Автор: Суворова Полина Сергеевна, старший бухгалтер Acsour

При отнесении тех или иных расходов к коммерческим необходимо учесть характер деятельности организации.  

В торговых и производственных компаниях различаются не только перечень статей расходов на продажу, но и порядок их списания.  

Какие расходы считаются коммерческими?

В ныне действующем российском законодательстве не приведено четкого определения термина «коммерческие расходы». В наиболее общем смысле коммерческие расходы – это расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ услуг. Иными словами, коммерческие расходы являются расходами на продажу и учитываются на одноименном счете «44».

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров относятся к расходам по обычным видам деятельности. К ним же относятся расходы на выполнение работ и оказание услуг. При этом, согласно п. 10 ПБУ 10/99, правила учета указанных затрат в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Таким образом, для определения постатейного перечня коммерческих расходов необходимо руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями. Например, Методические рекомендации, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 04.12.98 №402, раскрывают перечень коммерческих расходов, применяемый в организациях, занимающихся туристской деятельностью.

Несмотря на то, что структура расходов на продажу находится в тесной зависимости от отрасли применения, все многообразие статей расходов все же можно свести к следующему достаточно полному перечню:

- расходы на упаковку продукции на складах готовой продукции;

- расходы на перевозки и доставку продукции к месту отправления;

- расходы на погрузку и разгрузку продукции в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

- расходы на комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

- расходы на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

- расходы на оплату труда продавцов в организациях, занятых производством;

- расходы на рекламу;

- представительские расходы;

- расходы на заготовку, доставку товаров до центральных складов (баз) и перевозку (отправку) товаров (в торговых организациях);

- расходы на оплату труда в торговых организациях;

- расходы на аренду торговых помещений и складов готовой продукции;

- расходы на содержание торговых помещений и складов готовой продукции;

- расходы на хранение и подработку товаров;

- расходы на страхование отгруженных товаров, продукции и коммерческих рисков;

- расходы на покрытие недостачи товаров (продукции) в пределах норм естественной убыли;

- расходы на содержание заготовительных и приемных пунктов;

- прочие аналогичные расходы.

Следует обратить внимание на то, что учет коммерческих расходов в торговых и производственных компаний различается. Отличие заключается в том, что торговые организации включают в расходы на продажу все расходы, понесенные по основным видам деятельности. Производственные же организации относят к коммерческим расходам только те, которые были понесены в процессе сбыта продукции.

Так, согласно Инструкции по применению плана счетов в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы:

- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;

- по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;

- на рекламу;

- на представительские расходы;

- другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):

- на перевозку товаров;

- на оплату труда;

- на аренду;

- на содержание зданий,

- сооружений, помещений и инвентаря;

- по хранению и подработке товаров;

- на рекламу;

- на представительские расходы;

- другие аналогичные по назначению расходы.

Рассмотрим данное различие на конкретных примерах.

Пример 1.

ООО «Альфа», являясь торговой организацией, в сентябре 2011г. начислило заработную плату своим сотрудникам в размере 200 000,00 руб. Также в сентябре 2011г. ООО «Альфа» начислило амортизацию основных средств в размере 10 000,00 руб.;

26.09.2011г. ООО «Альфа» понесло расходы на рекламу в размере 70 800,00 руб., в т.ч. НДС;

29.09.2011г. ООО «Альфа» получило закрывающий акт от поставщика транспортных услуг в размере 47 200,00 руб., в т. ч. НДС.

Бухгалтер ООО «Альфа» отражает указанные операции следующими проводками:

Дата

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

26.09.2011

44

60

60 000,00

Отражены расходы на рекламу

26.09.2011

19

60

7 800,00

Отражен НДС по приобретенным услугам.

29.09.2011

44

60

40 000,00

Отражены расходы на транспортировку товаров

29.09.2011

19

60

7 200,00

Отражен НДС по приобретенным услугам

30.09.2011

44

70

200 000,00

Начислена заработная плата сотрудникам организации

30.09.2011

44

70

200 000,00

Начислена заработная плата сотрудникам организации

30.09.2011

44

69

68 000,00

Начислены страховые взносы с фонда оплаты труда

30.09.2011

44

02

10 000,00

Начислена амортизация

Пример 2.

