Александр Здоровенко,
консультант по налогам и сборам
(г. Самара)

Журнал «Документы и комментарии» № 7, февраль 2010 г .


ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 01.02.10 № 3-2-06/10 "О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ НА НИОКР"

ПРИЧИНА РАЗНОГЛАСИЙ
Специалисты Минфина России в письме от 24.12.09 № 03-03-05/251 (комментарий см. в «ДК» № 5, 2010) позволили учитывать расходы на выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) независимо от полученного результата равномерно в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были завершены. Причем письмо содержало просьбу довести позицию, изложенную в этом письме, до налоговых органов для использования в работе.

Как нами было отмечено, точка зрения финансового ведомства идет вразрез с положениями Налогового кодекса. И вот теперь ФНС России прямо отказывается выполнять данное ему указание, несмотря на то что такая обязанность предусмотрена действующим законодательством о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Мотивировка отказа все та же: несоответствие требованиям налогового законодательства, а именно абзацу 2 пункта 2 статьи 262 НК РФ.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МИНУСЫ
По мнению Минфина России, если соблюдать условие об использовании достигнутых результатов исследований и разработок в производстве, то это ставит предприятия, успешно завершившие работы, в худшие условия по сравнению с теми, чьи расходы на НИОКР не дали положительного эффекта. Но так ли это на самом деле?

Ни для кого не секрет, что намеченные результаты могут быть достигнуты не всегда. Порой только в процессе осуществления работ, а иногда и вообще после их окончания можно понять, что выбранный путь не позволит добиться желаемого. Однако значительные расходы уже понесены.

Но, как говорится, отрицательный результат - это тоже результат. И чтобы не пропал интерес к инновационной деятельности, законодатель и предусмотрел возможность учета понесенных расходов при налогообложении. Чем быстрее налогоплательщик будет возвращать свои средства, тем у него будет больше желания продолжать НИОКР до момента достижения заданных целей.

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ УСЛОВИЕ
Несколько иным нам видится подход в признании расходов на исследования, достигшие намеченного результата. И как раз на это обращает особое внимание налоговая служба.

Законодательство о налогах и сборах прямо определяет условие использования положительных результатов НИОКР как необходимое для учета таких сумм в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Но, установив отсчет времени для правомерного учета расходов при налогообложении прибыли от даты завершения разработок, законодатель лишает часть налогоплательщиков возможности учесть их. Это происходит, если использование положительных результатов НИОКР началось позже одного года со дня их завершения. В то же время такая задержка внедрения может быть обусловлена объективными обстоятельствами. Например, не всегда реально использовать передовую технологию на устаревшем оборудовании. А на переоснащение нужно время и значительные денежные средства.

НАШИ СОВЕТЫ
Мы, со своей стороны, снова посоветуем налогоплательщикам, оказавшимся в такой непростой ситуации, воспользоваться выгодными для них разъяснениями Минфина России. Но только в части, позволяющей учитывать расходы на разработки независимо от периода, прошедшего между их завершением и началом использования результатов. Подчеркнем еще раз: это возможно сделать лишь после начала использования результатов НИОКР.

Действовать в полной мере согласно рекомендациям Минфина России можно будет только после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.