Автор: Александр Климов, эксперт по финансовому законодательству

Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Порой по одному и тому же спорному налоговому вопросу могут различаться позиции Минфина России и налоговиков. Последнее время таких вопросов становится все меньше, поскольку ФНС России в обязательном порядке принимает для работы некоторые письма финансового ведомства.

В вопросе учета расходов в уменьшение налога на прибыль и уплаты налогов нет единого мнения порой и в разъяснениях чиновников. Один налогоплательщик получает положительный ответ на свой вопрос, а другой на аналогичный вопрос - ответ отрицательный. Рассмотрим несколько важных разъяснений финансового и налогового ведомств, которые были выпущены в 2014 году.

Список "разрешенных" расходов пополнился


Минфин России и ранее признавал локальные нормативные акты и трудовой (коллективный) договор достаточным основанием для учета надбавок в расходах по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 23.01.2008 № 03-03-06/2/5). У налоговиков по поводу локальных нормативных актов организации были сомнения, что порой приводило к спорам с компаниями с разными результатами.

Наконец-то налоговики (письмо ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15717@) согласились с тем, что если вознаграждения за выслугу лет и надбавки за стаж работы по специальности предусмотрены трудовым законодательством и устанавливаются локальными нормативными актами организации, то их можно признать как установленные законодательством России.

НДФЛ не может быть "авансовым"


Работодатели, являясь налоговыми агентами по НДФЛ, с завидной периодичностью обращаются в Минфин России и ФНС России с вопросом о времени перечисления этого налога в бюджет. А именно: когда нужно перечислять НДФЛ с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, и возможно ли перечисление этого налога в бюджет ранее даты выплаты заработной платы, отпускных, других компенсаций? Позиция чиновников в данном вопросе до сентября была неизменна (письмо ФНС России от 25.07.2014 № БС-4-11/14507@) - ежемесячное перечисление в бюджет в авансовом порядке суммы до удержания из доходов физических лиц НДФЛ не является налогом.

А вот 29 сентября 2014 года ФНС России выпустила два письма за номерами БС-4-11/19716@ и БС-4-11/19714@. В первом (письмо ФНС России от 29.09.2014 № БС-4-11/19716@) из них чиновники указывают, что при перечислении НДФЛ в бюджет авансом к компании не может быть применено каких-либо штрафных санкций. Как отмечают чиновники, в этом случае отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога. А значит, не возникает задолженности перед бюджетом.

Таким образом, делают вывод чиновники, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного статьей 123 Налогового кодекса, поскольку данной статьей предусмотрена ответственность налоговых агентов за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога.

В другом письме  (письмо ФНС России от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@) представители ФНС России повторяют, что если налоговый агент перечислил НДФЛ авансом, то это излишняя уплата и произвести зачет ошибочно уплаченных сумм в счет предстоящих платежей по указанному налогу не представляется возможным. В таком случае налоговому агенту следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, ошибочно перечисленной в бюджет, и произвести уплату НДФЛ в общем порядке в полном объеме независимо от возврата ранее уплаченных денежных средств. О чем всегда чиновники и говорили.

По мнению автора, подобное толкование норм налогового права само по себе является спорным. В частности, чиновники игнорируют право налогоплательщика и налогового агента на досрочное исполнение обязанностей по уплате налога (п. 2 ст. 24, абз. 2 п. 1, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Что касается заработной платы, то датой получения дохода работником признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ), а не дата фактической выплаты. Поэтому, например, если организация налог, удержанный с заработной платы за ноябрь 2014 года, перечислила в бюджет 11 декабря 2014 года, а зарплату выплатила работникам 12 декабря, то никакого нарушения нет (пост. ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-9849/13). Есть и другие примеры судебных решений, когда суды в аналогичных ситуациях не усматривают нарушений законодательства о налогах и сборах (пост. Тринадцатого ААС от 16.10.2013 № 13АП-17962/13 (пост. ФАС СЗО от 04.02.2014 № Ф07-10938/13 оставлено без изменения)).


Однако с учетом позиции налогового ведомства во избежание споров с инспекторами организациям следует стремиться перечислять НДФЛ строго в день перечисления дохода на счета сотрудников в банке (день получения в банке наличных средств, предназначенных для выплаты дохода).

"Дивидендные" хитрости для налогового агента


С этого года вступили в силу поправки в законодательство, касающиеся выплаты дивидендов по акциям и удержания из них налога. В связи с этим последовал ряд разъяснений налогового и финансового ведомств. Одна из проблем возникает, когда акционерное общество (эмитент) перечисляет дивиденды по акциям не напрямую своим акционерам, а через депозитарий. В общем случае, депозитарий - номинальный держатель, в котором открыты счета депо реальных владельцев акций, которыми могут быть любые (физические и юридические), в том числе иностранные, лица. Как удерживать налог из доходов по дивидендам, если реальные владельцы акций не известны, поскольку свои права они реализуют через профессионального посредника?

В части НДФЛ ситуация следующая. Расчет и уплату налога в отношении доходов по ценным бумагам производит налоговый агент при выплате дивидендов в пользу физического лица (абз. 5 п. 7 ст. 226.1 НК РФ). При этом под выплатой понимается перечисление налоговым агентом денег как самому акционеру - физлицу, так и третьему лицу по требованию акционера (абз. 2 п. 10 ст. 226.1 НК РФ).

Таким образом, при получении дивидендов акционером - физическим лицом (права которого на акции учитываются у номинального держателя акций) налоговым агентом будет выступать номинальный держатель акций (подп. 5 п. 2 ст. 226.1 НК РФ). При получении дивидендов лицами, права которых на акции учитываются в реестре акционеров самой компанией, налоговым агентом (п. 3 ст. 275 НК РФ) будет являться непосредственно она сама.

Кстати, аналогичная ситуация и в том случае, когда владельцем акций является организация, но свои права акционера она реализует через депозитарий.

Существует и альтернативная точка зрения, основанная на системном толковании норм статьи 275 Налогового кодекса. Из этого следует, что налоговые агенты могут удерживать налоги из дивидендов по цепочке. Первым в этой цепочке стоит эмитент, и правом не облагать доходы по дивидендам номинальных держателей он не обладает. Следовательно, если номинальный держатель - российская организация, то ее доходы в виде дивидендов облагаются по ставке 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ), если иностранная - по ставке 15 процентов (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Далее, номинальный держатель, получив сумму первоначально "очищенных" дивидендов, применяет виды и ставки налогов сообразно статусу каждого реального собственника акций, или, как сейчас принято говорить, конечного бенефициара. То есть депозитарий или любой другой номинальный держатель признается налоговым агентом наряду с эмитентом.