Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), вступивший в силу 14 июля 2022 года, внес поправки в гл. 34 «Страховые взносы» НК РФ. О том, какие условия должны соблюдать организации, осуществляющие деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, для применения пониженных тарифов страховых взносов, – в нашем материале.

Пониженные тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности

Подпункт 18 п. 1 ст. 427 НК РФ изложен в новой редакции. Ранее он звучал так: пониженные тарифы страховых взносов применяются для российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

В редакции Федерального закона № 323-ФЗ данная норма представлена следующим образом: пониженные тарифы страховых взносов применяются для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.

Реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности

Правила формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392 «О реестре организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности».

Требования к организациям

В реестр включаются организации, соответствующие следующим требованиям:

а) организация не является иностранным юридическим лицом, а также не находится под контролем иностранного государства, и (или) международной организации, и (или) иностранного юридического или физического лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица. Установлено, что организация считается находящейся под контролем иностранного государства, и (или) иностранного лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица при наличии одного из следующих признаков:

  • контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

  • контролирующее лицо по договору или иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

  • контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

  • контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица;

б) организация осуществляет проектирование (разработку) и (или) производство электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) проектирование (разработку) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), что подтверждается выполнением организацией на территории Российской Федерации самостоятельно и (или) в кооперации с другими организациями хотя бы одной из следующих операций:

  • проектирование (разработка) электронной компонентной базы (электронных модулей), и (или) ее составных частей, и (или) программного обеспечения для электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) ее составных частей;

  • проектирование (разработка) сложнофункциональных блоков;

  • проектирование (разработка) материалов и (или) технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), включенных в перечень материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.07.2022 № 1311;

  • проектирование (разработка) и изготовление корпусов электронной компонентной базы (электронных модулей) и их элементов;

  • разработка структуры, логической и (или) электрической принципиальной схемы, топологии электронной компонентной базы (электронных модулей), микроэлектромеханических устройств, оптоэлектронных устройств, изделий и технологий фотоники;

  • разработка окружения тестирования и верификации моделей электронной компонентной базы (электронных модулей), устройств или сложнофункциональных блоков, а также выполнение работ по тестированию и верификации электронной компонентной базы (электронных модулей) и сложнофункциональных блоков;

  • разработка средств проектирования электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;

  • проектирование (разработка) электронной (радиоэлектронной) продукции, и (или) ее составных частей, и (или) программного обеспечения для электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) ее составных частей;

  • производство электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) ее составных частей;

  • изготовление корпусов и их составных частей для производства электронной компонентной базы;

  • производство электронной (радиоэлектронной) продукции, предусмотренной перечнем электронной (радиоэлектронной) продукции для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2022 № 1310;

  • изготовление пластин по полному или частичному циклу с кристаллами и их измерение;

  • сборка кристаллов в корпусе.

Обратите внимание: формирование и ведение реестра осуществляются Минпромторгом в государственной информационной системе промышленности (ГИСП) путем формирования или изменения реестровых записей. Минпромторг ежеквартально, не позднее 5-го числа первого месяца квартала, направляет перечень организаций, включенных в реестр, в ФНС.

Включение (исключение) организации, внесение изменений в реестр

Включение организации в реестр или внесение изменений в реестровую запись осуществляется по результатам рассмотрения заявки на включение в реестр или заявки на внесение изменений в реестровую запись на основании экспертного заключения о соответствии организации установленным требованиям.

Экспертное заключение выдает подведомственное Минпромторгу ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» в определенном порядке.

Заявка направляется в Минпромторг в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования таких заявок с использованием ГИСП.

К заявке на включение в реестр или заявке на внесение изменений прилагаются:

  • копии учредительных документов;

  • экспертное заключение о соответствии организации установленным требованиям;

  • копии документов, свидетельствующих об изменении сведений, содержащихся в реестре (в случае направления заявки на внесение изменений).

Заявка рассматривается 10 рабочих дней.

В случае неполноты сведений она возвращается организации на доработку с указанием причины возврата. Доработанная заявка может быть представлена с учетом устранения замечаний в течение 10 рабочих дней через ГИСП.

Минпромторг может провести дополнительную верификацию, для чего в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» направляется запрос о представлении сведений и документов, на основании которых выдано экспертное заключение. Сведения представляются не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса.

Для принятия решения у Минпромторга есть 10 рабочих дней.