ООО «Омега», являясь производственной организацией в сентябре 2011г. начислило заработную плату своим, занятым в производстве, сотрудникам в размере 400 000,00 руб. Заработная плата сотрудникам, занятым в упаковке продукции, составила 52 000,00.Также в сентябре 2011г. ООО «Омега» начислило амортизацию основных средств в размере 100 000,00 руб.;

26.09.2011г. ООО «Омега» понесло расходы на рекламу в размере 59 000,00 руб., в т.ч. НДС;

29.09.2011г. ООО «Омега» получило закрывающий акт от поставщика транспортных услуг в размере 47 200,00 руб. , в т. ч. НДС.

Дата

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

26.09.2011

44

60

50 000,00

Отражены расходы на рекламу в составе коммерческих расходов

26.09.2011

19

60

9 000,00

Отражен НДС по приобретенным услугам.

29.09.2011

44

60

40 000,00

Отражены расходы на транспортировку товаров в составе коммерческих расходов

29.09.2011

19

60

7 200,00

Отражен НДС по приобретенным услугам

30.09.2011

20

70

400 000,00

Начислена заработная плата сотрудникам организации, занятым в производстве

30.09.2011

20

69

136 000,00

Начислены страховые взносы с фонда оплаты труда сотрудников, занятых в производстве

30.09.2011

44

70

52 000,00

Начислена заработная плата сотрудникам упаковочного цеха

30.09.2011

44

69

17 680,00

Начислены страховые взносы с фонда оплаты труда сотрудников упаковочного цеха

30.09.2011

20

02

100 000,00

Начислена амортизация

Из двух приведенных примеров наглядно видно, что торговые организации отражают в составе коммерческих расходов все издержки обращения, а производственные компании расходы в части, приходящейся на сбыт продукции.

Т.к. перечень, приведенный в Инструкции по применению плана счетов является открытым, во избежание споров производственным компаниям желательно предусмотреть в своей учетной политике перечень затрат, относящихся на коммерческие расходы.

В бухгалтерской отчетности, согласно ПБУ 4/99, коммерческие расходы отражаются в Отчете о прибылях и убытках по строке 2210.

Списание коммерческих расходов

Согласно п. 20 ПБУ10/99 организация должна отразить в своей учетной политике порядок списания коммерческих расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета Расходы на продажу списываются полностью или частично в Дт счета 90. При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Рассмотрим указанный порядок частичного списания расходов на продажу на примерах ООО «Альфа» и ООО «Омега».

Пример 3.

Допустим, ООО «Альфа» в сентябре 2011 года реализовало товаров на общую сумму
6 490 000,00 руб., в т. ч. НДС, на конец месяца на складе компании числится остаток нереализованного товара на сумму 275 000,00 руб. без учета НДС.

Сначала рассчитаем долю нереализованного товара в сумме реализации:

275 000,00/(6 490 000,00/118*100) = 275 000,00/5 500 000,00 = 5%

Теперь определим сумму расходов на транспортировку, подлежащих списанию 30.09.2011г.:

40 000,00 – 5% = 38 000,00 руб.

Все остальные коммерческие расходы списываются в той сумме, в которой фактически были понесены:

Бухгалтер ООО «Альфа» делает следующие бухгалтерские проводки:

Дата

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

30.09.2011

90

44

60 000,00

Списаны расходы на рекламу

30.09.2011

90

44

38 000,00

Списаны расходы на транспортировку

30.09.2011

90

44

200 000,00

Списаны расходы на оплату труда

30.09.2011

90

44

68 000,00

Списаны расходы на оплату труда

30.09.2011

90

44

10 000,00

Списана сумма амортизации

Пример 4.

Допустим, ООО «Омега» производит два вида готовой продукции: А и В.

В сентябре 2011г. было отгружено продукции А на сумму 7 500 000,00, в т. ч. НДС и продукции Б на сумму 2 500 000,00, в т. ч. НДС.

