Автор: Палько Е. А., эксперт журнала

Журнал "Бухгалтер Крыма" № 10/2021

Деятельность участника СЭЗ в Крыму и Севастополе регламентируется все более четко благодаря внесению поправок в Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ и принятию в соответствии с этим нормативных актов.

Но по-прежнему у налогоплательщиков и контролирующих органов имеются разные взгляды на некоторые аспекты такой деятельности. Поэтому мы считаем необходимым ознакомить наших читателей с Определением ВС РФ от 27.08.2021 № 310-ЭС21-14160, которое затронуло важную сторону деятельности налогоплательщиков в СЭЗ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в силу Федерального закона № 377-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным указанным законом.

В Письме Минфина России от 28.05.2018 № 03-15-06/36109 отмечается следующее. Если организация является участником СЭЗ, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории Севастополя и Крыма в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, независимо от этапа выполнения работ при осуществлении этих видов деятельности, значит, в том числе лиц, занятых в процессе организации производства и подготовки к его началу[1].

На практике контролирующие органы необоснованно сужают сферу деятельности, которая, по их мнению, удовлетворяет положениям инвестиционной декларации конкретного налогоплательщика. Пример – дело № А83-5003/2019, итог которому (в пользу налогоплательщика!) и подвел ВС РФ в Определении № 310-ЭС21-14160.

Исходя из ч. 21 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ участник СЭЗ реализует инвестиционный проект в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ. То есть ключевым условием участия в СЭЗ и пользования соответствующими льготами является содержание договора, в частности вид деятельности, которым намерен заниматься налогоплательщик, реализуя инвестиционный проект.

На основании ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 377-ФЗ предусмотренная инвестиционным проектом инвестиционная декларация должна содержать в том числе виды деятельности с учетом требований, установленных ч. 2 и 3 ст. 12 закона.

В рассматриваемом случае организация являлась участником предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ и осуществляла деятельность по переработке и консервированию рыбо- и морепродуктов (код ОКВЭД 15.20), являющуюся основным видом деятельности общества. Этот код приведен по прежнему варианту ОКВЭД[2], ныне он не действует.

С 01.01.2017 в связи с введением в действие новой редакции классификатора – ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))[3] код вида экономической деятельности 15.20, указанный в договоре об условиях деятельности в СЭЗ на территории Республики Крым, стал соответствовать коду 10.20 «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков».

Согласно определению, данному во введении к ОКВЭД 2, объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).

Как установили арбитры, деятельность по переработке рыбы, включая ее охлаждение, глубокую заморозку и т. д., на рыбозаводах, расположенных на берегу, в силу ОКВЭД 2 относится к группе видов экономической деятельности 10.20 «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков». Указанная экономическая деятельность является основной для организации, что отражено в сведениях о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В инвестиционной декларации организации указана цель инвестиционного проекта – создание производства по переработке рыбы и работы, входящие в технологический процесс осуществления основного вида экономической деятельности – «Переработка и консервирование рыбо-и морепродуктов»:

  • вылов рыбы как сырья для дальнейшей переработки;

  • доставка выловленной рыбы на берег и ее переработка в производственном цеху;

  • реализация переработанной рыбы оптовым покупателям.

При этом для вылова рыбы и ее доставки на берег для дальнейшей переработки предусмотрено использование конкретного судна – СЧС-1006.

Налоговики сочли, что судно СЧС-1006, а также его экипаж задействованы в виде экономической деятельности 03.11 «Рыболовство», что не соответствует коду ОКВЭД 10.20, указанному в инвестиционной декларации.

Пунктом 1 Методических указаний по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) для формирования сводной официальной статистической информации[4] предусмотрено, что вспомогательным видом экономической деятельности является деятельность, которая выполняется в рамках организации с целью обеспечения или облегчения производства указанной организацией товаров и услуг, предназначенных для продажи на сторону. Сама продукция этих вспомогательных видов экономической деятельности не поставляется третьим сторонам. Сведения по вспомогательным видам экономической деятельности, как правило, включаются в данные по основному виду экономической деятельности организации.

Судьи пришли к выводу, что вылов рыбы является вспомогательным видом деятельности в рамках основного вида экономической деятельности организации – переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков.

Судьи сослались также на Письмо Минэкономразвития Республики Крым от 21.06.2018 № 3974/15.1[5], направленное в адрес Ассоциации участников СЭЗ Крыма, членом которой является организация, в котором разъяснено: в условиях, когда вылов рыбы является частью полного цикла производства товарной продукции (рыбы замороженной), этот вид деятельности (вылов рыбы) является вспомогательным и сведения по нему включаются в показатели основного вида деятельности («переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков»).

В соответствии с инвестиционной декларацией организации вылов рыбы представляет собой первый этап технологического процесса осуществления экономической деятельности «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов».

Поэтому экипаж судна СЧС-1006, осуществляющий добычу и доставку основного сырья для производства товарной продукции, принимает непосредственное участие в осуществлении экономической деятельности, являющейся предметом инвестиционного договора, а именно переработки и консервирования рыбы, ракообразных и моллюсков.

Кроме того, суд отметил, что в бухгалтерском учете затраты на оплату труда членов экипажа судна СЧС-1006 в полном объеме включаются в состав прямых расходов, связанных непосредственно с выпуском готовой продукции – рыбы замороженной. Указанные затраты аккумулируются на счете 20 «Основное производство» в соответствии с разд. III Инструкции № 94н[6] и включаются в себестоимость готовой продукции – рыбы замороженной. Поэтому применение пониженных тарифов к выплатам сотрудникам, занятым в таких видах работ, является обоснованным.


[1] При этом в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией – участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих на территории Крыма и Севастополя виды деятельности, не указанные в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, пониженные тарифы, установленные ст. 427 НК РФ, не применяются.

[2] ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.

[3] Утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

[4] Утверждены Приказом Росстата от 31.12.2014 № 742.

[5] Это орган управления СЭЗ, осуществляющий контроль за исполнением участниками СЭЗ условий договоров об условиях деятельности в СЭЗ на территории Республики Крым.

[6] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.