Организация, получившая отказ во включении ее в реестр или во внесении изменений в реестровую запись, вправе повторно направить заявку, а также обжаловать отказ в соответствии с законодательством РФ.

Минпромторг принимает решение об исключении организации из реестра в течение 10 рабочих дней со дня:

  • поступления заявления организации об исключении из реестра;

  • выявления информации о ликвидации организации;

  • выявления несоответствия организации установленным требованиям;

  • выявления фактов представления организацией подложных документов и (или) недостоверных сведений об организации.

Отметим, что организация, включенная в реестр, обязана направить в Минпромторг заявление об исключении ее из реестра не позднее 30 дней со дня, когда она узнала или должна была узнать о прекращении ее соответствия установленным требованиям.

Обратите внимание: сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными. Выписка из реестра формируется автоматически посредством ГИСП без взимания платы.

Экспертное заключение

В целях получения экспертного заключения о соответствии организации установленным требованиям организация направляет в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт радиоэлектроники» заявку на выдачу экспертного заключения в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием ГИСП.

Условия для применения пониженных тарифов

Федеральный закон № 323-ФЗ обновил условия применения пониженных тарифов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (п. 14 ст. 427 НК РФ).

Для указанных плательщиков страховых взносов пониженные тарифы, предусмотренные пп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ, применяются при условии, что по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций в силу гл. 25 НК РФ, не менее 70% составляют доходы:

  • от реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) согласно перечню таких материалов и технологий, утверждаемому Правительством РФ;

  • от реализации услуг (работ) по производству электронной (радиоэлектронной) продукции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и (или) по производству электронной компонентной базы (электронных модулей);

  • от передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;

  • от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;

  • от реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

  • от реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в силу перечня, утверждаемого Правительством РФ.

В этом случае сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ, в нее не включаются доходы, указанные в п. 2 и 11 ст. 250 и п. 4.1 ст. 271 НК РФ, а также доходы от уступки права требования долга, возникшего при признании доходов, поименованных в настоящем пункте.

Напомним, что п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, определенного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту, и в виде положительной курсовой разницы, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

В пункте 4.1 ст. 271 НК РФ сказано, что средства в виде субсидий, за исключением указанных в ст. 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, учитываются в составе внереализационных доходов.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет определенное условие, а также в случае ее исключения из реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленному условию либо произошло исключение из данного реестра.

В этом случае лицом, входящим в одну группу лиц с названной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в организации прямо участвует третье лицо. Доля участия во всех случаях составляет более 50%.

Дополнено, что порядок формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в том числе основания для включения организации в указанный реестр и исключения из него, требования к организациям для включения в реестр, устанавливается Правительством РФ.

Тарифы страховых взносов

Согласно пп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ для плательщиков, указанных в пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ, начиная с 2021 года, в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;

  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Всего пониженный размер тарифа страховых взносов для рассматриваемой категории плательщиков в 2022 году составляет 7,6%.

Отметим, что с 2023 года будет действовать п. 2.2 ст. 427 НК РФ, согласно которому для плательщиков, указанных в пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в рамках установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Изменения внесены Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ.

Применение новых норм

Действие положений ст. 427 НК РФ (в новой редакции), вступивших в силу 14 июля 2022 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ действие положений ст. 427 НК РФ (в новой редакции) в 2022 году распространяется также на организации, включенные на день вступления в силу Федерального закона № 323-ФЗ (14 июля 2022 года) в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, который ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством РФ, при соблюдении ими условия применения соответствующих пониженных тарифов страховых взносов.

* * *

Федеральный закон № 323-ФЗ установил новые условия применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности:

  • российские организации должны быть включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;

  • по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, не менее 70% должны составлять доходы от реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) и других специальных видов доходов, указанных в п. 14 ст. 427 НК РФ.

Действие положений ст. 427 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, а также в 2022 году распространяется на организации, включенные на 14 июля 2022 года в реестр Минпромторга.

По сравнению с ранее действовавшими условиями применения пониженных тарифов страховых взносов с 90% до 70% снижен размер специальных видов доходов, а также исключено требование о среднесписочной численности работников организации за расчетный (отчетный) период не менее семи человек.

Одновременно установлены виды специальных доходов, которые учитываются в доле доходов (70%) для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Кроме того, определено понятие «лицо, входящее в одну группу лиц с данной организацией».