Елизавета Миронова,
эксперт «ДК»

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 9, май 2009 г.

В Минфине России решили, что для целей списания сумм депонированной заработной платы сотрудников, в том числе уволенных, следует применять не общий трехгодичный срок исковой давности, а сокращенный трехмесячный. Основание - только в течение трех месяцев работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Впрочем, есть аргументы, доказывающие, что неполучение начисленной зарплаты не является индивидуальным трудовым спором. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 02.04.09 № 03-03-06/1/211)

НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ СУММЫ НУЖНО СПИСЫВАТЬ РАНЬШЕ

Допустим, на предприятии в составе кредиторской задолженности числится депонированная заработная плата работников, в том числе уволенных. Через какое время можно списать невостребованную зарплату и включить во внереализационные доходы по пункту 18 статьи 250 НК РФ? Нужно ли ждать, когда истечет общий трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса РФ)? Или же, учитывая, что задолженность возникла из трудовых отношений, следует применить трехмесячный срок, установленный в статье 392 Трудового кодекса РФ?

Обычно на практике депонированную зарплату списывали после того, как истечет общий срок исковой давности. Однако в финансовом ведомстве сочли, что в этом случае необходимо руководствоваться трудовым законодательством*.

* Если депонируются выплаты, предназначенные лицам, которые не состоят в штате компании (например, членам совета директоров), Минфин России считает возможным применять трехгодичный срок исковой давности (письмо от 11.01.06 № 03-03- 04/1/1).

НЕПОЛУЧЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ТРУДОВЫМ СПОРОМ

К сожалению, авторы комментируемого письма не обосновали, почему в рассмотренной ситуации следует применять сокращенный срок исковой давности. Напомним, что, согласно статье 392 ТК РФ, у работника есть три месяца для того, чтобы обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Этот срок отсчитывается с момента, когда человек узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Но возникает ли индивидуальный трудовой спор, если работник сам не явился получать зарплату? Можно ли считать, что в данном случае нарушены его права?

Диана Белоусова, главный эксперт по правовым вопросам ЗАО «РУФАУДИТ», полагает, что в описанной ситуации нет признаков индивидуального трудового спора:

Согласно статье 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работником и работодателем, связанные с применением законодательства о труде.

Но при депонировании заработной платы таких разногласий вообще не возникает. Работодатель начислил зарплату в полном размере, получил в банке наличные средства, предназначенные для выдачи сотруднику, и был готов выплатить их ему в установленный срок. Это может быть подтверждено выписками с банковского счета, чековой книжкой, зарплатными ведомостями, дебетовым оборотом по счету 70 и другими документами. Поскольку работник не явился получать зарплату (независимо от того, по какой причине), сумма была депонирована. Таким образом, право работника на получение зарплаты не нарушено. Значит, ни у работника, ни у трудовой инспекции нет оснований предъявлять претензии работодателю.

Важным признаком индивидуального трудового спора служит то, что разногласия могут быть урегулированы сторонами до обращения в суд (через переговоры, согласование позиций и т. д.).

Однако депонированная заработная плата выдается сотруднику по его первому требованию. Соответственно мероприятия по урегулированию вопроса о выдаче депонированной зарплаты не нужны.


Таким образом, достаточно оснований, чтобы по-прежнему включать депонированную зарплату в доходы только после окончания общего срока исковой давности.