточнено, что с 1-го числа месяца, в котором возникло превышение, до 1-го числа месяца, в котором превышение устранено, вместо пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ (с 2023 года – п. 2.2 ст. 427 НК РФ), применяются тарифы страховых взносов, установленные п. 2 ст. 425 НК РФ (вопрос о 2022 годе, в 2023 году действуют тарифы, утвержденные п. 3 ст. 425 НК РФ).

Таким образом, с целью применения упомянутыми участниками СЭЗ пониженных тарифов страховых взносов объем осуществленных ими капитальных вложений, исчисленный нарастающим итогом с начала применения пониженных тарифов страховых взносов и до конца того или иного месяца применения пониженных тарифов страховых взносов, умноженный на соответствующий коэффициент в зависимости от вида экономической деятельности, должен всегда превышать определяемую нарастающим итогом за аналогичный период разницу между суммами страховых взносов, рассчитанными по общеустановленным и пониженным тарифам.

В противном случае, если объем осуществленных капитальных вложений, умноженный на соответствующий коэффициент, меньше указанной разницы между суммами страховых взносов, исчисленных с применением общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов, либо равен нулю ввиду неосуществления капитальных вложений, то такой плательщик страховых взносов применяет общеустановленные ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов до устранения данной ситуации.

С учетом приведенных норм плательщик страховых взносов, получивший статус участника СЭЗ, например, в мае 2022 года, вправе начать применять пониженные тарифы страховых взносов с 1 июня 2022 года при условии, что в июне этого года им будут фактически осуществлены капитальные вложения и их размер, умноженный на соответствующий коэффициент, будет больше вышеупомянутой разницы между суммами страховых взносов, исчисленными с применением общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов.

Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов участником СЭЗ, заключившим два договора об условиях деятельности в СЭЗ, то разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минфина России от 02.08.2022 № 03-15-06/74552.

Организация в октябре 2015 года заключила договор об условиях деятельности в СЭЗ, на основании которого получила статус участника СЭЗ в ноябре 2015 года. В 2022 году в связи с расширением производства организация планировала заключить второй договор об условиях деятельности в СЭЗ.

Частью 19 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ определено, что лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении в данный реестр.

Согласно ч. 18 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня получения от высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя копии заключенного договора об условиях деятельности в СЭЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти вносит в единый реестр участников СЭЗ запись о включении заявителя в указанный реестр либо запись о заключении с заявителем, имеющим статус участника СЭЗ, другого договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также направляет участнику СЭЗ свидетельство о включении в единый реестр участников СЭЗ.

При заключении лицом, имеющим статус участника СЭЗ, нескольких договоров об условиях деятельности в СЭЗ свидетельство о включении в единый реестр участников СЭЗ не выдается.

Таким образом, поскольку статус участника СЭЗ организацией был получен до 1 января 2018 года в связи с заключением первоначального договора об условиях деятельности в СЭЗ, данная организация применяет пониженные тарифы страховых взносов при осуществлении деятельности на основании обоих договоров об условиях деятельности в СЭЗ в соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 427 НК РФ в течение десятилетнего периода, исчисляемого со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении этой организации в указанный реестр, которая производится в связи с заключением первоначального договора об условиях деятельности в СЭЗ.