Автор: Татьяна Бойкова, эксперт
RosCo - Consulting & audit

Государство не может существовать без такой функции, как сбор налогов. Одним из основных налогов, существенно пополняющих бюджет нашей страны, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Плательщиками НДФЛ являются:

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

- физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ (п.1 ст. 207 НК РФ).

В целях налогообложения под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Обязанность по уплате НДФЛ не зависит от правового статуса физического лица и обусловлена только фактом получения дохода на территории РФ или за ее пределами. То есть, такие факторы как наличие (отсутствие) гражданства, место рождения или место жительства, равно как и основания пребывания или проживания на территории РФ не являются определяющими показателями при исчислении НДФЛ.

Таким образом, нерезидентом может оказаться гражданин РФ и наоборот, резидентом РФ – иностранец.

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, установлена налоговая ставка 30%. Доходы резидентов РФ в большинстве случаев облагается по ставке НДФЛ 13%.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов:

-  от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка составляет 15%;

- от осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ (по найму у физических лиц, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13%;

- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка составляет 13%;

- от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13%;

- от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка составляет 13%;

- от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13% (норма введена в действие Федеральным законом от 04.10.2014 N 285-Ф с 6 октября 2014 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года).

Обращаем Ваше внимание, что налоговые резиденты РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеют право воспользоваться различными налоговыми вычетами, виды и порядок предоставления которых регламентированы ст.ст. 218-221 НК РФ. Нерезиденты РФ прав на такие вычеты не имеют (п. 4 ст. 210 НК РФ).

Определение статуса налогового резидента

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (см. также письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-04-05/43779), а с 2014 года - также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п.1 ст. 210 НК РФ).

Обращаем внимание, что ответственность за правильность определения налогового статуса работника, равно как и исчисление и уплата налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на организации. Поэтому, несмотря на то, что статья 65 Трудового кодекса РФ содержит исчерпываемый перечень документов, которые можно истребовать у работника при его приеме на работу, для точного определения налогового статуса, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым доходам налоговую ставку, установленную для нерезидентов – 30% (письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676).

Перечень документов, которые подтверждают налоговый статус физического лица, законодательно не установлен. На практике ими могут быть справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в РФ (см. например Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2014 г. N Ф07-8864/12 по делу N А13-18291/2011).

Отметим, что период в 183 календарных дня не прерывается на время выезда из РФ для краткосрочного обучения или лечения, а с 2014 года - также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Списка ограничений по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран не установлено, главный критерий – краткосрочность отсутствия – период менее 6 месяцев (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 октября 2012 г. N 03-04-05/6-1155).

Когда изменяется ставка...

Для определения ставки НДФЛ, подлежащей применению, налоговый статус работника определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения на территории РФ.

При определении налогового статуса работника необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, причем это не обязательно должен быть календарный год с 01 января по 31 декабря, это может быть любой период, равный 12 месяцам, например с 12 июля 2014 по 12 июля 2015 года.

Налоговый статус физического лица может неоднократно меняться в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации и за ее пределами. Если физическое лицо становится резидентом РФ, то с момента приобретения статуса резидента его доходы должны облагаться по ставке 13% и наоборот, если физическое лицо утрачивает статус резидента, то с момента потери статуса, полученные им доходы, облагаются налогом по ставке в размере 30% (ст. 224 НК РФ).

В том случае, если налоговый статус изменился с «нерезидента» на «резидент» налоговое законодательство предусматривает возврат суммы НДФЛ налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогам налогового периода (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Возврат суммы переплаты производится налоговым органом, в котором налогоплательщик был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации по окончании налогового периода, а также документов (см. выше), подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде. Порядок возврата суммы переплаты установлен статьей 78 НК РФ.