Сначала рассчитаем долю каждого вида продукции в общей сумме реализации:

Доля продукции А: 7 500 000,00/10 000 000,00 = 75%;

Доля продукции B : 2 500 000,00/10 000 000,00 = 25%.

Теперь необходимо рассчитать доли расходов на упаковку и транспортировку, приходящиеся на продукцию А и B соответственно:

Доля расходов на упаковку продукции А:

(52 000,00 + 17 680,00) * 75% = 69 680,00;

Доля расходов на упаковку продукции В:

(52 000,00 + 17 680,00) * 25% = 17 420,00;

Доля расходов на транспортировку продукции А:

40 000,00 * 75% = 30 000,00;

Доля расходов на транспортировку продукции В:

40 000,00 * 25% = 10 000,00;

Допустим, что в учетной политике ООО «Омега» отражен способ распределения расходов на рекламу пропорционально выручке от каждого вида продукции:

Доля расходов на рекламу продукции А:

50 000,00 * 75% = 37 500,00;

Доля расходов на рекламу продукции В:

50 000,00 * 25% = 12 500,00;

Бухгалтер ООО «Омега» сделает следующие бухгалтерские проводки 30.09.2011г.:

Дата

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Содержание операции

Дт

Кт

30.09.2011

90

44

37 500,00

Списаны расходы на рекламу продукции А

30.09.2011

90

44

12 500,00

Списаны расходы на рекламу продукции В

30.09.2011

90

44

30 000,00

Списаны расходы на транспортировку продукции А

30.09.2011

90

44

7 200,00

Списаны расходы на транспортировку продукции В

30.09.2011

90

20

536 000,00

Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в производстве

30.09.2011

90

44

69 680,00

Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в упаковке продукции А

30.09.2011

90

44

17 420,00

Списаны расходы на оплату труда сотрудников, занятых в упаковке продукции В

30.09.2011

90

20

100 000,00

Списана сумма амортизации

Итак, из рассмотренных примеров наглядно видна разница в расчетах и отражении на счетах бухгалтерского учета коммерческих расходов в торговых и производственных организациях.

При этом целесообразно закрепить в учетной политике тот или иной метод распределения коммерческих расходов.

Налоговый учет коммерческих расходов:

С точки зрения налогового законодательства, учет коммерческих расходов осложняется тем фактом, что среди расходов на продажу, поименованных в Инструкции к плану счетов бухгалтерского учета, присутствуют расходы на рекламу, которые являются нормируемыми согласно п. 4 ст. 264 НК РФ.

Для исчисления налога на прибыль расходы на рекламу могут быть приняты только в сумме, не превышающей 1% от выручки.

Допустим, что данные о выручке и расходов на рекламу для ООО «Альфа» в примере выше рассчитаны нарастающим итогом за 9 месяцев 2011г.:

Пример 5.

Сумма выручки ООО «Альфа» без НДС составила 5 500 000,00 руб.;

Сумма расходов на рекламу составила 60 000,00 руб.

Норма расходов на рекламу согласно п. 4 ст. 264 НК РФ:

5 500 000,00*1% = 55 000,00 руб.

60 000,00 руб. > 55   000,00 руб.

Таким образом, ООО «Альфа» сможет учесть расходы на рекламу для целей исчисления налога на прибыль только в пределах 55 000,00 руб.

Разница между расходами в бухгалтерском и налоговом учете составит 5 000,00 руб.

Среди коммерческих расходов есть еще один вид затрат, попадающий в категорию нормируемых. Это потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке продукции. С точки зрения налогового учета подобные расходы отражаются в пределах норм естественной убыли согласно п. 7 ст. 254 НК РФ.

В данном случае возможно избежать возникновения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Для этого в учетной политике организации необходимо предусмотреть, что в бухгалтерском учете недостачи и порчи ценностей при хранении и транспортировке также учитываются в пределах норм естественной убыли.

Нормы естественной убыли утверждены в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении от 12.11.2002 № 814.