Ранее в 2011 на основании разъясняющих писем Минфина России пересчет налога по ставке 13% осуществлялся только налоговым органом и только при подаче налоговой декларации 3-НДФЛ в комплекте с документами, подтверждающими статус резидента РФ, и возвращал излишне уплаченный налог также налоговый орган. Например, если с работника-нерезидента НДФЛ удерживался с начала года по ставке 30%, а в июне физлицо получило статус резидента, то далее налоговый агент должен удерживать налог по ставке 13%, однако пересчитывать налог за период с января по июнь было не нужно. Это делал налоговый орган на основании декларации физлица (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-108).

Позднее Минфин России изменил свою точку зрения и наряду с упоминанием об обязанности налоговых органов возвращать НДФЛ, стал говорить о том, что если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть, физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала календарного года подлежат налогообложению по ставке 13%.

В этом случае налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление НДФЛ производится нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в РФ в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету налоговым агентом при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника. Фактически это означает, что НДФЛ пересчитывается за весь период с начала года по ставке 13% налоговым агентом (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2012 г. N 03-04-05/6-443 «О возврате сумм удержанного НДФЛ в связи с изменением налогового статуса физического лица»).

Если после проведения зачета выясняется, что суммы НДФЛ, удержанные с доходов сотрудника по ставке 30%, по итогам налогового периода были зачтены не полностью, и осталась сумма НДФЛ, подлежащая возврату, вернуть сумму излишне уплаченного НДФЛ за окончившийся налоговый период налогоплательщику может только налоговый орган. Для этого работнику необходимо самостоятельно подать в территориальный орган ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ. Порядок возврата суммы переплаты установлен статьей 78 НК РФ.

По желанию налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) может быть ему возвращена.

Алгоритм возврата сумм излишне уплаченного НДФЛ:

1) подача заявления - налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета заявление в письменном виде или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) утверждена приказом ФНС от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/90@ (Приложение №8).

2) проверка выполнения условий - налоговый орган проверяет соблюдение обязательных условий:

- постановка налогоплательщика на учет в этом налоговом органе;

- отсутствие задолженности по иным налогам соответствующего вида (п. 6 ст. 78 НК РФ) и другие.

3) принятие решения - на основании заявления налогоплательщика налоговый орган принимает решение:

- о зачете или возврате переплаченной суммы;

- об отказе в осуществлении зачета (возврата);

Формы решения о зачете, решения о возврате, а также сообщения о принятом налоговым органом решении о зачете (возврате) утверждены тем же приказом ФНС от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/90@.

4) сообщение решения - в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения налогоплательщику направляется сообщение (Приложение № 3 к Приказу № ММВ-7-8/90@;), а также копия Решения налогового органа о возврате.

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) по поручению, оформленному налоговым органом на основании принятого решения.

Обратная ситуация: от 13% к 30%

На практике ситуация может быть и обратной, когда работник утратил налоговый статус резидента. В этом случае налоговый агент обязан пересчитать налог по ставке 30% и удержать из дохода работника. Суммы налога, удержанные не полностью, взыскиваются налоговым агентом с физического лица до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном статьей 45 НК РФ. Если работник уже уволился, то налоговому агенту необходимо письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ). Обязанность по уплате разницы между суммой налога, исчисленной по ставке в размере 30%, и фактически удержанной по ставке в размере 13% в этом случае должен исполнить сам налогоплательщик.

Для справки: при налогообложении доходов (в том числе - оплаты труда) иностранного работника следует учитывать положения международных соглашений между Россией и страной, гражданином которой он является. В них может быть предусмотрен особый порядок налогообложения доходов физических лиц, а также социального и пенсионного страхования.

Для устранения двойного налогообложения НДФЛ налогоплательщику может понадобиться справка, подтверждающая статус налогового резидента РФ. При этом для применения налоговым агентом ставки налога в размере 13% в отношении доходов от осуществления трудовой деятельности получение налогоплательщиком специального подтверждения от российского налогового органа не требуется (Письмо ФНС от 22 октября 2014 г. N ОА-3-17/3584@ «О порядке подтверждения статуса иностранного гражданина в качестве налогового резидента РФ»).

Статья актуальна на 18.07.15